А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера..12
Написал Имам муджаддид шейхуль Ислям Мухаммад бну Абдульваххаб Ат-Тамими
Шарх: Шейха Салиха бну Фаузана Абдуллаха Аль- Фаузана
Перевёл: Абу Усама Анас ибн Вагиз Ат-Татари
Дар аль-хадис Даммадж
1431г.х
çi⁄9²ا ýa⁄9²ا aا ç~s
Матн
Я прошу щедрого Аллаха, Господа великого трона, чтобы он взял тебя под своё покровительство в этой и последней жизни. И сделал из числа тех, которые благодарят Аллаха за то, что Он дает им, и проявляют терпение когда Он их испытывает, и просят прощения за свои грехи. Эти три вещи являются признаком счастья.
Шарх
В этих четырех правилах о которых упомянул шейхуль-Ислям Мухаммад ибн АбдульВаххаб, содержится то, посредством чего познается сущность таухида и ширка. Какое правило используется в отношение таухида, и какое правило используется в отношение ширка? Потому что люди путаются в этих двух вещах, так как каждый из них понимает их соответственно со своими желаниями.
Однако, обязанностью для всех нас, является извлекать правило относительно этих двух вещей, возвращаясь к Корану и Сунне. Для того, чтобы эти правила были правильными, они должны быть взяты из книги Аллаха и Сунны Его посланника .
Шейхуль-Ислям Мухаммад ибн АбдульВаххаб взял эти правила не от себя, как это делают многие, он взял их из книги Аллаха и жизни Его посланника .
Если ты узнаешь и поймешь эти правила, тебе станет не трудно понять таухид, ради которого Всевышний Аллах послал Своих посланников и ниспослал Свои Книги, и понять ширк в котором имеется вред и опасность как в этой так и последней жизни.
Эта вещь очень важная, ведь все поклонения, как пост, молитва, паломничество и д.р. не будут приняты, если они не будут построены на правильном вероубеждении, а это таухид Всевышнего Аллаха.
И перед тем, как шейхуль-Ислям объяснил эти правила, он сделал небольшое вступление, которое в своей сущности, является очень великим. В нем содержится мольба за требующего знания, он сказал: Я прошу щедрого Аллаха, Господа великого трона, чтобы он взял тебя под своё покровительство в этой и последней жизни.
В этом великом вступлении, шейх делает дуа за требующего знания, который изучает свою акыду желая при этом познать истину и отстраниться от заблуждений. Подобный человек в действительности нуждается в том, чтобы Аллах взял его под Своё
покровительство. И если же Аллах возьмет его под Своё покровительство в этой и последней жизни, пути неприятности к нему будут закрыты, Всевышний Аллах сказал:
ُت 9sُ
¹A’
َآَé ُ9واْ َأوِْ²َ!i ُؤ ُه ُç ا²
ýَiíِ ²’َوا
ِت ِإَ,² اs²ُ9ِر
¹aَ ²ُÁ
²ا ýَ a’
çøُ çُ
9ِ zْ
iاُْ9sُaَ ! ýَ
iíِ ²’ا y
َوِ²
Aُ ²ّ²ا
َ¹zِ² ُrوَن
¹øَ iéِ
ُهçْ
ِر¹s’²ا ُب
¹⁄َ aْ
َ“ َأ
ِت أُوَْ²ـِs
¹aَ ²ُÁ
²ا ,²ِإَ ِر 9s ²ا ýَ a’
çøُ sَ9çُ
9ِ zْ iُ
Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно. 1
Если Аллах возьмет тебя под Своё покровительство, Он выведет тебя из мрака к свету, из мрака куфра, ширка и сомнений, к свету веры, полезных знаний и праведных дел.
