О возникновении, действии [условий] и т.д. можно узнать из трактата [Васубандху]
Каковы условия, порождающие какие-либо конкретные явления? Сколько требуется таких условий? Когда и как действуют различные условия? Каким образом действуют условия [которые порождают] элементы и последующие проявления элементов? Распространяться на эти и другие темы можно было бы бесконечно. Для полного понимания [этих тем] следует обратиться к Абхидхармакоше Васубандху. Поскольку по самой меньшей мере необходимо понимание этого перечня причин и условий и их определений, они излагаются здесь.
П. 2.3.1.2. Воззрение Абхидхармы Махаяны
В этом разделе три части: объяснение 1) причин, 2) условий и 3) следствий.
П. 2.3.1.2.1. Причины
Порождающие причины, которые порождают [следствие]; содействующие, вместерожденные [причины]; [причины] одинакового исхода, или увеличивающие; сопутствующие друг другу причины, объединенные четырьмя общими факторами; омраченные вездесущие причины; развивающие причины тела — все они могут быть отнесены к порождающим причинам, которые в «Полном обзоре Абхидхармы» подразделяются на двадцать категорий.
Последователи Махаяны дают причинам, условиям и следствиям названия, похожие [на те, которыми пользуются последователи Хинаяны]. Однако определения этих причин, условий и следствий немного иные, а потому они объясняются отдельно.
Причина называется порождающей, или существенной, если точно установлено, что она порождает конкретное следствие.
Явления, которые вначале возникают от одной и той же [причины], а затем продолжают держаться вместе, служа при этом опорами друг другу, называются вместерожденными причинами, или содействующими причинами [278]. Их можно сравнить с родными братьями, которые родились от одной матери и живут вместе, помогая друг другу.
Вместерожденные причины бывают трех видов: внешние, внутренние и те и другие. Первые — это четыре элемента и последующие их проявления. Каждая частица четырех элементов состоит из восьми материальных частиц [земли, воды, огня, воздуха, формы, запаха, вкуса и осязаемого]. Хотя прекращение первого момента — частицы земли и возникновение второго момента — частицы воды происходит одновременно, между первым и последним существует тонкая причинная связь: они возникают из одной и той же порождающей причины и принадлежат к одному и тому же собранию. Примером последующего проявления элемента служит вкус и форма тростникового сахара.
Ко второму виду [внутренним вместерожденным причинам] относятся ум и умственные события. Ум и умственные события — это вместерожденные причины, потому что возникают от одной и той же причины, существуют вместе и служат друг другу и причиной и следствием.
Третьи [вместерожденные причины, выступающие одновременно как внутренние и внешние] — это [явления], которые [только] обозначаются как причина и следствие, подобно [взаимоотношению] причины и следствия приписывания определения определяемому объекту.
Причинами одинакового исхода, или увеличивающими причинами, называется благо, порождающее благо, не благо, порождающее не благо, или нейтральные [явления], порождающие нейтральные [явления]. Они называются увеличивающими причинами, потому что развивают, или увеличивают, [свои следствия].
К ним относятся и так называемые согласующиеся причины, поскольку их [следствия] обязательно имеют то же состояние и ту же природу. Например, чтобы привязанность [живого существа] мира желания стала согласующейся причиной, она должна породить клешу того же состояния — клешу мира желания. Она не должна породить клешу двух высших миров. Таким образом она будет обладать тем же состоянием. [Порожденные] клеши должны принадлежать не к разным видам, а к одному и тому же виду — как, например, привязанность, порожденная вследствие привязанности.
Сопутствующие друг другу причины — это причины, похожие тем, что у них четыре общих фактора, или причины, согласующегося понимания. Как сам ум, так и сопутствующие умственные события, имеют одну и ту же порождающую причину, тот же объект, тот же самый поток сознания по отношению к объекту и единый или тождественный аспект (т. е. схему восприятия). Например, сознание глаз возникает от своей исходной причины — возбуждения кармических следов, присутствующих в [сознании]-основе. Согласно другому объяснению, оно возникает из первого мгновения такого же вида сознания. Точно так же умственные события, например ощущение, которые сопровождают это [сознание], возникают от [тех же самых] причин. Сознание глаз обращено на зримую форму; и на нее же направлены его объективное условие и [связанные с ним] умственные события, в том числе ощущение. Объект, воспринимаемый сознанием зрения, принадлежит к [чувственному] потоку сознания человека; объект, воспринимаемый умственными событиями, такими как ощущение, тоже принадлежит к этому потоку сознания. Сознание глаз обладает схемой восприятия, благодаря которой воспринимает аспект формы; умственные события, такие как ощущение, тоже обладают схемой восприятия, благодаря которой происходит восприятие формы. Следовательно, ум и умственные события сопутствуют друг другу в том, что обладают четырьмя общими факторами.
