Сущность конфессии
Лютеране относят себя к апостольской Христианской Церкви, основные догматы которой изложены в трех Экуменических или Кафолических Символах веры. Главное положение этого учения: существует один истинный Бог в трёх Ипостасях —Отец, Сын, и Святой Дух.
Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, то есть в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.
Лютеране верят, что, по благому Божьему промыслу, Сын Божий был зачат от Святого Духа и родился от Девы Марии для спасения людей. Он — Иисус Христос — будучи одновременно настоящим Богом и настоящим человеком, умер на кресте, став жертвою и искуплением за все людские грехи перед Богом Отцом; Он воскрес, взошел на небо и придет на землю снова — судить живых и мёртвых.
Лютеране верят, что люди могут быть спасены только по Божьему милосердию, благодаря жертве Христа, и только через свою веру в Христа. Лютеране верят, что это спасение, как дар, даётся даром через действие Святого Духа, когда Церковь Христова объявляет Евангелие и уделяет Таинства. Лютеране верят, что в Таинстве Св. Крещения свершается возрождение Святым Духом, а в Таинстве Алтаря (Св. Причастии) даются и принимаются реально-присутствующие Тело и Кровь Христа под двумя видами — хлеба и вина.
Создание лютеранской и других национальных церквей (кальвинистской, англиканской и пр.) имело огромное значение в развитии государств Европы.
Католическая церковь перестала быть единой, авторитет папы стало можно оспаривать, служителям церкви отводилась роль посредников между богом и мирянами, но они больше не считались выше обычных людей. К нравственному облику пастырей предъявлялись высокие требования. Церковь, так сказать, "повенулась лицом к человеку". (В наше время слишком либеральная политика некоторых церквей привела к узакониванию однополых браков, ординации женщин - возможности для них занимать даже ключевые посты в церковной иерархии)
Развитие национальных церквей, где служба проводилась на родном понятном для всех языке, способствовало повышению самосознания народов (к слову, некоторые учёные видят в этом корни возникновения будущих радикальных националистических течений, холокоста и пр.), повышения уровня образования во всей Европе, развитие народной культуры.
В политческом отношении Реформация завершила формирование национальных европейских государств.
А в области экономики способствовала началу развития капитализма, так как урезала неоспоримые ранее права такого крупного феодала. как церковь. А всеобщее осуждение излишков в роскоши способствовало накоплению капитала, направляемого на дальнейшее развитие экономики государства.
28. Кальвинизм и реформатская (пресвитерианская) церковь.
Европейская Реформация 16 века является одним из интереснейших периодов всемирной истории христианства. 31 октября 1517 года, в Германии, католический священник Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского храма знаменитые 95 тезисов. Очень быстро идеи Реформации достигли Франции, Швейцарии, Англии и Шотландии. Архитекторами Реформации были: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли (Европа) и Джон Нокс (Шотландия). Новые Церкви, возникшие в результате этого движения, стали называться: Лютеранскими, Реформатскими, а в Англии и США - пресвитерианскими. Слово <Реформация> подразумевает "возвращение к истокам за чистоту веры", то есть, к той модели Церкви, которую создавали Иисус Христос и святые Апостолы, элементы которой отражены в Новом Завете. Второй вариант слова <Реформация> имеет смысл - "Преображение", то есть духовное возрождение (пробуждение от греховной жизни) человека, под влиянием действий Святого Духа, когда люди начинают веровать в Бога и жить по Божьим Заповедям записанных в Библии. В предлагаемой читателю статье мы разберём некоторые особенности Пресвитерианской Церкви. Обязанность каждой Церкви - дать своим членам исповедание веры (официальный документ, в котором недвусмысленно изложено её учение). Каждый христианин, к какой бы конфессии он ни принадлежал, имеет право знать, каково учение Церкви и как она его обосновывает Священным Писанием. В истории Церкви всегда были те, кто был против использования исповеданий веры. В наши дни их голоса раздаются всё громче. К сожалению, многие христиане до сих пор не понимают простой вещи: зачем в Церкви нужно иметь вероисповедание? "У нас есть Библия", - вот их главный аргумент против использования христианами символов веры. Мы будем способствовать убеждению членов Церкви в необходимости принятия вероисповедания, которое есть концентрированное изложение теологии. Поскольку служители новообразованных церквей имели в своём теологическом арсенале разные вероисповедные документы: <Бельгийское исповедание> и <Гейдельбергский катехизис>, то в Дордрехте (Нидерланды), в 1618 году был созван Дордский Синод, на котором были сформулированы Каноны - 5 основных тезисов, которые стали основополагающим документом в практике реформатских и пресвитерианских церквей. 