Юлия Сысоева. Вспомнить всё 3 страница
Я помню, как он вскочил среди ночи, разбудил меня и стал быстро и взволнованно рассказывать, что видел, как сатана ранит его в шею. За окном горел фонарь, и свет этого фонаря показался мне тогда каким-то зловещим. Через четыре года, в тот роковой день, первый выстрел был сделан именно в шею.
Это видение хорошо описал в своих воспоминаниях диакон Георгий Максимов. С отцом Георгием, тогда еще просто Юрием, отец Даниил был очень близок, они были большими друзьями, хотя друг друга называли исключительно на «вы» и по имени-отчеству. Меня это удивляло, потому что друзей отец Даниил всегда называл на «ты», а тут была такая особенность. Я однажды спросила, почему он Юрия называет на «вы», а отец Даниил пожал плечами и сказал, что даже и не знает, так сложилось. Однажды Юрий зашел к нам, а у нас только родилась Дорофея. Они стояли в коридоре, разговаривали о миссионерстве, о богословии, и вдруг отец Даниил говорит: «Сейчас я тебе покажу чудо!» Прибежал в комнату, взял Дорофею, я вышла за ним и вижу: отец Даниил держит на руках новорожденную дочку и показывает ее Юрию, улыбается, хвастается. Его последняя поездка в Сербию была именно с Максимовым, который тогда еще не был диаконом. Они уехали в Белград 9 ноября, а вернулся он из этой поездки за неделю до кончины.
Отец Даниил очень любил служить, он служил не только в храме, но и дома, по разным поводам. Мы часто служили дома водосвятный молебен, не раз служили молебны на даче. Через полгода после его рукоположения в священники, после Пасхи мы поехали на дачу, и отец Даниил сразу освятил наш дом. Как-то засушливым летом 2002 года мы отдыхали на даче с нашей знакомой с Крутицкого подворья, а в семи километрах от дачи есть деревня под названием Гора Пневиц, где стоит полуразрушенный храм Рождества Богородицы. И отец Даниил предлагает нам поехать туда, отслужить молебен. На нем было то самое льняное облачение, в котором он завещал себя погребать. Можно сказать, что оно у него было требное, он брал его во все поездки, потому что очень удобно сворачивалось, почти не занимая места.
Это было красивое облачение, из тонкого льна, качественной выделки, несмотря на то, что очень простое. Мы взяли ведро с водой и втроем поехали служить, еще была с нами Устя. После молебна отец Даниил окропил весь храм и с радостью сказал, что в этом храме последние шестьдесят лет службы не было, а мы тут послужили. А еще мы поставили крест на месте разрушенного храма в Большом Михайловском, как раз возле нашей дачи.
Он любил необычные службы: когда в 2002 году мы первый раз мы ездили в Израиль, то служили Троицкую вечерню прямо на улице, почти под открытым небом, в разрушенной крепости. Мы все стояли с пальмовыми ветвями на коленопреклоненных молитвах, а мимо шли туристы и смотрели на нас с изумлением.
Удивительно вспоминать, что в те времена отец Даниил еще мог отдыхать, но уже после 2006 года, когда появился храм Апостола фомы, позволить себе такую роскошь он уже не мог. Как-то на мой вопрос, почему он практически не отдыхает, почему у него нет выходных дней, он ответил: «Я боюсь не успеть, мне надо больше успеть, я знаю, что меня убьют». Когда ему исполнилось лет тридцать, он говорил, что проживет тридцать три года, я тогда усомнилась: «Откуда такая точность, такие знания?» Когда ему исполнилось тридцать три года, у нас родилась третья дочь, может быть, поэтому Господь продлил его жизнь еще на два года, а может быть, и по иной причине. Это тайна, о которой я, наверное, узнаю уже в жизни будущей.
Однажды он, как будто в шутку, сказал, что знает, от чего умрет. Я спросила: «От чего же?» И он, со свойственной ему иронией и юродством, сказал буквально следующее: «От отравления свинцом». И немного помолчав, добавил: «Девять грамм свинца, и все».
А пули-то были калибра 9 мм. Какая точность оказалась, и он знал, это было ему открыто. Ему многое было открыто, он просто не все рассказывал.
