О возникновении, действии [условий] и т.д. можно узнать из трак­тата [Васубандху]

Каковы условия, порождающие какие-либо конкретные явления? Сколько требуется таких условий? Когда и как действуют различные условия? Каким образом действуют условия [которые порождают] элементы и последующие проявления элементов? Распространяться на эти и другие темы можно было бы бесконечно. Для полного понима­ния [этих тем] следует обратиться к Абхидхармакоше Васубандху. Поскольку по самой меньшей мере необходимо понимание этого пе­речня причин и условий и их определений, они излагаются здесь.

П. 2.3.1.2. Воззрение Абхидхармы Махаяны

В этом разделе три части: объяснение 1) причин, 2) условий и 3) следствий.

П. 2.3.1.2.1. Причины

Порождающие причины, которые порождают [следствие]; содей­ствующие, вместерожденные [причины]; [причины] одинакового исхода, или увеличивающие; сопутствующие друг другу причины, объединенные четырьмя общими факторами; омраченные вездесу­щие причины; развивающие причины тела — все они могут быть отнесены к порождающим причинам, которые в «Полном обзоре Абхидхармы» подразделяются на двадцать категорий.

Последователи Махаяны дают причинам, условиям и следствиям на­звания, похожие [на те, которыми пользуются последователи Хиная­ны]. Однако определения этих причин, условий и следствий немного иные, а потому они объясняются отдельно.

Причина называется порождающей, или существен­ной, если точно установлено, что она порождает конкретное след­ствие.

Явления, которые вначале возникают от одной и той же [причи­ны], а затем продолжают держаться вместе, служа при этом опорами друг другу, называются вместерожденными причинами, или содействующими причинами [278]. Их можно сравнить с родными братьями, которые родились от одной матери и живут вместе, помогая друг другу.

Вместерожденные причины бывают трех видов: внешние, внут­ренние и те и другие. Первые — это четыре элемента и последую­щие их проявления. Каждая частица четырех элементов состоит из восьми материальных частиц [земли, воды, огня, воздуха, формы, запаха, вкуса и осязаемого]. Хотя прекращение первого момента — частицы земли и возникновение второго момента — частицы воды происходит одновременно, между первым и последним существует тонкая причинная связь: они возникают из одной и той же порожда­ющей причины и принадлежат к одному и тому же собранию. При­мером последующего проявления элемента служит вкус и форма тро­стникового сахара.

Ко второму виду [внутренним вместерожденным причинам] отно­сятся ум и умственные события. Ум и умственные события — это вместерожденные причины, потому что возникают от одной и той же причины, существуют вместе и служат друг другу и причиной и след­ствием.

Третьи [вместерожденные причины, выступающие одновременно как внутренние и внешние] — это [явления], которые [только] обо­значаются как причина и следствие, подобно [взаимоотношению] при­чины и следствия приписывания определения определяемому объекту.

Причинами одинакового исхода, или увеличи­вающими причинами, называется благо, порождающее благо, не благо, порождающее не благо, или нейтральные [явления], порож­дающие нейтральные [явления]. Они называются увеличивающими причинами, потому что развивают, или увеличивают, [свои следствия].

К ним относятся и так называемые согласующиеся причины, поскольку их [следствия] обязательно имеют то же состояние и ту же природу. Например, чтобы привязанность [живого существа] мира желания стала согласующейся причиной, она должна породить клешу того же состояния — клешу мира желания. Она не должна породить клешу двух высших миров. Таким образом она будет обладать тем же состо­янием. [Порожденные] клеши должны принадлежать не к разным видам, а к одному и тому же виду — как, например, привязанность, порожденная вследствие привязанности.