Всевышний сказал:
ْçøُ ²َ ,²َْ9aَ
¹²َ ýَ
i9ِ éِ¹²َ ²اْ ن’
َوَأ
ا9sُaَ ! ýَ
iíِ ²’ا ,²َْ9aَ
Aَ²’²ا ن’
!َsِ “َ
َذِ²
Это – потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у неверующих нет покровителя.2
Если Аллах возьмет тебя под своё покровительство, это значит что Он даст тебе свою заботу, дав тебе правильный путь (манхадж), по которому ты будешь следовать. А в той жизни, Он возьмет тебя под своё покровительство тем, что Он введет тебя в Рай, где ты прибудешь там вечно, не испытаешь ты там ни страха ни болезни, ни горя ни печали, и не постигнет тебя там старость.
Так же сказал: И чтобы Он сделал тебя баракатным где бы ты ни был.
Если Аллах сделает тебя баракатным где бы ты ни был, это предел желаемых вещей. Чтобы Он дал тебе баракат в твоём пропитании, твоей жизни, твоих делах и знаний, и дал тебе баракат в твоём потомстве. Это великое благо и великая милость Всевышнего Аллаха.
Так же сказал: И чтоб сделал тебя из числа тех, которые благодарят Аллаха за то, что Он дает им.
Это в отличие от тех, которые проявляют неблагодарность Аллаху за то, что Он им дал. Как много людей проявляют неблагодарность Всевышнему Аллаху за блага, которыми Он их одарил. Они используют их в греховных вещах, что стало причиной их бед и несчастий. А что касается того, кто благодарит Аллаха, то Он дает ему добавку, Всевышний сказал:
ٌrirِ nَ
²َysاِíَ ⁄َ
َآَ9éُْçïْ ِإ ’ن
َوَ²ِýs
ْç²ُ s’rَ iِز eَ
ْçïُْ9²َ nَ
ýsِ²َ ْç²ُ s َر
َïَ! ’ذَن
َوِإذْ
1 Сура Бакара 257.
2 Сура Муxaммaд 11.
Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки».3
Так же сказал: И чтобы он сделал тебя одним из тех, которые проявляют терпение когда Он их испытывает.
Всевышний Аллах испытывает своих рабов, различными испытаниями. Он испытывает их врагами из числа неверных и лицемеров. Для того чтобы они крепко держались своей религии и не колебались, они нуждаются в терпение.
Это в отличие от тех, которые проявляют гнев и нетерпение и отчаиваются в милости Аллаха, тогда когда их постигает испытание. Подобным людям испытания лишь прибавляются, несчастья приходят поверх несчастий, пророк сказал: “Когда Аллах полюбит какой то народ, Он посылает им испытание, и тот кто проявит довольствие, ему будет довольствие, а кто же проявит гнев, тому будет гнев”. 4
Пророк так же сказал: “Наибольшие испытания приходят людям из числа пророков”.5
Испытаниями подвергались посланники, праведные люди. Испытаниями были подвергнуты все верующие рабы Аллаха. Однако, они терпели. А что касается лицемеров, то о них Всевышний Аллах сказал:
,²َ⁄َ
çَ²َëَsا Äٌ sَïْéِ
Aُ ïْsَ¹aَ
َوِإنْ َأ
Aِ sِ
ن’ !َaَ Aْ
ا ٌ9iْzَ
Aُ sَ¹aَ
ٍف َéِ!نَْأ
ْ9⁄َ
,²َ⁄َ
Aَ²’²ا rُ sُ⁄ْ iَ
ýaَ ِس
¹s’²ا ýَ
َو ِa
ýُisِaُ ²اْ ُن
ا9َ ~ْ
ُه َ9 اْ²ُz
َذِ² َ“
ِz َ9َة
َواْ!²
¹َisْr ²ا 9َ ~ِ zَ
Aِ øِ çْ َو
Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!6.