Он служил последние три года настолько плотно, что даже в отпуске практически не был. И выходных он себе не брал, хотя уже три года был настоятелем и мог распоряжаться своим временем. В новопостроенном храме он почти сразу ввел ежедневную Литургию, сам служил четыре Литургии в неделю, а на три приглашал других священников. Я его постоянно просила снизить нагрузки, но он либо отшучивался, либо говорил, что ему надо больше успеть. И нагрузки он только повышал, в результате чего в последний год у него не осталось ни одного свободного вечера, и приходил он домой не раньше десяти часов. Если приходил раньше — это было уже событием в нашей семье. Единственное, когда он мог позволить себе немного отдохнуть, — если утром не служил, тогда, как правило, до обеда был дома, при этом он либо что-то писал, либо
читал. Он постоянно что-то писал, и ныне мы пожинаем плоды его трудов: это книги, и та польза, которую они приносят людям.
У отца Даниила с детства был дар любви к Богу, это и предопределило всю его дальнейшую жизнь. По свидетельствам его родителей, из его собственных рассказов о детстве я знаю, что любимыми играми у него были не войнушки и казаки-разбойники, а игра «в службу». Он с детства хотел стать священником, а на вопросы взрослых, кем он собирается стать, отвечал, что Патриархом. Этот ответ можно списать на детскую наивность, но он очень хорошо отражает характер отца Даниила и его стремления. Он всегда был максималистом, но максималистом в хорошем смысле этого слова, он не мог ставить низких и средних планок для достижения целей. Если он мечтал о Царствии Небесном, то он мечтал попасть в самые его высшие сферы, а не просто спастись и быть в «раюшке, да с краюшку». Все его проповеди, все его служение свидетельствует именно об этом. Он жаждал приводить людей к Богу и делал это, не жалея никаких сил. Стоит сказать, что у него было очень слабое здоровье, он всю свою жизнь страдал в буквальном смысле этого слова. С подросткового возраста его мучили сильнейшие головные боли, последние годы у него болело сердце, началась гипертония, плюс ко всему за десять лет до своей кончины он заболел клещевым энцефалитом.
Это случилось в июне 1999 года, мы на машине поехали в Псково-Печерский монастырь к старцу Адриану, с нами еще ездила наша близкая знакомая Лиля Иванова. Батюшка принял нас очень тепло. Сказал буквально несколько слов, смысл которых стал приоткрываться только сейчас, одарил нас просфорами и просил прийти к нему на следующий день к десяти утра. А мы не послушались, отцу Даниилу надо было успеть на субботнюю всенощную. Он боялся пропустить службу без разрешения настоятеля (тогда он служил диаконом на Болгарском подворье), и мы сказали, что не придем, потому что нам надо уезжать. Я помню, как батюшка Адриан опечалился и тяжело вздохнул. В этот день, когда мы не послушались старца и так спешили в Москву, мы попали в аварию и сильно разбили машину, а когда все же добрались до Москвы (на всенощную отец Даниил, конечно, не попал), то дома обнаружили, что ему в грудь, в область сердца, впился клещ. Через двадцать один день он тяжело заболел энцефалитом, который окончательно подорвал его и без того слабое здоровье. Казалось бы, любой нормальный человек в такой ситуации должен был как-то себя щадить, лечиться, но отец Даниил не выходил на службу, только если не мог встать с постели совсем. Но тогда он прочитывал службу, даже лежа. Я упрекала его, что он идет служить Литургию с высоким давлением, просила его остаться дома, отлежаться, на что он только отмахивался. Был еще более курьезный случай, когда он служил со сломанной ногой...
Кстати, знаменательно то, что он сломал ногу ровно в день своей смерти, за два года. Я специально пишу «в день своей смерти». Как-то мы обсуждали с ним тему смерти и пришли к мысли, что каждый человек, кроме дня рождения, имеет день своей смерти, который скрыт от нас до времени. Но мы его переживаем каждый год. В такой-то день человек живет, делает свои дела и не знает, что проживает будущий день своей смерти. И ночь его смерти за два года до кончины была наполнена ужасом страданий. Он метался по кровати, вставал, ходил, молился, даже, скорее, стенал, а потом пришел ко мне, прижался и попросил, чтобы я его гладила, как маленького, и только тогда успокоился. Вот как это было. Я никому никогда не рассказывала об этом, и никто, кроме нас с ним, не знает о его страданиях той ночью, 20 ноября 2007 года.