Вездесущие причины — это клеши, которые порождают клеши. Слово [вездесущие] указывает на их действие во всех трех мирах. Поскольку вездесущие причины мешают живым существам достигать освобождения, их также называют препятствующими причинами. Вид, состояние и другие аспекты [следствий вездесущих причин] неопределенны. Например, гнев может быть причиной, порождающей желание или гордость. Кроме того, следствие клеш мира желания [может] служить основой для клеш двух высших миров.
Развивающие причины — это причины, порождающие тело, т. е. его развитие [или следствие]. Иначе их называют присваивающими причинами, потому что их следствие заключается в принятии материальной формы. [Развивающие причины состоят или из] загрязненных благих, или из неблагих [действий], которые порождают нейтральные следствия. Например, тело существа ада — это следствие неблагих развивающих причин. Хотя неблагие действия влекут за собой переживания различных страданий ада, тело — основа [для переживания этих страданий] — несомненно является нейтральным [следствием]. Точно так же, загрязненные благие действия влекут за собой [рождение] богом, но следствие — тело бога — само по себе есть не благое, а лишь нейтральное явление.
Все эти причины можно отнести к одной категории — порождающих причин. Поскольку порождающие причины —это причины, которые порождают следствия, то в этой системе не говорится о недейственных порождающих причинах. В Абхидхармасамуччае Асанги приведены двадцать разных категорий порождающих причин: причины возникновения, [например возникновения] прежде не существовавших следствий; питающие причины, [например питания] тела путем принятия пищи; поддерживающие причины, сходные с сосудом, который удерживает воду; причины продолжения, [например продолжения] прежде существовавших видов [явлений]; причины преображения, например, изменений, сопровождающих превращение ребенка во взрослого; разделяющие причины, [например расставания] с тем, чем прежде обладал; превращающие причины, [например] превращения золота в статуи людей и богов; причины доказательств, [например обоснования] зависимости явления на основании того, что оно претерпевает рождение, пребывание и прекращение; причины обретения, [например] обретения плода благодаря медитации на пути; движущие причины, [например] переносящие в другое место и время; завершающие причины, которые непосредственно порождают [вытекающие из них] явления; подрывающие причины; причины старения любого явления; причины пребывания того, что прежде существовало; причины удостоверения, [например, в том, что в каком-то месте] есть огонь, на основании [того, что там есть] дым; причины не удостоверения, [например, в том, что] есть огонь, на основании того, что там нет дыма; и другие причины.
II. 2.3.1.2.2. Условия
Условия-причины — это пять причин и сознание-основа. Объективное условие — это воспринимаемый объект. Исходное условие — это опора. Непосредственное условие объясняется третьим способом. Когда присутствуют четыре условия, сознание порождает сознание; когда присутствуют два или три, сознание порождает грубые объекты.
В этой системе пять причин, о которых говорилось выше: вместерожденные, одинакового исхода, сопутствующие друг другу, вездесущие и развивающие — относят к категориальным условиям-причинам. Не все причины, подпадающие под эти пять категорий, обязательно действуют как условия-причины. Тем не менее, поскольку во все пять категорий входят условия-причины, все пять считаются таковыми. Система Абхидхармы Махаяны объясняет также, что главное реальное условие-причина для всех внешних и внутренних явлений — это сознание-основа, или, точнее, развитый аспект сознания-основы. Пять других условий-причин — это, по сути, условия, взаимодействующие [с сознанием-основой].
Объективные условия — это воспринимаемые, или объективные, объекты. Пять свободных от понятий сознаний чувств ясно воспринимают соответствующие им объективные условия — аспекты формы и т. д. Поэтому они считаются объектами, воспринимаемыми этими сознаниями. Если речь идет о сознании, оперирующем понятиями, то объективная основа — это просто принцип проявления или восприятия [этого сознания, оперирующего понятиями].
Исходные условия служат опорами для всех явлений, словно сосуд, который удерживает воду, не давая ей разлиться. Общее исходное условие [для явлений] — это сознание-основа, а особые исходные условия — это пять способностей чувств, которые обеспечивают опоры для пяти сознаний чувств. Исходные условия для внешних видимостей — это конкретные опоры, местоположения и основы явлений. В Абхидхармасамуччае [279] перечисляются девять видов исходных условий:
Опора, движитель, вместерожденность, объект, рождение, местоположение, переживание следствий [действий], мирская чистота и запредельная чистота — все это [действует] как исходные условия [для внешних видимостей].