Это мирская жизнь не постоянна, прелести этой жизни и её радости не постоянны, Аллах сменяет положение Его рабов в этой жизни, с одной на другую. Сподвижники пророка , самые лучшие люди этой общины, чего только не претерпевали, Всевышний Аллах сказал:
اْ9sُaَ ! ýَ
iíِ ²’ا Aُ ²ّ²ا çَ ²َ⁄ْ iَ²َوِ ِس
¹s’²ا ýَ
iْsَ
¹øَ ²ِوُ اrَ sُ ُم ¹i’eا َ“²ْïَوِ
Aُ ²ُıْa’
َ9ëْحٌ
َْم9ëَ²اْ ç’
aَ ْrëَéَ
َ9ëْحٌ
ْç²ُ ~ْ
~َ aْ iَ إن
ýَiaِ ²ِ¹Á’
²ا ç
⁄ِ iُ bَ
َوا²ّ² ُA
اءrَ øَ nُ
ْç²ُ saِ
íَ zِ
ï’iَوَ
3 Сура Ибpaxим 7.
4 Тирмизи 4/601, ибн Маджа 4031
5 ибн Маджа 4024, Ахмад 1/172
6 Сура Xaдж 11
Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников.7
Каждый раб Аллаха, должен быть готовым к испытаниям и знать, что испытаниякоторые его постигают, не ограничиваются одним только им, подобное случалось со всеми рабами Аллаха. Вот поэтому пусть готовят себя к этому, терпят и ждут помощь от Аллаха, а итог будет за богобоязненными.
Так же сказал: И просят прощения за свои грехи.
А что касается того, кто не просит прощения за свои грехи, а прибавляет лишь только греховное, то этот несчастный, да упасет нас Аллах от этого.
Верующий раб Аллаха, это тот, который каждый раз, как согрешит, спешит к покаянию, как сказал об этом Всевышний Аллах:
b’ ِإ َب
9sُí ²ا 9ُ éِ^ْ iَ
ýaَ َو
ْçøِ sِ9sُíُ ²ِ واْ9ُ َé^ْ ïَ~ْ
¹éَ
Sup2;ّ²َA
ْçøُ ~َ
َÁَ² ُ9aاْ َأْsُé
َn ًÄ َأوْ
⁄ِ ¹éَ
اْ9²ُ⁄َ éَ
َý ِإ َذا
iíِ ²’َوا
َن9aُ ²َ⁄ْ iَ
َو ُهçْ
اْ9²ُ⁄َ éَ
¹aَ
,²َ⁄َ
ِa 9واْ
َوَç²ْ ُi
Aُ ²ّ²ا
Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили.8
Он так же сказал:
ْçøِ iْ²َ⁄َ
ُب ا²ّ²ُA
9ïُiَ “َ
ٍç َéُ!وَْ²ـِs
i9ِ ëَ
ýaِ
َن 9sُ9ïُiَ
ç’ ıُ
Äٍ²َ¹øَ çَ
sِ َء 9َ ~
َن ا²
9²ُaَ ⁄ْ iَ ýَ
iíِ ²’²ِ Aِ ²ّ²ا ,²َ⁄َ
Äُsَْ9ï’²ا ¹aَ s’ِإ
¹ًai²ِ ⁄َ
¹ًai²ِ⁄َ
َن ا²ّ²ُA
َو َآ¹
Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый.9
Под невежеством в этом аяте, не имеется в виду отсутствие знаний, потому что на незнающем нет греха. В этом аяте под словом невежество имеется в виду отсутствие благоразумия, потому что каждый, кто грешит, является невеждой с той стороны, что у него недостаточность благоразумия.
çٍi9ِ ëَ
ýaِ
َن 9sُ9ïُiَ
ç’ ıُ
7 Сура Аль- Имран 140.
8 Сура Аль-Имран 135.
9 Сура Ан-Ниса 17
И вскоре раскаиваются.
Т.е. каждый раз, как они согрешат, просят у Аллаха прощения. Потому что, ни один не застрахован от попадания в греховное, и хвала Аллаху, который открыл нам двери покаяния. Рабу Аллаха, является обязанностью, каждый раз, как он совершит грех, торопиться с покаянием. В противном же случае, если он этого не сделает, то это признак его несчастия. В подобном случае, шайтан может подойти к нему и сказать: “ тебе нет покаяния”. Эти три вещи, благодарить Аллаха за Его милости, терпеть испытания и просить прощения за свои грехи, эти три вещи является признаком счастья.
