Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (4:22)
Для того чтобы продемонстрировать преобразующую природу возрождения, апостол далее описывает и определяет неотъемлемые реальности истины в Иисусе, которые читатели услышали при обращении и научились им. Он использует три инфинитива (в греческом оригинале), чтобы подвести итог слышанному ими в призыве Евангелия: отложить, "обновиться" (ст. 23), и "облечься" (ст. 24).
Важно отметить, что здесь Павел не увещевает верующих, призывая их совершить это. Данные три инфинитива описывают спасительную истину в Иисусе, а не являются повелением по отношению к христианам. Они имеют место во время обращения ко Христу и упоминаются здесь только как напоминание реальности этого события.
Отложить прежний образ жизни ветхого человека связано с тем, что они "слышали" и чему "научились" в отношении Евангелия (ст. 21). Следует также отметить то, что спасение является Божественным и суверенным чудом, не имеющим ничего общего с человеческим вкладом. Тем не менее, необходимо также заявить, что люди слышат Божью истину, принимают ее верою, отлагают ветхого человека, обновляясь и облекаясь в нового. Это не человеческие дела, необходимые для получения спасения, но составные элементы, являющиеся неотъемлемой частью Божественного труда спасения. Термины, употребляемые здесь Павлом, представляют в целом описание покаяния в грехе: и подчинения Богу, и их часто называют элементами возрождения (см. Ис. 55:6-7; Матф. 19:16-22; Деян. 2:38-40; 20:21; I Фес. 1:9 и т. д.).
В противоположность неповрежденному человеку, постоянно противящемуся Богу и отвергающему Его, который живет в сфере владычествующего греха (прежнего образа жизни), христианин услышал призыв (отложить образ жизни ветхого человека). Данный глагол означает "сорвать, совлечь", что обычно делают со старой грязной одеждой. Время глагола (средний аорист) указывает на единократное действие, совершаемое верующим при спасении.
Упоминание Павлом ветхого человека (ветхого в смысле изношенности и ненужности) находится в полном соответствии с Евангельской терминологией в его остальных посланиях. Например, Послание к Колоссянам, глава 3 описывает факт спасения, используя четыре глагола. "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (ст. 3); "вы воскресли" (ст. 1); вы "совлекшись ветхого человека" (ст. 9); и вы "облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (ст. 10). Все четыре глагольные формы стоят во времени аорист в греческом оригинале, указывая на то, что они относятся к уже завершенному действию и, поэтому, должны относится к тому же прошедшему событию спасения. В контексте "совлекшись" и "облекшись" не могут представлять ничего иного, как прямые параллели другим действиям - "умерли" и "воскресли", что с полной определенностью относится к спасению.
Утверждение истины этих четырех аспектов обращения к Богу является основной подоплекой наставлений, излагаемых в данном отрывке Послания к Колоссянам. Павел описывает спасение Колоссянам точно таким же образом, как он это делает в Послании к Ефесянам. Хотя он не останавливается подробно на единении верующего в смерти и воскресении Христа, он затрагивает эту реальность говоря; что верующий пребывает в "Нем". Его ссылки на ветхого человека и нового человека в обоих отрывках с полной очевидностью представляют параллель.
Данная точка зрения подтверждается далее учением Павла в Послании Римлянам 6, где он описывает сущность спасения, выделяя глаголы и глагольные формы: "Мы умерли для греха" (ст. 2); "все мы... крестившиеся во Христа Иисуса" (ст. 3); "погреблись с Ним... в смерть" (ст. 4); "мы соединены с Ним подобием смерти Его" (ст. 5); "ветхий наш человек распят с Ним" (ст. 6); "упразднено было тело греховное" (ст. б); "умерший" (ст. 7); "мы умерли со Христом" (ст. 8). Восемь из этих глагольных форм в греческом языке выражены глаголами в форме аорист, как бы взгляд в прошлое на уже совершенное событие. Один из глаголов стоит в перфекте (ст. 5), и это время передает результат прошедшего события. И еще раз, Павел преподносит верующим наставление на основании данного описания совершенного возрождения, произошедшего с верующим при обращении ко Христу (ср. Рим. 6:12-13).
Из всех утверждений Павла, переданных им в Посланиях к Римлянам и Колоссянам, следует логическое заключение о том, что спасение - это духовное единение с Иисусом Христом в Его смерти и воскресении, что также может быть описано, как смерть "ветхого человека" и воскресение "нового человека", который теперь ходит в "обновленной жизни". Это единство и новая идентичность ясно и определенно означают, что спасение - это возрождение. Это не добавление новой природы, нового человека к ветхому человеку. Во Христе уже не существует ветхого человека (ср. 2 Кор. 5:17). Именно это слышали ефесяне и этому были научены в соответствии с истиной в Иисусе (4:21). Ветхий человек - это необращенная природа истлевающая в обольстительных похотях. Ветхий человек неверующего не только истлевает, но продолжает быть истлевающим (настоящее время, пассивный залог), потому что похоти продолжают осуществлять контроль над ним, обольщая его (ср. 2:1-3). Евангелие призывает нас отложить ветхого человека, принеся покаяние во грехе, что включает в себя не просто сожаление о содеянном грехе, но и отвращение от него и обращение к Богу.