А 2002 год был просто наполнен поездками и путешествиями. Тем же летом мы поехали на машине на север страны в Вологодскую область: Кириллов, Ферапонтов, Вологду, возвращались через Рыбинск и Пошехонск. Однажды отец Даниил решил съездить в Угличский район, который граничит с Тверской областью и начинается недалеко от нашей дачи. Он рассказал мне, что в детстве бывал там с родителями, которые, будучи художниками, летом подновляли росписи в деревенском храме. Мы нашли эту деревню, и отец Даниил долго вспоминал этот эпизод из своего детства. А однажды я снова оказалась в Угличском районе, куда поехала по делам фонда помощи священническим семьям, который был создан после смерти батюшки. Там, в деревне Горки, живет семья многодетного священника Сергия Ма- евского, которому мы помогали. Каково же было мое удивление, когда я увидела тот самый храм! Словно сам отец Даниил снова привел меня туда.
В ноябре 2002 года мы первый раз были на Синае. Там, на горе, когда восходило солнце, отец Даниил пел «Слава в вышних Богу», хотя он, со своим нездоровым сердцем и одышкой, еле поднялся. Мы тогда постоянно останавливались, а он сидел и тяжело дышал, закрыв глаза. А я не понимала, почему ему так плохо, мне, наоборот, было легко, я была готова идти и идти, а он, бедный, просто валился с ног. Второй раз мы были на Синае в апреле 2004 года, и второй раз восходить отец Даниил уже не решился. А в монастыре Святой Екатерины мы были за эту поездку два раза. Уже почти перед самым отъездом в Москву совершенно внезапно отец Даниил решает ехать к св. Екатерине, и это притом что мы были там буквально три дня назад. Я удивлена, зачем опять ехать, путь неблизкий, несколько часов в одну сторону. Но если отец Даниил задумал, то не отступится от своего замысла. С нами были еще две девушки, с которыми мы познакомились в этой поездке, одну из них звали Екатерина, и отец Даниил говорил, что ей надо обязательно побывать у своей святой. Он договаривается с каким-то египтянином, что тот повезет нас на своей машине, причем машина — с кондиционером. Когда мне отец Даниил сказал, что будет кондиционер, я сильно засомневалась, потому что в Египте в принципе нет таких машин, кроме туристических автобусов, но и те, если с кондиционерами, то на лысой резине. Приезжает этот египтянин на абсолютной «развалюхе», и не один, а еще с каким-то египтянином. А нас и так много: отец Даниил, я, Устина, наша старшая дочь, и две девушки. Мы говорим, что все в машину не поместимся, и египтяне заявляют: пусть едут только женщины, а этот, второй, будет
у нас гидом. Мы были просто возмущены, отец Даниил выгнал наглого «гида», и мы поехали. Когда же мы спросили водителя, где кондиционер, он показал на форточку, что и следовало ожидать. Но самое «интересное» было впереди. уже через несколько километров, когда мы выехали на трассу из Шарм-эль-Шейха, я почувствовала, что с машиной что-то не то. Сказала об этом отцу Даниилу, он мне не поверил. Я его уверяю, что, скорее всего, мы не доедем, он по-прежнему не верит. Наконец, когда машина начала глохнуть, у него тоже появились сомнения в том, что мы доберемся до монастыря.
Египтянин выходил, заливал в радиатор воду из пластиковой бутылки, а мы стояли и ждали, пока машина заведется. Таким образом, мы ехали часа четыре или пять, пока не добрались до монастыря. Но, видимо, святая Екатерина ждала отца Даниила: мы приехали как раз к выносу мощей, а их выносят два раза в сутки, в двенадцать часов и в четыре часа (если мне память не изменяет). Мы приехали к четырем. Приложились, помолились, получили колечки и тронулись в обратный путь. Но доехать до города нам
было не суждено. На полдороге машина окончательно встала и «приказала долго жить». Египтянин дал нам понять, что мы приехали, он будет сидеть и ждать эвакуатор, а мы можем продолжить свое путешествие пешком. И тут мы поняли тяжесть ситуации, потому что остаться в пустыне на трассе крайне опасно. Темнеет в Египте очень быстро, солнце заходит почти мгновенно, и наступает полная темнота, а тут — три женщины, ребенок и батюшка. Стали, надеясь на помощь святой Екатерины, которая нас только что так милостиво приняла, ловить попутку. Но все туристические автобусы проносились мимо, подчас даже увеличивая скорость. Солнце стремительно садилось. Мы стоим, никто не останавливается. Проезжают местные грузовики, в кузове которых сидят толпы египтян и смеются над нами, пролетают комфортабельные автобусы, и никто даже не притормаживает. Мы бестолково топчемся у обочины, солнце почти село, и до наступления полной темноты остается минут десять-пятнадцать. Наши шансы поймать попутку стремительно приближались к нулю. Тут мы видим еще один автобус, отец Даниил замахал руками, но я поняла, что и этот не остановится. Тогда я вышла на середину дороги и расставила руки. Помню, что отец Даниил мне испуганно кричал: «Юля, уйди с дороги! Он не останавливается!» Но я решила, что с места не сдвинусь, и автобус остановился. Нас довезли прямо до отеля, почти не взяв денег.
