Геральдическое значение дракона
«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом».
«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.
Некоторыми это изображение неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причину ошибки следует искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному трактованию изображения змия как дракона.»
Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность, неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).
Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орёл государственной печати, печати некоторых городов и т. п., то они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.
Большое значение имел труд государева печатника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева: «Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати» (1672). Он включал в себя гербы (по сути, еще «рисунки эмблем») 33 русских земель, названия которых входили в большой государев титул Алексея Михайловича.
По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича или Курелича, который (в 1673 г.) написал сочинение (оставшееся в рукописи) «О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями: англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Сочинение это служило важным пособием для посольского приказа (подлинник его на латинском языке и русский перевод хранились в архиве иностранных дел[1]). Таким образом, лица эти и создали первые русскую геральдику.
Зарождение русской геральдики произошло во второй половине XVII в., когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польской соответственно.
Как источником для польских гербов послужили знаки, помещавшиеся на знамёнах, так и у нас в основу старейших гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских гербах; так, в гербы родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении гербов принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система гербов.
В царствование Петра Великого приведение в порядок существовавших гербов и пожалование новых получило окончательную форму учреждением герольдии. В 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов.
В советское время геральдика существовала в статусе вспомогательной исторической дисциплины. Кроме государственных гербов СССР, союзных и автономных республик, являвшихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, было создано огромное количество советских эмблем. В целом, гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.