Сопутствующие друг другу причины — это при­чины, похожие тем, что у них четыре общих фактора, или причины, согласующегося понимания. Как сам ум, так и сопутствующие ум­ственные события, имеют одну и ту же порождающую причину, тот же объект, тот же самый поток сознания по отношению к объекту и единый или тождественный аспект (т. е. схему восприятия). Напри­мер, сознание глаз возникает от своей исходной причины — возбуж­дения кармических следов, присутствующих в [сознании]-основе. Согласно другому объяснению, оно возникает из первого мгновения такого же вида сознания. Точно так же умственные события, напри­мер ощущение, которые сопровождают это [сознание], возникают от [тех же самых] причин. Сознание глаз обращено на зримую форму; и на нее же направлены его объективное условие и [связанные с ним] умственные события, в том числе ощущение. Объект, воспринимае­мый сознанием зрения, принадлежит к [чувственному] потоку созна­ния человека; объект, воспринимаемый умственными событиями, такими как ощущение, тоже принадлежит к этому потоку сознания. Сознание глаз обладает схемой восприятия, благодаря которой вос­принимает аспект формы; умственные события, такие как ощущение, тоже обладают схемой восприятия, благодаря которой происходит восприятие формы. Следовательно, ум и умственные события сопут­ствуют друг другу в том, что обладают четырьмя общими факторами.

Вездесущие причины — это клеши, которые порождают клеши. Слово [вездесущие] указывает на их действие во всех трех мирах. Поскольку вездесущие причины мешают живым существам достигать освобождения, их также называют препятствующими при­чинами. Вид, состояние и другие аспекты [следствий вездесущих при­чин] неопределенны. Например, гнев может быть причиной, порожда­ющей желание или гордость. Кроме того, следствие клеш мира жела­ния [может] служить основой для клеш двух высших миров.

Развивающие причины — это причины, порождающие тело, т. е. его развитие [или следствие]. Иначе их называют присва­ивающими причинами, потому что их следствие заключается в приня­тии материальной формы. [Развивающие причины состоят или из] загрязненных благих, или из неблагих [действий], которые порождают нейтральные следствия. Например, тело существа ада — это след­ствие неблагих развивающих причин. Хотя неблагие действия влекут за собой переживания различных страданий ада, тело — основа [для переживания этих страданий] — несомненно является нейтральным [следствием]. Точно так же, загрязненные благие действия влекут за собой [рождение] богом, но следствие — тело бога — само по себе есть не благое, а лишь нейтральное явление.

Все эти причины можно отнести к одной категории — порожда­ющих причин. Поскольку порождающие причины —это причины, ко­торые порождают следствия, то в этой системе не говорится о недей­ственных порождающих причинах. В Абхидхармасамуччае Асанги приведены двадцать разных категорий порождающих причин: причи­ны возникновения, [например возникновения] прежде не существо­вавших следствий; питающие причины, [например питания] тела пу­тем принятия пищи; поддерживающие причины, сходные с сосудом, который удерживает воду; причины продолжения, [например продол­жения] прежде существовавших видов [явлений]; причины преобра­жения, например, изменений, сопровождающих превращение ребенка во взрослого; разделяющие причины, [например расставания] с тем, чем прежде обладал; превращающие причины, [например] превраще­ния золота в статуи людей и богов; причины доказательств, [например обоснования] зависимости явления на основании того, что оно претер­певает рождение, пребывание и прекращение; причины обретения, [например] обретения плода благодаря медитации на пути; движущие причины, [например] переносящие в другое место и время; завершаю­щие причины, которые непосредственно порождают [вытекающие из них] явления; подрывающие причины; причины старения любого явле­ния; причины пребывания того, что прежде существовало; причины удостоверения, [например, в том, что в каком-то месте] есть огонь, на основании [того, что там есть] дым; причины не удостоверения, [на­пример, в том, что] есть огонь, на основании того, что там нет дыма; и другие причины.

II. 2.3.1.2.2. Условия

Условия-причины — это пять причин и сознание-основа. Объек­тивное условие — это воспринимаемый объект. Исходное условие — это опора. Непосредственное условие объясняется третьим спосо­бом. Когда присутствуют четыре условия, сознание порождает со­знание; когда присутствуют два или три, сознание порождает гру­бые объекты.

