Где пребывают души умерших до страшного суда
О СМЕРТИ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
ОДОБРЕНО ИЗДАТЕЛЬСКИМ ОТДЕЛОМ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
Цензор священник Б. Левшенко
Текст А. Сагань
Художник А. Котляров'
Встретим ли мы усопших близких в загробном мире
Формат 84x108 1/32. Об. 1 п.л. Тираж 5000 экз.
Заказ № 604
Издательство ТСЛ
Издательство "Новое Зерцало"
Адрес: Москва 121108 Кастанаеяска>гул. д. 42 к.2
Отпечатано <• в типографии ШШЦ
Всему есть сроки и времена — одной только смерти нет ни срока, ни времени. Она щадит старца, но похищает юношу; оставляет младенца и берет мать, его питавшую. Один употребляет все средства, чтоб избавиться от легкой, по-видимому, болезни и умирает от нее; другой, наоборот, кажется, делает все, чтобы расстроить свое здоровье и сократить дни, — а живет. Мудрец умирает, не довершив своих открытий, над которыми трудился всю жизнь, полководец умирает накануне битвы, которая должна была решить судьбу его отечества. Невеста или жених умирает, возвратившись только или не возвратившись из-под брачного венца. Смерти нет дела ни до чего человеческого. Большей частью она посылает впереди себя различные болезни. Иногда, как бы любуясь страданиями своей жертвы, она замедляет свой приход и удар. Но она же любит поражать и внезапно, как тать ночной. Сколько людей, ложась спать с замыслами на многие годы, не проснулись утром! Сколько умерло за праздничным столом! Сколько не возвратилось в дом, выйдя на несколько минут! Наука, при всем своем беспрецедентном теперешнем совершенстве, бессильна
свое воскресение из мертвых, учитесь непрестанно умирать греху и воскресать душами от мертвых дел, обогащайтесь добродетелью и не скорбите безутешно о умерших; учитесь встречать смерть без ужаса, как определение Отца небесного, которое с воскресением Христовым из мертвых потеряло свою грозность», — пишет прав. Иоанн Кронштадтский. |
перед смертью. Сама религия не спасает от смерти. Вот человек, который всю жизнь посвятил Богу, вере, добродетели и человечеству. Все желали, как милости от неба, продолжения его дней. Но смерть не внимает ничему, — и праведник лежит бездыханен.
Смерти не было и не могло быть во вселенной, созданной безгрешным и всесовершенным Богом. Божественное Откровение учит, что Бог смерти не сотворил (Премудр. Солом. 1; 13), но сотворил человека в неистление (2; 23), и что смерть вошла в мир завистью дьявола (ст.24). Смерть есть дань не природе, а греху; она вторглась в человеческую природу посредством нашего отпадения от источника жизни — Бога — через нарушение Его животворящей заповеди. Вот единственно истинный ответ на вопрос о происхождении смерти.
«Что для человека всего ужаснее? Смерть. Да, смерть. Всякий из нас не может без ужаса представить, как ему придется умирать и последний вздох испускать. А как терзаются родители, когда умирают их любезные дети, когда они лежат перед их глазами бездыханными! Но не страшитесь и не скорбите, братия, чрез меру! Иисус Христос, Спаситель наш, своею смертью победил нашу смерть и Своим воскресением положил основание нашему воскресению, и мы каждую неделю, каждый воскресный день торжествуем во Христе воскресшем наше общее будущее воскресение и предначинаем вечную жизнь, к которой эта временная жизнь есть краткий, хотя тесный и прискорбный путь; смерть же истинного христианина есть не более, чем сон до дня воскресения или рождение для новой жизни. Итак, торжествуя каждую неделю воскресение Христово и
ЧАСТНЫЙ СУД
Православная Церковь учит, что душа человека по разлучении с телом приводится к Богу на суд, который, в отличие от всеобщего последнего суда, называется частным, потому что совершается не перед лицом всего мира. И на этом суде участь души определяется не навечно, а только до всеобщего воскресения. О том, что этот суд действительно будет происходить, мы узнаем из Священного Писания: людям положено однажды умереть, а потом суд, — говорит апостол Павел в Послании к евреям. Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти следует известное решение участи души, смотря по делам умершего.