Однажды мы отдыхали летом у нас на Кубани и поехали с отцом Даниилом, моими сестрами и братом кататься на велосипедах. В так называемом Казенном лесу, где, предположительно, находится древнее городище, попали в страшный ливень. Дорогу развезло, и мы, промокшие до нитки, тащим велосипеды в руках, ползем по скользкой дороге, все в грязи. Я разбирала наши старые фотографии, и нашла фото, на обороте которого рукой отца Даниила написано: «Мы после ливня в Казенном лесу. 1997. Спасибо Юле!!!» Я помещаю эту фотографию здесь, пусть
это и был не самый значительный эпизод из нашей жизни. Может быть, потому, что на ней написано «Спасибо Юле!!!» или потому, что я опять увидела его улыбку. На переднем плане в насквозь промокшей футболке радостно улыбающийся отец Даниил. Он всегда такой был, всегда улыбался и всегда радовался.
Он был человеком очень радостным, особенно на людях, и все его таким вспоминают. Я-то его разным знала. Он иногда жаловался, скорбел, раздражался, когда что-то не получалось, но, даже если ему было очень плохо, он всегда находил силы смеяться и шутить. Даже замечание человеку он зачастую делал в шутливой форме, какой-нибудь конфуз обращал в смех. И людям было не обидно. Например, многие часто употребляют слово «обожаю». И отец Даниил всегда спрашивал: «Какому божеству вы это посвящаете?» Вначале человек даже не понимал вопроса, с недоумением смотрел на отца Даниила, а он объяснял, что слово «обожаю» происходит от слов «обожение», «обожествление», поэтому говорить «обожаю» христианину нельзя.
Одно время отец Даниил читал мне Льюиса перед сном, он очень любил этого автора. У меня до сих пор осталось потрясающее впечатление от этих чтений: я иногда даже засыпала, как маленькая, под звук его голоса, и мне начинало сниться то, что он мне прочитал.
Он с детства читал запоем. Интересно было то, что он обладал достаточно редким природным даром скорочтения, книги буквально проглатывал, тысячу страниц мог прочитать за два дня, а то и за день, если читал непрерывно. Но это не было пресловутым чтением по диагонали. Я его спрашивала, как он это делает, он мне объяснял, но я так и не поняла, потому что, чтобы это понять, — с этим самому надо родиться. Для меня это непостижимо, я прочитываю и проговариваю в уме каждое слово, т. е. проговариваю текст внутри себя, иначе я не восприму то, что написано. А отец Даниил усваивал текст просто как информацию, и он удивлялся, как можно его проговаривать. И поскольку я читаю как среднестатистический человек, то не могу позволить себе роскошь читать все подряд, а отец Даниил читал все. Например, я не понимала, зачем он читает оккультного автора Лукьяненко. «Чтобы знать», — говорил он. Ему, как священнику, надо это знать. Он читал и «Гарри Поттера», и другие произведения такого плана, более того, он читал массу детективов Донцовой или Устиновой, т. е. те книги, которые я считала абсолютно примитивными. Я его опять спрашивала: «А это ты зачем читаешь?» — «Чтобы выключить мозги». То есть отсутствие мыслей в книге давало ему возможность отдыхать.