Матн
Знай, да наставит тебя Аллах, и сделает тебя из числа подчиняющихся Ему рабов, что ханафия, это религия Ибрахима . Её суть состоит в том, чтобы ты поклонялся Одному лишь Аллаху, искренне очищая перед ним свою веру, как об этом сказал Всевышний Аллах:
وِنrُ sُ⁄ْ iَ²ِ ¹²’ِإ çَ
َواْ²ِs!
ý’ çِ
²اْ üُ
ëْ ²َzَ
¹aَ َو
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.10
Шарх
Знай, да наставит тебя Аллах и сделает тебя из числа подчиняющихся Ему рабов. Это дуа шейха, и так следует поступать со своим учеником каждому учителю.
Под подчинением Аллаху, имеется в виду исполнять Его приказы и отстраняться Его запретов.
Ханафия, это религия Ибрахима .Всевышний Аллах приказал нашему пророку
следовать религии Ибрахима :
ýَiِآ 9ِ nْ
aُ²اْ ýَ aِ
َآ¹ َن
¹aَ َو
¹ًéisِ⁄َ
çَiِه ا9َ sِإْ Äَ ²’aِ
ْçsِï’ا ِن
َ“ َأ
iْ²ِإَ ¹sَiْ⁄َ
َأوْ ç’ ı
Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима, будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников».11
Религия ханафия, это религия Ханифа. Ханиф это пророк Ибрахим , ханиф переводится как «обратившийся к Аллаху, отвернувшийся от всего, что помимо Аллаха». Аллах приказал нам исповедовать религию (веру) Ибрахима .
Вера Ибрахима , заключается в том, чтобы поклоняться Единому Аллаху, очищая перед Ним свою веру, т.е. не поклоняться наряду с Аллахом кому-то ещё.
10Сура Аз-Зарият 56
11Сура Ан-Нахль 123
Это и есть, религия Ханафия. Он не сказал: «Поклоняться Аллаху», он сказал:
«поклоняться Аллаху, очищая перед Ним свою веру». Потому что если поклонение смешается с ширком, оно будет не действительным. Поклонение не будет поклонением, пока не будет очищенно от малого и большого ширка, Всевышний сказал:
ýُ iِد
َو َذِ²َ“
َة¹َآ ý’ ²ا ا9ïُْciَوُ
َة¹²َa’
²ا ا9aُ iëِiَوُ
ء¹éَsَ⁄ُ
ýَir’ ²ا Aُ ²َ ýَ
iaِ
²ِzْ aُ
Aَ²’²ا واrُ sُ⁄ْ iَ²ِ ¹²’ِإ وا9ُ aِ ُأ ¹aَ َو
Äِ aَ i’ëَ²اْ
А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера..12
Мудрость в сотворение джинов и людей, состоит в том, чтобы они поклонялись Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Среди них есть те, кто подчиняется этому, и есть те, кто не подчиняется этому, однако суть их создания заключается в этом.
Вот по этому, тот, кто поклоняется не Аллаху, или поклоняется наряду с Аллахом кому- то ещё, он тем самым идет в противоречие тому, ради чего он был создан. Он противоречит приказу и велению Аллаха.