В этой системе пять причин, о которых говорилось выше: вместе­рожденные, одинакового исхода, сопутствующие друг другу, вездесу­щие и развивающие — относят к категориальным усло­виям-причинам. Не все причины, подпадающие под эти пять категорий, обязательно действуют как условия-причины. Тем не ме­нее, поскольку во все пять категорий входят условия-причины, все пять считаются таковыми. Система Абхидхармы Махаяны объясняет также, что главное реальное условие-причина для всех внешних и внутренних явлений — это сознание-основа, или, точнее, развитый аспект сознания-основы. Пять других условий-причин — это, по сути, условия, взаимодействующие [с сознанием-основой].

Объективные условия — это воспринимаемые, или объективные, объекты. Пять свободных от понятий сознаний чувств ясно воспринимают соответствующие им объективные условия — аспекты формы и т. д. Поэтому они считаются объектами, воспри­нимаемыми этими сознаниями. Если речь идет о сознании, опериру­ющем понятиями, то объективная основа — это просто принцип про­явления или восприятия [этого сознания, оперирующего понятиями].

Исходные условия служат опорами для всех явлений, словно сосуд, который удерживает воду, не давая ей разлиться. Общее исходное условие [для явлений] — это сознание-основа, а особые исходные условия — это пять способностей чувств, которые обеспе­чивают опоры для пяти сознаний чувств. Исходные условия для вне­шних видимостей — это конкретные опоры, местоположения и осно­вы явлений. В Абхидхармасамуччае [279] перечисляются девять видов исходных условий:

Опора, движитель, вместерожденность, объект, рождение, местополо­жение, переживание следствий [действий], мирская чистота и запредель­ная чистота — все это [действует] как исходные условия [для внешних видимостей].

Как объективные, так и исходные условия относят к порождающим причинам.

Непосредственно предшествующее условие объяс­няется тремя разными способами. Учителя Абхидхармакоши утверж­дают, что у непосредственного условия есть три особенности: оно по­добно порождаемым им явлениям, оно имеет ту же причину и непос­редственно предшествует [своему следствию]. [Другие] считают, что непосредственное условие дает любому явлению возможность возник­нуть благодаря тому, что не препятствует ему и помогает его [созда­нию]. [Третьи] говорят, что непосредственное условие просто направ­ляет сознание к объекту. Система Абхидхармы [Махаяны] принимает последнее из этих трех утверждений.

Когда присутствуют все четыре условия [условие-причина, объек­тивное условие, господствующее условие и непосредственное условие], сознание порождает [последующее] сознание: например, предшеству­ющее сознание глаз порождает последующее. Когда присутствуют два или три из этих условий, сознание порождает грубые объекты, а гру­бые объекты порождают грубые объекты. Поясню. Чтобы сознание породило видимость грубых объектов, необходимы два условия: усло­вие-причина (т. е. наличие в сознании-основе кармических следов) и вместерожденное условие. Пример — наличие санскар, заставляющих [существо] перерождаться. Чтобы грубые объекты порождали грубые объекты, необходимы два условия. Однако, согласно тем, кто утвер­ждает, что непосредственное условие — это предшествующий сход­ный вид [явлений], должно также присутствовать и непосредственное условие. В таком случае [для того чтобы грубые объекты порождали грубые объекты] необходимы три условия.

II. 2.3.1.2.3. Следствия

Следствия-свобода — это прекращения без причин. Собственные следствия имеют отношение к внешним явлениям. Развившиеся след­ствия имеют отношение к потоку сознания существ. Порожденные следствия [возникают от] порождающих причин; следствия, согла­сующиеся с причиной, [возникают от причин] одинакового исхода.

Следствия-свобода — это прекращения, которые не были порождены причинами. Прекращения, достигнутые путем анализа — это собственно следствия-свобода, поскольку они — относительные явления.