В туалете на полу у нас всегда лежала стопочка подобных книжек, и в ванной он тоже что-нибудь читал. Он очень сильно уставал, поэтому, приходя домой, всегда наполнял ванну, чтобы расслабиться, и ложился туда с книжкой. В его выходные, когда он не служил, я даже приносила ему в ванну завтрак, он там кушал кашку и читал. Он читал даже на ходу, бывало, идешь по нашему двору, смотришь — вдалеке появилась фигура в рясе и с открытой книгой в руках. Даже Лилия Иванова, наша давняя приятельница, с которой мы жили практически в одном дворе, вспоминала о том, как видела из своего окна отца Даниила, который шел по двору и читал на ходу книгу.
Книги у нас плодились с космической скоростью. Отец Даниил покупал и покупал все новые книги, подчас приходил домой с полными пакетами новых книг. Я даже роптала, лучше бы продукты принес или спросил, что детям надо, а он все книги приносит. Удивительно было и то, что он многое перечитывал по нескольку раз — и этого я тоже совершенно не понимала. Я перечитывала литературу только в крайнем случае, если я читала что-то давно и забыла содержание, но помнила, что книга мне понравилась. На мой вопрос, зачем он читает одно и то же по нескольку раз, он отвечал, что ему нравится сам процесс чтения. На наших детях природа в этом отношении отдыхает, ни старшая, ни средняя читать не любят.
За пятнадцать лет нашей совместной жизни у нас накопилось невероятное количество книг. В квартире они уже не помещались, они заняли почти все наше жилое пространство и готовы были вытеснить и хозяев, падая им на голову и валясь под ноги. Сколько я ни покупала новых книжных шкафов, книги все равно не помещались, а лишь только прибавлялись. Я сделала ремонт в квартире, который позволил полностью избавиться от платяных шкафов (нам соорудили кладовочку-гардеробную). На освободившееся место гордо встали «икеевские» книжные стеллажи, но квартира была не резиновой, и места для книг все равно не хватало. Одноразовую литературу — детективы и т. п. — я вывозила на дачу, но все появлялось вновь. Например, книга Дашковой или Донцовой покупалась отцом Даниилом сначала в мягкой обложке, я отвозила ее на дачу, а потом она появлялась снова, уже в твердом переплете. Наша спальня была уставлена книжными шкафами, и там еле помещались кровать и письменный стол, над которым тоже высились книжные полки. А большая комната, которая считалась гостиной и кабинетом, потому что там был письменный стол отца Даниила, тоже была вся заставлена книгами. Он говорил, что обилие книг в квартире создает уют, и книги «пытались ворваться» в детскую и на кухню, но туда я их не пустила. После ухода отца Даниила я решила, что его библиотека будет располагаться на даче, там много места для книг.
В нашем дворе было несколько мужчин, страдавших алкоголизмом. Они отца Даниила очень почитали, потому что он всегда здоровался с ними за руку и всегда интересовался их делами, их состоянием. Они чувствовали, что он к ним относится как к нормальным людям, а не как к пьянчужкам. А многие ими брезговали. Был у нас такой Виктор, бывший военный хирург, все время сидел на лавочке пьяненький. И как видел отца Даниила, на весь двор возглашал: «О! Даниил! Как дела?» И отец Даниил пожимал ему руку и о чем-нибудь спрашивал, и еще ненавязчиво говорил, что надо на исповедь, надо причаститься.
Отец Даниил был заядлым грибником. Несколько раз за лето и осень мы с ним старались выезжать за грибами, и у нас были свои заветные грибные места, которые мы каждый год «прочесывали» вдоль и поперек. Ел грибы он в любом виде, особенно любил маринованные, которые я закручивала сама. Приятно было зимой, особенно в пост, открыть баночку и вспомнить, где мы с ним ходили и сколько белых тогда нашли. Правда, из-за плохого зрения грибов он находил немного, у меня всегда в корзинке было больше, чем у него. Зрение у него с детства было очень плохое, без очков он не мог прожить и минуты, у него сразу начинала болеть и кружиться голова, да и не видел он почти ничего. Он когда просыпался, то свои очки искал на ощупь, а когда найти не мог, просил помочь меня, без них он был совершенно беспомощен. Он всегда говорил: «Когда я воскресну, я буду без очков».