1. Полная (всеобъемлющая) греховность. (человек в результате грехопадения полностью отлучен от Бога) 2. Безусловное избрание (избрание Богом грешника к спасению по Своему собственному волеизъявлению) 3. Ограниченное искупление. (Число спасенных грешников ограничено) 4. Все преодолевающая благодать. (Работа Святого Духа, посредством которой Он просвещает наш ум и соделывает способными принять Христа) 5. Неотступность святых. (забота Бога о спасенном грешнике)"...никто не похитит их из руки Моей"( Ин . 10; 28). В церковной практике Пресвитерианские церкви пользуются Вестминстерским исповеданием веры, которое было принято в 1649 году на Вестминстерской Ассамблее в Англии. Богословы и пасторы со всей Европы (всего 151 делегат) провели 1163 полных дня заседаний, чтобы разработать ряд положений христианских доктрин изложенных в 33-х главах. По свидетельству многих богословов это исповедание является наиболее точным, и непревзойдённым, потому что его фундамент - Священное Писание. Вероучение пресвитерианской Церкви является кальвинистским по своему мировоззрению (придерживается доктрины, согласно которой избранные предопределены ко спасению прежде создания мира). Кальвинизм не является отдельной деноминацией или конфессией как баптизм или методизм, это, скорее, богословское понимание вопроса спасения, основанное на трудах деятеля французской Реформации Жана Кальвина (1509-1564), принимаемое одними и отвергаемое другими направлениями внутри протестантских течений. Отличительными признаками пресвитерианской Церкви являются: практика коллегиального управления конгрегациями (Форма пресвитерианского церковного руководства. Вестминстерское исповедание веры, стр. 446.) и приверженность Церкви к доктринам общего учения Вестминстерского исповедания. Форма поклонения Пресвитерианской Церкви отражает атмосферу первых христиан, которым были чужды пышные обряды, сопровождаемые пением профессиональных хоров. Как и в те времена, так и сегодня, здесь взывают к Богу в молитвах и совместно поют псалмы из книги Псалтирь, без музыкального сопровождения. С кафедры проповедуется Евангелие на родном языке, совершаются таинства: Крещение и Святое Причастие. Новый Завет априори утверждает, что дар спасения принадлежит детям, и общепризнанной практикой стало крещение младенцев. Погружение крещаемого в воду не является обязательным; но совершение крещения посредством возливания воды или кропления водой также считается правильным. Крещение должны принимать не только взрослые, которые открыто исповедуют веру во Христа и послушание Ему, но также и младенцы одного или обоих верующих родителей. <Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш>. Деян.2:39. Краеугольным камнем является доктрина суверенности Бога (не подотчетность творению). <Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит>. 1Цар.3:18. <Бог наш на небесах; творит все, что хочет>. Пс.113:11 Внимательно исследуя кальвинизм, (пусть не пугает читателя это новое для слуха слово) мы находим его весьма дельным, потому что Кальвин держится исключительно Слова Божьего и толкует его теологически безупречно. Недаром комментарии Кальвина и его литературное наследие до сих пор считаются непревзойденными у протестантов многих деноминаций. Кальвинизм есть всестороннее библейское учение, касающееся всех аспектов христианской веры и жизни, как частной, так и общественной. Например: Вестминстерское исповедание веры даёт определение Израильскому народу < как незрелой и несовершенной Церкви> глава 19, поэтому в пресвитерианской практике нет места проявлениям антисемитизма ни в какой форме. Поскольку кальвинизм это не просто идеология, а систематическое богословие, которое со времен Реформации имеет большое влияние на историческое развитие Церкви, то, естественно, что он рассматривает, и взаимоотношения Церкви и Государства и однозначно принимает сторону закона и порядка. Он поддерживает стабильность правительств, энергично требуя от граждан уважения к ним. И это требование почтения к властям и послушания подкрепляется самым высшим доводом, а именно ссылкой на волю Бога. В конце прошлого века, в результате политических перемен, украинский народ сбросил с себя ярмо атеизма и обрел независимость. Рухнул <железный занавес> и появилась реальная возможность для приезда миссионеров из-за рубежа. Пресвитерианские Церкви США и Кореи первыми прислали своих миссионеров на Украину. Во многих крупных городах