Истина прекращения — абсолютная природа [явлений] — это само освобождение, и представляет собой условное следствие<-сво­боду >. Дхармадхату считается условным следствием, потому что следствием называют свабхавикакаю, нераздельную с дхармадхату. На самом деле дхармадхату — не истинное следствие, потому что независимые явления не могут быть описаны логически, с точки зре­ния собственно причин и следствий.

Собственные следствия имеют отношение к внешним объектам. Неаналитическая точка зрения признаёт существование внешних объектов: согласно этому воззрению, окружающий мир и внешние форма, звук, вкус, запах и осязаемое — это собственные следствия. С точки зрения хотя бы минимального анализа, существо­вание внешних явлений не признаётся. Однако, с этой точки зрения, аспект сознания, проявляющийся как разные места, и аспект созна­ния, проявляющийся как разные объекты и т. д., считаются собствен­ными следствиями.

Развившиеся следствия имеют отношение к [чувст­венному] потоку сознания живых существ. Примерами служат пять присущих телу присвоенных скандх [если признавать существование внешних объектов] и аспект сознания, проявляющийся [как пять скандх, если не признавать существования внешних объектов].

Порожденные следствия объединяют все явления, возникающие от порождающих причин. Следствия, согласующиеся со своими причинами, объединяют все явления, возникающие от причин одинакового исхода.

О главных [причинах, условиях и следствиях] говорилось выше, однако это не является исчерпывающим изложением данного вопроса.

Вообще говоря, любая причина, которая порождает какое-то явле­ние, должна подпадать под одну из двух категорий причин: загряз­ненная причина, (т. е. сознание-основа, которое содержит кармичес­кие следы, влекущие за собой круговорот бытия) и чистая причина (незагрязненный зачаток). Первая — загрязненная причина, созна­ние-основа со всеми видами кармических следов, являющихся зачат­ками круговорота бытия, — служит причиной всего загрязненного, что присутствует в трех мирах круговорота бытия.

Чистая причина — это незагрязненный зачаток, запечатленный в сознании-основе. В Абхидхармасамуччае Асанги [280] эта причина на­звана «зачатком, который возникает от изучения», то есть природа [незагрязненного зачатка] — это не просто некая склонность, развив­шаяся благодаря обычной добродетели (такой, как щедрость и нрав­ственность) и запечатленная [в сознании-основе]. Скорее, она по сути есть приобретенная склонность [которая приводит] человека к пони­манию качеств тела, речи и ума Будды. В этой системе несравненные учения [Будды] служат согласующейся причиной дхармакаи — ума Будды. Следовательно, главный [незагрязненный зачаток] — это склонность, приобретенная благодаря освоению этих учений и выте­кающего из этого понимания глубоких тайных аспектов тела, речи и ума Будды. Этот зачаток, запечатленный в сознании-основе, в конце концов становится причиной для обретения человеком освобождения. Поскольку этот зачаток приводит к освобождению, его называют не­загрязненным. Не каждое живое существо обязательно обладает этим незагрязненным зачатком.

Незагрязненный зачаток иначе объясняют или как причину, при­сутствующую от рождения, или как причину, возникающую благо­даря обучению. Первая — это созревший аспект [сознания]-основы, а вторая — аспект причинной связи. Например, вследствие развития зачатка благодаря обучению в прежних [жизнях], в этой жизни чело­век рождается от природы наделенным великой мудростью — мудро­стью, присутствующей от рождения. Усердное обучение в этой жизни развивает [незагрязненный] зачаток; развивая этот зачаток, обретают великую мудрость — мудрость, проистекающую от обучения.

Эти [объяснения загрязненной и незагрязненной причин] допол­няют описание следствий.

II. 2.3.2. Особые системы

В этом разделе две [части]: 1) абсолютная точка зрения [на проис­хождение круговорота бытия] и 2) происхождение круговорота бытия согласно традиции Ясного Света — Великого Совершенства.

II. 2.3.2.1. Абсолютная точка зрения [на происхождение круго­ворота бытия]

В этом разделе три [части]: 1) каким образом двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения вводят в заблуждение живых су­ществ, 2) соотношение двенадцати звеньев и восьми сознаний и 3) как круговорот бытия проявляется вследствие трех кармических следов.