Некоторые считают, что отец Даниил был неприхотлив в еде, может быть, на людях или при маме он и был таким, но дома он был достаточно капризен, почти как ребенок. Он во многом мне напоминал большого ребенка — «не хочу, не буду, терпеть не могу». Например, он «терпеть не мог» винегрет, который я любила, но не готовила его даже во время поста, потому что батюшка его бы есть не стал. Он никогда ни в каком виде не ел курицу, и если я готовила курицу, то батюшке надо было делать мясное отдельно. Он с детства не ел гречку, потому что мама в детстве его гречкой перекормила, как он сам объяснял. И он ненавидел слово «борщ». Вначале я ему поверила, что он не любит борщ, но оказалось, что у нас разные представления об этом блюде. То, что готовят в Москве, называется совсем не борщ, а суп- свекольник. Я же, как человек, родившийся и почти выросший на Кубани, знаю, что такое настоящий кубанский борщ, и умею его готовить. Но отец Даниил категорически заявлял, что борщ он есть не будет. Наконец я сообразила, что именно он имеет в виду. Стала варить кубанский борщ и говорить ему, что я сварила щи с томатом. Отец Даниил с удовольствием, за обе щеки наворачивал эти «щи», хвалил их и просил добавки. Когда в храме уже была трапезная, я решила научить наших женщин варить борщ. Я устроила мастер-класс, наварили мы кастрюлю борща. И я всех предупредила, чтобы говорили, что это «щи» и ни в коем случае не произносили слово «борщ». Но одна из них решила, что врать нехорошо, и когда батюшка пришел обедать,
сказала, что матушка сварила борщ. И отец Даниил сразу отказался его есть. Он был упрям и принципиален во всем. Интересно, что, когда он приезжал в гости к маме, он так не капризничал, как дома или у себя в храме. Похожая история была и с солянкой. Когда я сказала, что хочу сварить солянку, отец Даниил категорически заявил, что солянку он есть не будет. Но скоро я поняла, что он путает солянку с рассольником, который он не любил за сочетание перловой крупы и соленых огурцов. Как-то я все-таки сварила солянку, решив, что не будет есть — и не надо, сама съем, надоели капризы. И когда он попробовал мою солянку, то спросил меня, почему я ни разу не варила такой вкуснейший суп. Я ему отвечаю: «Ты сам не велел, сколько раз я тебе говорила, что сварю солянку, а ты мне говорил — не смей варить эту гадость». Вот именно так и говорил. Потом, когда он уже был настоятелем, попросил меня сварить солянку на престольный праздник. Я сварила две огромные кастрюли и, обмотав полотенцами и скотчем, отвезла их в храм. Он очень любил пельмени, долму, фаршированный перец, котлеты, отбивные и холодец, все это я готовила специально для него. Мясо он любил гораздо больше, чем рыбу. Рыбу ел только в посты и говорил, что дома в скоромные дни всегда должно быть мясное блюдо. И я старалась, мне было радостно готовить ему что-то вкусное. Отец Даниил очень строго относился к постам, особенно к своему личному посту. Еще в семинарии он постился строго, в первую неделю Великого поста и в Страстную почти ничего не ел, пил только сладкий чай, и при этом говорил, что пьет чай по немощи, потому что если и чай пить не будет, то упадет в обморок. Посты он старался никогда не нарушать, даже в путешествиях. Но и фарисейство пресекал. Бывало, в трапезной храма можно было услышать примерно следующий разговор: «Батюшка, а ведь это печенье нельзя, оно скоромное. На что он отвечал: «А я туда ничего не клал», или: «Да, из него яйца торчат и молоко сочится». Он не приветствовал «копание» в этикетках, выискивание скоромных или постных ингредиентов. Он не понимал, что такое постный майонез или постная сметана. Покупать постную сметану или постный сыр считал лукавством и нежеланием соблюдать пост, одним словом, лицемерием. Когда человек не хочет отказаться от сметаны или сыра, то придумывает так называемые постные заменители для успокоения совести: и сметану ем, и пост соблюдаю. К себе был строг, к другим более снисходителен, но если человек не хотел поститься по лености, никогда не приветствовал это, он всегда разбирался в причинах послабления поста. Беременным и кормящим всегда послаблял пост, и говорил, что в пост не надо лакомиться, есть пирожные и прочее, а сладкий йогурт можно заменить на простой творог и это уже будет пост. А ребенок пусть лучше съест мясную котлету, но откажется от конфет и сладостей.
Он постоянно старался сохранять трезвенность в суждениях. Например, его спрашивали: «Можно ли купаться в Мертвом море?» Он отвечал: «Я купаюсь», и он действительно купался в Мертвом море и говорил, что это все предрассудки, когда люди считают, что там купаться нельзя.