Как объективные, так и исходные условия относят к порождающим причинам.
Непосредственно предшествующее условие объясняется тремя разными способами. Учителя Абхидхармакоши утверждают, что у непосредственного условия есть три особенности: оно подобно порождаемым им явлениям, оно имеет ту же причину и непосредственно предшествует [своему следствию]. [Другие] считают, что непосредственное условие дает любому явлению возможность возникнуть благодаря тому, что не препятствует ему и помогает его [созданию]. [Третьи] говорят, что непосредственное условие просто направляет сознание к объекту. Система Абхидхармы [Махаяны] принимает последнее из этих трех утверждений.
Когда присутствуют все четыре условия [условие-причина, объективное условие, господствующее условие и непосредственное условие], сознание порождает [последующее] сознание: например, предшествующее сознание глаз порождает последующее. Когда присутствуют два или три из этих условий, сознание порождает грубые объекты, а грубые объекты порождают грубые объекты. Поясню. Чтобы сознание породило видимость грубых объектов, необходимы два условия: условие-причина (т. е. наличие в сознании-основе кармических следов) и вместерожденное условие. Пример — наличие санскар, заставляющих [существо] перерождаться. Чтобы грубые объекты порождали грубые объекты, необходимы два условия. Однако, согласно тем, кто утверждает, что непосредственное условие — это предшествующий сходный вид [явлений], должно также присутствовать и непосредственное условие. В таком случае [для того чтобы грубые объекты порождали грубые объекты] необходимы три условия.
II. 2.3.1.2.3. Следствия
Следствия-свобода — это прекращения без причин. Собственные следствия имеют отношение к внешним явлениям. Развившиеся следствия имеют отношение к потоку сознания существ. Порожденные следствия [возникают от] порождающих причин; следствия, согласующиеся с причиной, [возникают от причин] одинакового исхода.
Следствия-свобода — это прекращения, которые не были порождены причинами. Прекращения, достигнутые путем анализа — это собственно следствия-свобода, поскольку они — относительные явления.
Истина прекращения — абсолютная природа [явлений] — это само освобождение, и представляет собой условное следствие<-свободу >. Дхармадхату считается условным следствием, потому что следствием называют свабхавикакаю, нераздельную с дхармадхату. На самом деле дхармадхату — не истинное следствие, потому что независимые явления не могут быть описаны логически, с точки зрения собственно причин и следствий.
Собственные следствия имеют отношение к внешним объектам. Неаналитическая точка зрения признаёт существование внешних объектов: согласно этому воззрению, окружающий мир и внешние форма, звук, вкус, запах и осязаемое — это собственные следствия. С точки зрения хотя бы минимального анализа, существование внешних явлений не признаётся. Однако, с этой точки зрения, аспект сознания, проявляющийся как разные места, и аспект сознания, проявляющийся как разные объекты и т. д., считаются собственными следствиями.
Развившиеся следствия имеют отношение к [чувственному] потоку сознания живых существ. Примерами служат пять присущих телу присвоенных скандх [если признавать существование внешних объектов] и аспект сознания, проявляющийся [как пять скандх, если не признавать существования внешних объектов].
Порожденные следствия объединяют все явления, возникающие от порождающих причин. Следствия, согласующиеся со своими причинами, объединяют все явления, возникающие от причин одинакового исхода.
О главных [причинах, условиях и следствиях] говорилось выше, однако это не является исчерпывающим изложением данного вопроса.
Вообще говоря, любая причина, которая порождает какое-то явление, должна подпадать под одну из двух категорий причин: загрязненная причина, (т. е. сознание-основа, которое содержит кармические следы, влекущие за собой круговорот бытия) и чистая причина (незагрязненный зачаток). Первая — загрязненная причина, сознание-основа со всеми видами кармических следов, являющихся зачатками круговорота бытия, — служит причиной всего загрязненного, что присутствует в трех мирах круговорота бытия.
Чистая причина — это незагрязненный зачаток, запечатленный в сознании-основе. В Абхидхармасамуччае Асанги [280] эта причина названа «зачатком, который возникает от изучения», то есть природа [незагрязненного зачатка] — это не просто некая склонность, развившаяся благодаря обычной добродетели (такой, как щедрость и нравственность) и запечатленная [в сознании-основе]. Скорее, она по сути есть приобретенная склонность [которая приводит] человека к пониманию качеств тела, речи и ума Будды. В этой системе несравненные учения [Будды] служат согласующейся причиной дхармакаи — ума Будды. Следовательно, главный [незагрязненный зачаток] — это склонность, приобретенная благодаря освоению этих учений и вытекающего из этого понимания глубоких тайных аспектов тела, речи и ума Будды. Этот зачаток, запечатленный в сознании-основе, в конце концов становится причиной для обретения человеком освобождения. Поскольку этот зачаток приводит к освобождению, его называют незагрязненным. Не каждое живое существо обязательно обладает этим незагрязненным зачатком.