II. 2.3.2.1.1. Каким образом двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения вводят в заблуждение живых существ

В этом разделе две части: 1) общее изложение и 2) подробное объяс­нение.

П. 2.3.2.1.1.1. Общее изложение

Хотя в абсолютном смысле круговорот бытия и действия не суще­ствуют, на относительном уровне вследствие причин и условий про­исходит взаимозависимое возникновение. Так непрерывно враща­ется колесо из двенадцати звеньев.

Выше был представлен общий обзор причин и условий, создающих зависимые явления, согласно воззрениям обычных колесниц. Здесь же излагается абсолютное воззрение [касательно создания круговорота бытия], принадлежащее особым [системам].

В «Разъяснении бодхичитты» Арьи [Нагарджуны] [281] говорится:

Утверждаю: как тростниковый сахар сладок, а свойство огня — жар, так сущность всех явлений — пустота.

В абсолютном смысле круговорот бытия, кармические действия и их следствия не существуют. [Их сущность] — пустота, отсутствие ис­тинного бытия. Тем не менее, [у круговорота бытия и т.д.] есть отно­сительный уровень проявления: различные причины и условия вечно поддерживают вращение колеса из двенадцати звеньев взаимозависи­мого возникновения, которое безостановочно катится по пути бытия. Как говорится в [«Разъяснении бодхичитты»] Арьи [282]:

Утверждаю: последовательность событий от неведения до старости и смерти — двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения — по­хожа на иллюзию или сновидение. Это колесо из двенадцати звеньев катится по пути бытия.

II. 2.3.2.1.1.2. Подробное объяснение

Привязанность к «я» — корень круговорота бытия. Клеши порож­дают действия и страдание. Это приводит к [замкнутому кругу стра­дания], который проявляется как [сновидение во время] сна.

В «Трактате по логике» Дхармакирти [283] говорится:

Если есть «я», то есть и «другой». <Представление о> себе и другом порождает привязанность и неприязнь. Все ошибки возникают от этого.

Корень круговорота бытия и того, как воспринимает его человек, — представление о «я». Это «я» — изобретение вместерожденной при­вычки держаться за понятия «я» и «мое». Такая привычка — это основа всех загрязненных воззрений и клеш, в том числе желания. Они порождают санскары, которые имеют следствием [перерожде­ние] и влекут за собой все страдания бытия. Кроме того, санскары и клеши служат причинами нескончаемого повторения круговорота страдания.

Круговорот страдания кажется очень реальным. Но, если при­смотреться, можно увидеть, что он — лишь волшебное проявление пустоты. Он являет себя, хотя и лишен реальности, словно образы сновидения [или] волосы, [которые видит] больной катарактой и т. д. В [«Разъяснении бодхичитты»] Арьи [284]говорится:

Пустые явления порождают пустые явления. Деятель, действие и пере­живаемое следствие — суть относительная [реальность]. Вот, вкратце, чему учил Победоносный.

И далее[285]:

Клеши и кармические действия создают относительную реальность; к действиям подстрекает ум. Ум — это совокупность всех кармических следов; свобода от кармических следов — вот счастье. Счастливый ум самоуспокаивается; спокойный ум не омрачен. Неомраченный [ум] знает реальность; знать реальность — значит обрести освобождение.

В своем первом цикле учений Будда учил, что корень круговорота бытия — привычка к «я», а причина страдания и его источник — привязанность. В среднем цикле он учил, что корень круговорота бы­тия — это измышление опознаваемых признаков привязанности (т. е. привычка держаться за субъект и объект). В последнем цикле он учил, что корень круговорота бытия — это само сознание-основа.

Отцовские тантры высшей Тайной Мантры [учат, что] основы становления бытия — это совокупности четырех видов пустоты и четырех элементов. В материнских тантрах утверждается, что круго­ворот бытия возникает из неразрушимой жизненной сущности, или мирского врожденного [блаженства].