При помощи депутата Константина Затулина правительство Москвы принимает решение о выделении земельного участка под строительство храма — недалеко от метро «Кантемировская». Когда мы об этом узнали, то немедленно поехали смотреть место. Участок оказался заросшим оврагом близ речки Чертановки, а другая его граница проходила прямо возле новостроек. Тогда там начинали возводить огромные жилые дома, кругом все было перерыто, стояли строительные бытовки, высились кучи выкопанной земли. Отец Даниил сразу сказал, что если мы хотим построить храм, то надо не просто молиться о постройке храма, а молиться именно на том месте, где собираемся строить. С этого момента мы стали служить регулярные молебны. Сначала просто повесили иконку на дереве, а потом, через некоторое время, поставили малюсенькую фанерную часовенку, похожую, скорее, на будку городового, нежели на часовню. Эту часовню построил наш незаменимый Евгений Кудашов. На этом месте, в любую погоду, примерно раз в неделю собирались активисты общины и духовные чада отца Даниила, вместе с батюшкой служили молебны.
Однажды, когда уже был сдан один из тех больших домов и там появились жильцы, мы служили такой молебен. Кто-то из жильцов, увидев в окно горящие свечи и молящихся людей, вызвал милицию. Приехал патруль, стали проверять документы, спрашивать, по какому праву мы здесь собрались, что делаем. Интересно было то, что жильцы приняли нас за сектантов, к тому же этот овраг имел очень дурную славу: там было сборище бомжей и наркоманов. Вот в таком месте приходилось служить первые молебны, в любую погоду — в мороз, в метель, в жару, в дождь отец Даниил с прихожанами приезжал сюда служить.
Наступает осень 2006 года. Оказывается, что распоряжение о выделении участка — это еще далеко не получение земли. Получить землю — дело очень сложное. Три года длится бумажная волокита, которой нет конца и края. Отец Даниил, со свойственным ему дерзновением, принимает решение идти напролом и строить, во что бы то ни стало, безо
всяких на то разрешений. Это был очень смелый ход, но он сказал, что если мы так не сделаем, то храм не построим никогда или построим через энное количество лет, поэтому надо срочно строить хотя бы временный храм. По всему было видно, что он очень торопится и больше ждать не намерен. Однажды он приезжает от владыки Арсения и сообщает мне, что владыка благословил служить на этом месте и что можно поставить две бытовки — как временный храм. Отец Даниил все ответственные шаги всегда предпринимал с благословения священноначалия и подчеркивал, что священник должен быть послушен своему епископу. И тут я поняла, что вот оно: началось...
К тому времени община уже занимается сбором средств на строительство. Отец Даниил находит простой дачный домик из бруса с маленьким эркером, как будто специально предназначенным для алтаря. Решили, что дачный домик — это лучший вариант, нежели просто бытовки. Одна строительная компания продала нам этот домик с большой скидкой, так что удалось уложиться в ту сумму, которая уже была собрана на храм. Домик оказался очень небольшой, первый этаж — метров двадцать, и мансарда. Но мы тогда ликовали. Стоит сказать, что я совершенно не ожидала, что этот храм будет построен так быстро. В сентябре-октябре 2006 года возводят этот дачный домик, который стал храмом и в котором отцу Даниилу суждено было пострадать за проповедь Христа. В это же время отец Даниил уходит из Крутицкого подворья и из Оптинского подворья, бросая все силы на новый храм. Прихожане обоих подворий провожают его со скорбью, часть из них идет за отцом Даниилом на новый приход, который еще и приходом назвать пока сложно. Крутицкие четверговые беседы он решает переносить в новый храм, но я не могла согласиться с таким решением, так как на эти беседы всегда приходило очень много людей, а в малюсеньком помещении будет невозможно рассадить и треть из них. Даже на Крутицах всегда не хватало мест, и многие просто стояли вдоль стен, поэтому я не представляла, как можно проводить занятия в новом храме, который был в два раза меньше. Я говорила отцу Даниилу, что люди начнут отсеиваться, но он категорически заявил, что все беседы должны проходить в новом храме, и только в новом храме. Я тогда еще предлагала ему найти какой-нибудь зал рядом с храмом, но он не согласился. И действительно, на первых беседах людей сажать было негде, сидели даже в мансарде на втором этаже, а был уже ноябрь, на улице холодно.