Незагрязненный зачаток иначе объясняют или как причину, присутствующую от рождения, или как причину, возникающую благодаря обучению. Первая — это созревший аспект [сознания]-основы, а вторая — аспект причинной связи. Например, вследствие развития зачатка благодаря обучению в прежних [жизнях], в этой жизни человек рождается от природы наделенным великой мудростью — мудростью, присутствующей от рождения. Усердное обучение в этой жизни развивает [незагрязненный] зачаток; развивая этот зачаток, обретают великую мудрость — мудрость, проистекающую от обучения.
Эти [объяснения загрязненной и незагрязненной причин] дополняют описание следствий.
II. 2.3.2. Особые системы
В этом разделе две [части]: 1) абсолютная точка зрения [на происхождение круговорота бытия] и 2) происхождение круговорота бытия согласно традиции Ясного Света — Великого Совершенства.
II. 2.3.2.1. Абсолютная точка зрения [на происхождение круговорота бытия]
В этом разделе три [части]: 1) каким образом двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения вводят в заблуждение живых существ, 2) соотношение двенадцати звеньев и восьми сознаний и 3) как круговорот бытия проявляется вследствие трех кармических следов.
II. 2.3.2.1.1. Каким образом двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения вводят в заблуждение живых существ
В этом разделе две части: 1) общее изложение и 2) подробное объяснение.
П. 2.3.2.1.1.1. Общее изложение
Хотя в абсолютном смысле круговорот бытия и действия не существуют, на относительном уровне вследствие причин и условий происходит взаимозависимое возникновение. Так непрерывно вращается колесо из двенадцати звеньев.
Выше был представлен общий обзор причин и условий, создающих зависимые явления, согласно воззрениям обычных колесниц. Здесь же излагается абсолютное воззрение [касательно создания круговорота бытия], принадлежащее особым [системам].
В «Разъяснении бодхичитты» Арьи [Нагарджуны] [281] говорится:
Утверждаю: как тростниковый сахар сладок, а свойство огня — жар, так сущность всех явлений — пустота.
В абсолютном смысле круговорот бытия, кармические действия и их следствия не существуют. [Их сущность] — пустота, отсутствие истинного бытия. Тем не менее, [у круговорота бытия и т.д.] есть относительный уровень проявления: различные причины и условия вечно поддерживают вращение колеса из двенадцати звеньев взаимозависимого возникновения, которое безостановочно катится по пути бытия. Как говорится в [«Разъяснении бодхичитты»] Арьи [282]:
Утверждаю: последовательность событий от неведения до старости и смерти — двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения — похожа на иллюзию или сновидение. Это колесо из двенадцати звеньев катится по пути бытия.
II. 2.3.2.1.1.2. Подробное объяснение
Привязанность к «я» — корень круговорота бытия. Клеши порождают действия и страдание. Это приводит к [замкнутому кругу страдания], который проявляется как [сновидение во время] сна.
В «Трактате по логике» Дхармакирти [283] говорится:
Если есть «я», то есть и «другой». <Представление о> себе и другом порождает привязанность и неприязнь. Все ошибки возникают от этого.
Корень круговорота бытия и того, как воспринимает его человек, — представление о «я». Это «я» — изобретение вместерожденной привычки держаться за понятия «я» и «мое». Такая привычка — это основа всех загрязненных воззрений и клеш, в том числе желания. Они порождают санскары, которые имеют следствием [перерождение] и влекут за собой все страдания бытия. Кроме того, санскары и клеши служат причинами нескончаемого повторения круговорота страдания.
Круговорот страдания кажется очень реальным. Но, если присмотреться, можно увидеть, что он — лишь волшебное проявление пустоты. Он являет себя, хотя и лишен реальности, словно образы сновидения [или] волосы, [которые видит] больной катарактой и т. д. В [«Разъяснении бодхичитты»] Арьи [284]говорится:
Пустые явления порождают пустые явления. Деятель, действие и переживаемое следствие — суть относительная [реальность]. Вот, вкратце, чему учил Победоносный.
