Гордыня
Когда идущий мистическим путем станет обладать Знанием, он может начать гордиться этим. Совершенство мужчины проявляется в четырех аспектах: запрете, дарении, славе и трудностях1-™.
Глава 17
Уровни и ступени пути (марахил ва монозил-е сулук)
Для того чтобы раствориться в Аллахе, идущий мистическим путем с самого начала до самого конца должен совершить восхождение по определенному количеству ступеней. Лишь тогда он достигнет конечной цели. Об этих ступенях сказано много. Как это выразил Махмуд Шабистари[53] в «Голгиан-е Раз»:
Салик имеет только два шага,
А те, которые имеет, весьма опасны,
Одним из них является отсутствие стремления к славе, Вторым — размышление о загробном мире.
Однако мистики описывают семь ступеней, о которых упоминает Лбу Наср Сирадж[54] в книге «Макамат »:
1 — раскаяние; 2 — осмотрительность; 3 — самоотречение; 4 — добровольная бедность; 5 — терпение; 6 — упование на Аллаха; 7 — удовлетворенность.
Шейх Фарид ад-Дин ‘Аттар[55] в поэме «Мантик ат-тайр» так описывает семь этих ступеней:
1— требование; 2 — любовь; 3 — знание; 4 — отсутствие нужды;
5— единство; 6 — добровольная бедность; 7 — исчезновение в Аллахе.
А наибольшее количество ступеней, то есть 100 ступеней, насчитал Хаджи ‘Абдаллах Ансари[56] в книгах «Сад Мизан» и «Маназил ас-Са’ирин». Причинами разногласий при подсчете ступеней служат либо преувеличения со стороны мистиков, либо разница в личном опыте при прохождении ступеней, либо особенности прохождения каждой ступени.
Один столь близок к Богу, что говорит: «Я — истина»;
Другой — так далек от Бога, что должен построить
корабль, чтобы к Нему приблизиться;
Некоторые настолько близки к Нему, что могут созерцать Его. Если вы видите противоречия в людях, знайте, что они основаны на различиях уровней созерцанияьуш.
Ниже мы вкратце представим те ступени, которые должен пройти идущий мистическим путем.
В Коране сказано: «Нет среди нас такого, кому не было бы предопределено места достойного» (Коран, 37:164).
1.Пробуждение раба от беспечности.
2.Раскаяние — возвращение ко всему, что помимо Аллаха, по
Саййид Салман Сафави Практический мистицизм
сле ухода от этого. На этой ступени * ариф молит об отпущении грехов.
3.Покаяние — уход от беззаботности к зикру (поминанию Ал
лаха). Некоторые говорят: раскаяние — это страх, а покаяние— это влечение. Другие говорят: раскаяние находится снаружи, а покаяние — внутри.
4.Осмотрительность — отстранение от всего подозрительного.
5.Самоотчет — внимание к количеству сомнительного, а также
к тому, что приносит пользу, а что — вред.
6.Желание — преодоление трудностей и избегание удобства.
7.Отшельничество — отречение от дозволенного и освобожде
ние от влечения к нему.
8.Добровольная бедность — отсутствие имущества и полное
очищение сердца от всего, что в нем было.
9.Правдивость — как скрытая, так и открытая.
10.Терпение трудностей и печали, которое испытывает душа. Это последняя ступень для учеников.
11.Терпеливость — прекращение жалоб.
12.Удовлетворенность — наслаждение трудностями.
13.Искренность заключается в том, чтобы не обращать внимания на порицание людей при сближении с Аллахом.
14.Упование на Аллаха — вера в Него, желание встретиться лишь с Нимых.
Ступени мистического пути (сулук)
Поскольку прохождение по ступеням мистического пути (сулук) является основой практического мистицизма, мы вкратце изложим содержание ценной книги «Ал-усул ал- ашара», написанной Наджм ад-Дином Кубра[57] в 7 в. хиджры. Этот труд является шедевром по практическому мистицизму.
Книга «Ал-усул ал- агиара» посвящена описанию десяти основ — ступеней су лука. Основой выбранного пути [для прохождения мистических ступеней] является состояние, похожее на естественную смерть. В хадисе так сказано об этом: «Умрите раньше, нем умрете ». Добровольная смерть включает в себя десять основ.