Украины появились пресвитерианские общины, и их деятельность возбудила значительный интерес к кальвинизму среди украинских верующих. Но из-за нестабильной обстановки и политического противостояния на Украине, духовные Центры пресвитерианских Церквей Кореи и США не торопятся строить здания церквей, а для проведения богослужений предпочитают арендовать помещения кинотеатров, детских учреждений, Домов культуры, спортивных комплексов. Кроме духовной работы пресвитерианская Церковь активно участвует в благотворительных акциях. Открываются бесплатные столовые для малообеспеченных граждан, функционируют реабилитационные центры граждан, находящихся в алкогольной и наркотической зависимости. Особое внимание уделяется медицинским детским учреждениям, для которых доставляется гуманитарная помощь: оборудование, лекарства, мебель, детское питание. Духовное наследие реформатских и пресвитерианских богословов издано преимущественно на английском, немецком и голландском языках. В последние годы усилиями пресвитериан Шотландии и реформатов Голландии уже переведены на русский и украинский язык и изданы некоторые книги. Сегодня на книжной полке пресвитерианской библиотеки украинский читатель может найти для себя Вестминстерское исповедание веры, краткий, большой и детский катехизис, труды Мак Чайни, Метью Генри, Томаса Ватсона, Вильгемуса Бракела, Томаса Уидроу и других. Эта литература печатается в Нидерландах и бесплатно высылается по почте украинским христианам. Мы также можем предложить бесплатно выслать редкое издание Библии на родном языке в переводе П.О. Кулиша, И.С. Левицкого и И. Пулюя, труды реформатов 16 века, журналы. Заказы на Библию и литературу можно присылать по адресу: Боголюбов Антипа. а/я 100. г. Одесса- 91. 65091.Телефон (0482) 32 - 78 - 80. Или по электронной почте: [email protected] Надеемся, что со временем, богобоязненный украинец поймет, что благосостояние народа зависит не от размеров территории или численности населения, не от экономического устройства или природных ископаемых, а от благословения Божьего. Ведь можно жить на большой территории со стабильным климатом, на хорошем чернозёме и ходить с протянутой рукой по всему миру.
29.Англиканство
Англика́нство — одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Англиканские церкви либо имеют особую историческую связь с Церковью Англии, либо объединены с ней общими богословием, богослужением и церковной структурой[1]. Термин «англиканство» восходит к латинской фразе «ecclesia anglicana», первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами. Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество[2], которое носит международный характер.
Англиканское вероучение основывается на Писаниях, традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви. Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства, окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.
Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма,[3] однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер, Джон Нокс, Жан Кальвин[4],Ульрих Цвингли или Джон Уэсли[5]. Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве.[6] В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм,либеральные христиане и англо-католицизм.
Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер — «средний путь» (лат. via media), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке были введен термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии, стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.
Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остается предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общественного богослужения» (англ. The Book of Common Prayer), которая представляет собой собрание молитв, являющихся основой богослужения на протяжении веков (common prayer — литургия). Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское сообщество. Не существует единой «Англиканской церкви», которая бы обладала абсолютной юрисдикцией над всеми англиканскими церквями, так как каждая из них является автокефальной, то есть пользуется полной автономией.
Слово «Англиканство» (Anglicanism) — это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (Anglican). Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury), их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, ее отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма, независимо от их подчиненности Британской короне.
Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму, однако официально церковь именует себя католической[10]. Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях, традициях Апостольской Церкви, историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.