Всевышний Аллах назвал Ибрахима отцом пророков, потому что все пророки, которые пришли после Ибрахима , были из числа его потомков. Всевышний сказал:
yéِ
َوِإs’ ُA
¹iَsْr ²ا yéِ
aُ9َ çْ
َو!َïْiَ¹sُa َأ
َواْ² ِ²َ¹ïَب
َة9’ sُ s²ا Aِ ïِi’ر’ ُذ
yéِ
¹sَ²ْ⁄َ çَ َو َب
9ëُ⁄ْ iَوَ
َق¹⁄َ ~ْ
َو َو َهْsَ¹s َ² ُA إِ
ýَ i⁄ِ
²ِ¹a’
²ا ýَ
ِz َ9ِةَ²ِa
!²اْ
Мы даровали ему Исхака и Йакуба, а его потомству – пророчество и Писание. Мы даровали ему его награду в этом мире, а в Последней жизни он будет в числе праведников.13
Всевышний Аллах сделал Ибрахима для людей имамом, т.е. примером, Он сказал:
ُل¹sَiَ bَ
َل ¹ëَ
yïِi’ر’ ُذ
ýaِ َو
َل ¹ëَ
¹ًa¹aَ ِإ ِس
¹s’²²ِ “َ
²ُ⁄ِ
¹َç ys’ِإ َل ¹ëَ
ý’ øُ a’ ïَ!َéَ ٍت
¹aَ ²ِ²َ sِ
Aُ s َر
َوِإ ِذ اْsَïَ,² ِإْs َ9ا ِهiَç
ýَiaِ ²ِ¹Á’
²ا يrِ øْ ⁄َ
Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего потомства». Он сказал:
«Мой завет не каснется беззаконников».14
Он так же сказал:
ýَ
iِآ 9ِ nْ
aُ²اْ ýَ aِ
“ُ iَ
َوَç²ْ
¹ًéisِ⁄َ
Aِ ²ّ²ِ ¹ًïsِ¹ëَ
Äًa’ ُأ َن
َآ¹
ِإ ’ن ِإْs َ9ا ِهiَç
12Сура аль-Байинат 4
13Сура Анкабут 27
14Сура Бакара 124
Воистину, Ибрахим был умой (общиной), покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников.15
Уммой, т.е имамом, за которым следуют. Ибрахим , призывал людей к поклонению единому Аллаху, как и все остальные пророки, Всевышний Аллах сказал:
ْýa’
çøُ sْaِ َو
َه َrى ا²ّ²ُA
ْýa’
çøُ sْaِ éَ َت
9sُ
¹A’
²ا اْ9sُsِïَçْ
َوا
S ُrواْ ا²ّ²َA
ِن ا
ًb َأ
9~ُ ر’
Äٍa’ ُأ S’ ُآ
yéِ
¹sَıْ⁄َ sَ
َوَ²َrëْ
ýَisِí’ ²َ aُ ²اْ Äُ sَëِ¹⁄َ
َá َآ¹َن
َآْi
ُÁ ُ9واْ
s¹éَ
َeرْضِ
ا yéِ
واْ9ُ i~ِ éَ
Äُ ²َ”á’
²ا Aِ iْ²َ⁄َ
ْüë’⁄َ
Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих.16
А что касается законов, которые давал Аллах людям, то они различаются. Они различаются в соответствие с их потребностями. Всевышний Аллах постановлял законы, после чего отменял их, заменяя другими, до тех пор, пока не пришел шариат, с которым пришел последний пророк Мухаммад .
А что касается основы религии пророков, то она одна, это таухид, он не отменился и никогда не отменится. Таухид и акыда от Адама и до последнего пророка является одной. Все они призывали к поклонению Единому Аллаху. Поклонение, это подчинение Ему во всем, что Он приказал. Если какое либо шариатское постановление отменится другим постановлением, то поступать в соответствие с новым шариатом будет считаться поклонением.
Матн
И если ты узнал, что Аллах создал тебя для того, чтобы ты Ему поклонялся, то знай, что поклонение, не будет называться поклонением без таухида, так же как молитва, не будет называться молитвой без амовения. И если в поклонение зашел ширк, он его портит точно так же, как портит омовение хадас (вещь портившая омовение).
Шарх
И если ты узнал, что Аллах создал тебя для поклонения, т.е. узнал с этого аята:
وِنrُ sُ⁄ْ iَ²ِ ¹²’ِإ çَ
َواْ²ِs!
ý’ çِ
²اْ üُ
ëْ ²َzَ
¹aَ َو
15Сура Ан-Нахль 120
16Сура Ан Нахль 36