И далее[285]:
Клеши и кармические действия создают относительную реальность; к действиям подстрекает ум. Ум — это совокупность всех кармических следов; свобода от кармических следов — вот счастье. Счастливый ум самоуспокаивается; спокойный ум не омрачен. Неомраченный [ум] знает реальность; знать реальность — значит обрести освобождение.
В своем первом цикле учений Будда учил, что корень круговорота бытия — привычка к «я», а причина страдания и его источник — привязанность. В среднем цикле он учил, что корень круговорота бытия — это измышление опознаваемых признаков привязанности (т. е. привычка держаться за субъект и объект). В последнем цикле он учил, что корень круговорота бытия — это само сознание-основа.
Отцовские тантры высшей Тайной Мантры [учат, что] основы становления бытия — это совокупности четырех видов пустоты и четырех элементов. В материнских тантрах утверждается, что круговорот бытия возникает из неразрушимой жизненной сущности, или мирского врожденного [блаженства].
II. 2.3.2.1.2. Соотношение двенадцать звеньев и восьми сознаний
Безначальная природа ума — пустая, ясная [и] не знает препятствий, однако ее не узнают. [Сознание-основа] волнуемая творениями ума, порождает двойственные видимости [и] сознания. Из-за принятия и отказа возникает чувство, а из-за привычки воспринимать все в виде объектов — различение. [Различение влечет за собой] санскары, то есть психические факторы; а привычка держаться создает форму. Из-за привязанности и привычки держаться вращается колесо бытия.
Это очень пространный вопрос, если рассматривать его подробно. Чтобы углубить его понимание, необходимо изучать ясные толкования, которые есть в таких [текстах], как комментарий к «Глубокому сокровенному смыслу», [называемый] «Освещение глубокого смысла» [Кармапы Рангчжунга Дордже], и комментарий к «Показу сущности», называемый «Освещение философии Рангчжунга Дордже». Следующий отрывок — просто объяснение приведенных выше слов коренного текста.
В Абхидхарма-сутре [286] говорится:
Безначальное [дхарма]дхату — вот источник всех явлений. Сансара и нирвана существуют потому, что есть дхармадхату.
Сущность [ума], свободная от умопостроений, пуста. Его природа — не знающая препятствий ясность. Его выражение — беспрепятственное проявление. Эта исконно чистая сущность ума, пребывающая с безначальных времен, есть дхармадхату — запредельная реальность, не содержащая никаких объектов.
Сущность ума невидима: его нерожденность воспринимается как «я», а его не знающий препятствий ясный свет — как «другие». Поэтому безграничная творческая способность [ума] проявляется как субъект и объект. Санскары, имеющие отношение к объектам и уму, будоражат сознание-основу, словно поднимают волны на воде. Объективная сторона — объект и субъективная сторона — сознание, хотя и не отличные друг от друга, проявляются как двойственность и воспринимаются как «другие» и «я».
[Такое двойственное восприятие] порождает [скандху сознания], которая состоит из шести сознаний, воспринимающих объекты как нечто внешнее. Множащиеся проявления кармических следов порождают грубые иллюзорные видимости. Они предстают перед сознанием как нечто приятное, неприятное или нейтральное, и вследствие этого на них реагируют принятием, отказом или безразличием. Так развивается скандха ощущения.
Скандху различения порождает проявляющаяся в разной степени привычка считать воспринимаемое объектами. Различение отдельных особенностей объектов вызывает к жизни касающиеся их психические образования, а это влечет за собой <возникновение> санскара[-скандхи], состоящей из различных умственных событий. Скандха психических образований упрочивает кармические следы, которые, в свою очередь, порождают привычку держаться за сущность формы, ее признаки и т. д. Из этой склонности рождается скандха формы.
Здесь [пять скандх] даны в порядке, соответствующем развитию причинной зависимости. В Абхидхармакоше они перечислены начиная с наиболее загрязненной, или грубой, — скандхи формы, и заканчивая самой тонкой. В <Абхидхарма>коше [287] говорится:
Порядок [соответствует] степени грубости, или загрязненности.
Несмотря на отличия в порядке перечисления, эти два способа изложения не противоречат друг другу. [Когда образовались пять скандх] желание и влечение по отношению к объекту, а также жажда его заполучить служат звеньями, которые придают санскарам способность созидать бытие. Вследствие этого человек рождается, получая новую жизнь [а в заключение претерпевает старость и смерть]. Таким образом в сансаре непрестанно вращается колесо заблуждения.
Колесо [из двенадцати звеньев] приходит в движение из-за того, что человек не узнаёт собственной природы, как это бывает, когда не осознают, что видят сон или иллюзию, созданную магией.
II. 2.3.2.1.3. Как вследствие трех кармических следов проявляется круговорот бытия