Англикане верят, что католическая и апостольская вера раскрыта в Святом Писании и кафолических Символах Веры и интерпретирует её в свете Христианской традиции исторической Церкви, науки, разума и опыта.
30.Протестантские деноминации в XVII-XX веках: баптисты, меннониты, квакеры.
Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение) — одно из направлений протестантского христианства.
Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни.
В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер(пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих.
Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений
В баптизме были и остались два основных течения: общих и частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления грехов и того, как осуществляется спасение. Взгляды общих баптистов близки арминианскому учению. Они считают, чтоХристос совершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения. Для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли (синергия). Частные (партикулярные) баптисты, придерживающиеся кальвинистскихвоззрений, утверждают, что Христос совершил частное искупление, то есть искупил грехи только избранной части человечества. И конкретный человек спасается исключительно по воле Божьей. Первая община христиан, именовавшихся баптистами, под руководством Джона Смита придерживалась учения общих баптистов. Первая же община частных баптистов возникла в 1638 году в английском городе Сосворк.
В России преобладают общие баптисты, близкие к арминианству. Возможно, это объясняется влиянием православного богословия со свойственным ему синергизмом. В США преобладают частные баптисты-кальвинисты.
В целом, баптистское движение отличается богословским разнообразием. При этом в одно баптистское объединение могут входить общины с существенными различиями в вероучении. Основными вопросами, по которым ведутся дискуссии между различными направлениями баптизма являются учение об отделении верующих от мира (сепаратизм), отношение к организации миссионерской работы, а также проблемы эсхатологии.
В XX веке особое значение приобрели различия между либеральным и консервативным подходами к богословию и практике церковной жизни, что в отдельных странах привело к выделению общин, придерживающихся указанных позиций, в разные объединения.
.
Меннони́ты — одна из протестантских евангельских деноминаций, получившая название от своего основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. История меннонитства до XIX века — это история постоянной борьбы, внешней — с католиками и протестантами, внутренней — между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве.
Меннониты не были признаны ни в Германии, ни в Нидерландах, и поэтому могли собираться на богослужение лишь тайно, под страхом казни, так как считались сектантами. Голова самого Симонса была оценена в 1542 году императором Карлом V в 100 гульденов, поэтому он скрывался от властей.
Большинство его последователей, избегая гонений в отечестве, воспользовалось приглашением заняться работами по осушению болот в Пруссии, между Гданьском, Эльблонгом и Мальборком. Когда эта работа была ими исполнена с полным успехом, означенная территория, находившаяся во власти короля польского, была отдана им в полное владение. Не ранее 1780 года на них была наложена подать в 5000 талеров, а в 1790 у них было отнято право приобретать здесь земельную собственность.
Во время гонений между меннонитами оказалось много «падших», то есть отрекшихся от своего вероисповедания. Когда гонения утихли, возник спор об отношении «церкви» к этим падшим. Всё общество меннонитов разделилось по этому вопросу на «радикалов», под предводительством Филиппа Дирка, требовавших безусловного отвержения падших церковью, и «умеренных», соглашавшихся на их воссоединение. Победа осталась на стороне радикалов, и все «умеренные» собором были отлучены от церкви, несмотря на то что к этой партии принадлежал сам Менно. Тогда «умеренные», соединившись с нидерландскими меннонитами, образовали особую, весьма многочисленную секту «либеральных тауфгезинтов» (Taufgesinnten), название же меннониты осталось за радикалами. Впоследствии строгих меннонитов стали называть утончёнными, а либеральных — грубыми меннонитами. Радикалы потребовали от Симонса, чтобы он произнёс проклятие на либералов, и Менно уступил, написав в своё оправдание второе сочинение «Об отлучении», за которое два тауфгезинтских проповедника — Цилис и Леммекен — провозгласили своего вождя изменником. Менно отвечал им анафемой, но перед смертью сказал окружавшим: «не будьте слугами людей, как я».
Со времени смерти Менно Симонса (1561) до 1572 года меннониты в Нидерландах снова подвергались жесточайшим преследованиям. Крещение взрослых, отрицание присяги, уклонение от военной службы — эти «догматы» Симонса вызывали общую ненависть даже в народе, считавшем меннонитов противниками не только церкви, но и государства.