II. 2.3.2.1.2. Соотношение двенадцать звеньев и восьми сознаний

Безначальная природа ума — пустая, ясная [и] не знает препят­ствий, однако ее не узнают. [Сознание-основа] волнуемая творени­ями ума, порождает двойственные видимости [и] сознания. Из-за принятия и отказа возникает чувство, а из-за привычки воспри­нимать все в виде объектов — различение. [Различение влечет за собой] санскары, то есть психические факторы; а привычка дер­жаться создает форму. Из-за привязанности и привычки держаться вращается колесо бытия.

Это очень пространный вопрос, если рассматривать его подробно. Чтобы углубить его понимание, необходимо изучать ясные толкова­ния, которые есть в таких [текстах], как комментарий к «Глубокому сокровенному смыслу», [называемый] «Освещение глубокого смыс­ла» [Кармапы Рангчжунга Дордже], и комментарий к «Показу сущ­ности», называемый «Освещение философии Рангчжунга Дордже». Следующий отрывок — просто объяснение приведенных выше слов коренного текста.

В Абхидхарма-сутре [286] говорится:

Безначальное [дхарма]дхату — вот источник всех явлений. Сансара и нирвана существуют потому, что есть дхармадхату.

Сущность [ума], свободная от умопостроений, пуста. Его природа — не знающая препятствий ясность. Его выражение — беспрепятст­венное проявление. Эта исконно чистая сущность ума, пребывающая с безначальных времен, есть дхармадхату — запредельная реаль­ность, не содержащая никаких объектов.

Сущность ума невидима: его нерожденность воспринимается как «я», а его не знающий препятствий ясный свет — как «другие». По­этому безграничная творческая способность [ума] проявляется как субъект и объект. Санскары, имеющие отношение к объектам и уму, будоражат сознание-основу, словно поднимают волны на воде. Объективная сторона — объект и субъективная сторона — сознание, хотя и не отличные друг от друга, проявляются как двойственность и воспринимаются как «другие» и «я».

[Такое двойственное восприятие] порождает [скандху сознания], которая состоит из шести сознаний, воспринимающих объекты как нечто внешнее. Множащиеся проявления кармических следов порож­дают грубые иллюзорные видимости. Они предстают перед сознанием как нечто приятное, неприятное или нейтральное, и вследствие этого на них реагируют принятием, отказом или безразличием. Так развива­ется скандха ощущения.

Скандху различения порождает проявляющаяся в разной степени привычка считать воспринимаемое объектами. Различение отдельных особенностей объектов вызывает к жизни касающиеся их психические образования, а это влечет за собой <возникновение> санскара[-скан­дхи], состоящей из различных умственных событий. Скандха психи­ческих образований упрочивает кармические следы, которые, в свою очередь, порождают привычку держаться за сущность формы, ее при­знаки и т. д. Из этой склонности рождается скандха формы.

Здесь [пять скандх] даны в порядке, соответствующем развитию причинной зависимости. В Абхидхармакоше они перечислены начиная с наиболее загрязненной, или грубой, — скандхи формы, и заканчивая самой тонкой. В <Абхидхарма>коше [287] говорится:

Порядок [соответствует] степени грубости, или загрязненности.

Несмотря на отличия в порядке перечисления, эти два способа изло­жения не противоречат друг другу. [Когда образовались пять скандх] желание и влечение по отношению к объекту, а также жажда его за­получить служат звеньями, которые придают санскарам способность созидать бытие. Вследствие этого человек рождается, получая новую жизнь [а в заключение претерпевает старость и смерть]. Таким обра­зом в сансаре непрестанно вращается колесо заблуждения.

Колесо [из двенадцати звеньев] приходит в движение из-за того, что человек не узнаёт собственной природы, как это бывает, когда не осознают, что видят сон или иллюзию, созданную магией.

II. 2.3.2.1.3. Как вследствие трех кармических следов проявля­ется круговорот бытия

Наши рекомендации