«Утончённые» и «грубые» меннониты всё более и более обособлялись друг от друга. «Грубые» углубились в догматику и доходили до рационализма. Утончённые занялись нравственной казуистикой и регламентацией правил обыденной жизни. Для всех членов меннонитских общин установлена была форма и стоимость одежды, обстановка жилищ и т. п. Лучшим в это время явлением между меннонитами было общее почти стремление устроить свою жизнь наподобие первобытной христианской общины. Но и в этом отношении скоро возникли разногласия, например о том, в храме ли только друг другу следует умывать ноги, или также в частных домах всем странствующим. Подвергать ли отлучению за нарушение правил об одежде и жилищах и т. п.
В эпоху борьбы за освобождение Нидерландов голландские меннониты оказали великие услуги своему отечеству, жертвовали нередко всем своим состоянием, вступали солдатами в армию Вильгельма Оранского и т. д. Вследствие этого они получили полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин. На первом же из этих соборов обнаружилось, что 24 тауфгезинтских общины уже много лет не имели своих храмов и проповедников, а детей своих обучали в реформатских школах. Вследствие этого меннониты неминуемо должны были подпасть в своём религиозном учении и культе влиянию отчасти реформатов, отчасти ремонстрантов, под которым и находились весь XVII и половину XVIII века. Реформатская церковь неоднократно пыталась навязать меннонитам символ веры, отличающийся от учения Менно.
Ква́керы (англ. quakers) (официальное название: Религиозное общество Друзей, англ. Religious Society of Friends) — изначально христианское движение, возникшее в годыреволюции (середина XVII века) в Англии и Уэльсе. Датой возникновения квакерства обычно считают 1652 год (иногда — 1648, когда Джордж Фокс впервые выступил с проповедью).
Религиозное общество Друзей представляет собой не единую организацию с жёстко определенной вертикальной иерархией и набором установленных догматов и обрядов, а объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга. На сегодняшний день богословские взгляды собраний и отдельных членов могут колебаться в широком диапазоне от евангелизма и либерального протестантизма до различных форм универсализма и нетеизма.
Число последователей квакерства в мире ныне составляет порядка 360 000 человек. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении), Европе (в Великобритании), Боливии и Гватемале.
Форма проведения собраний также различается для различных групп Друзей: некоторые практикуют лишь традиционную молчаливую молитву без пасторов и подготовленной заранее программы, другие в большей или меньшей степени прибегают к проповедям, чтению и песнопениям.
Первоначальное название — «Христианское общество друзей внутреннего света». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения как оскорбительное прозвище, а впоследствии ставшее самоназванием, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления — Джордж Фокс — на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном»]. Другая версия гласит, что ранние квакеры во время своих богослужений содрогались при снисхождении на них Святого Духа[3]. Третья версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого Бога.
Исторически в основе теологии квакеров лежит доктрина о внутреннем непосредственном откровении Святого Духа, авторитет которого выше «Священного Писания», поскольку, согласно Р. Баркли, Писание является «декларацией источника, а не самим источником»[12]. Человек способен воспринимать откровение благодаря тому, что в каждом есть «Внутренний Свет» — часть божественной природы, заложенная в человеке и не являющаяся частью человеческой природы. Концепция «Внутреннего Света» стала центральной в вероучении квакеров. Понятие «Света» является синонимом следующих понятий: «Семя» (Seed), «Искра» (Spark), «Благодать» (Grace), «Дух Христа» (Spirit of Christ), «то, что от Бога в каждом» (that of God in everyone), «Внутренний Христос» (Christ Within). Современный квакерский американский теолог Уилмер Купер пишет, что «Друзья никогда не были точными насчёт значения […] и часто использовали схожие термины взаимозаменяемо»[13].
Несмотря на существенные внешние различия и отсутствие определённого символа веры, все квакеры разделяют определенные убеждения, в основе которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и др.), в подчинении воле которой состоит истинная жизнь и через которую возможно непосредственное общение с Богом.