Частный суд Божий над душами предваряется испытанием душ на так называемых мытарствах, через которые они в сопровождении ангелов проходят в области воздушной, злые духи задерживают их и обличают все грехи, сделанные ими в жизни, а ангелы указывают на добрые дела души и заботятся о ее оправдании. Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особенно же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что
оно передано им от учителей предыдущих веков и основывается на предании апостольском, кроме того, оно основывается на Священном Писании и вполне согласно с ним.
Добрые духи, которые в течение всей нашей жизни являются нашими неотлучными руководителями ко всему доброму, особенно ангел-хранитель, посылаемый от Бога каждому крещеному человеку, не оставляют нас и в тяжкие минуты смерти. Свидетельство об этом Священного Писания можно найти в Послании ап. Павла к евреям (гл. 1, ст. 14) и в 90-м псалме Давида (ст. 10, 11). Они же поддерживают душу и руководят ею в продолжение страшного, вовсе не известного ей, перехода из настоящей жизни в пределы вечности. С другой стороны, Священное Писание учит, что вся деятельность злых духов направлена к нашей погибели, как пишет об этом ап. Петр: диа-вол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (Шет. 5; 8) естественно при этом, что они не упускают случая сделать что-либо к погибели нашей души и после разлучения ее с телом.
Святой Макарий Египетский вопрошал ангела, сопровождавшего его в пустыне: «Прошу тебя объяснить мне, почему святыми отцами предано совершать в церкви приношение за усопшего в 3-й, 9-й и 40-й день, и какая из этого происходит польза душе преставившегося?». Ангел отвечал: «Бог не попустил ничему быть в Церкви своей неблаго-потребному и бесполезному. Ибо когда в 3-й день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, которую она чувствует от разлучения с телом, получает, потому что за нее совершено славословие и приношение в церкви Божией, от чего
в ней рождается благая надежда. В продолже-ниеже двух дней душе позволяется вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котром положено тело. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Который воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской Душе на небеса для поклонения Богу Всяческих. После поклонения Богу повелевается от Него
показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Содетеля всего Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Как я осуетилась в том мире! Увлеклась удовлетворением плоти и прове- ла большую часть жизни в беспечности, и не по- служила Богу, как должно, дабы и мне удосто- иться этой благодати и славы!»
По рассмотрении же, в продолжение шести дней, всей радости праведных, душа опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак — хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношение за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает провести душу по аду и показать ей находящиеся там места мучения, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным
местам мук душа носится 30 дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключения в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам ее местопребывание. Итак, правильно поступает Церковь, совершая поминовение в сороковой день об усопших, принявших крещение». Таково ангельское откровение святому Макарию Египетскому о состоянии душ усопших.
Должно заметить, что как вообще в изображении предметов мира духовного для нас облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, человекообразные, так, в частности, неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа по разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, которое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому ,едва только начинал речь о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надо представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а, сколько для нас возможно, в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными.
ГДЕ ПРЕБЫВАЮТ ДУШИ УМЕРШИХ ДО СТРАШНОГО СУДА
Новый завет определенно различает места
пребывания душ умерших праведников грешников. Относительно первых мы слыши слова Иисуса Христа в его молитве к Богу Отцу Отче, которых Ты дал Мне, хочу чтобы там, где Я, и они были со мною, да видят славу Мою которую Ты дал Мне (Иоанн 17; 24). Эти и подобные им слова: где Я, там и слуга Мой будет (12; 26), относятся не только к жизни по воскресении, но и к первому периоду загробной жизни. Но если Христос и души праведников находятся у Бога Отца в Его небесных обителях, то мы не можем думать, что там же находятся и души грешников, отринутых от блаженного единения со Христом. Потому что по своим грехам они не только лишены нравственного единения с Богом но и удалены от самого места блаженного пребы вания праведников. Все это говорит нам о том что души усопших пребывают до своего воскресения в тех местах, которые соответствуют их нравственному состоянию.
«Один воин, — читаем мы в Прологе, церковной книге для чтения на каждый день года, — был при смерти и, возвратившись к жизни, рассказывал:
«Я видел темную и мрачную реку, через которую был мост; на этом мосту происходило испытание грешников: кто грешен, тот падал в эту темную и зловонную реку, а кто праведен, тот проходил по мосту свободно и беспечально. По ту сторону реки был виден зеленеющий луг, благоухающие травы и цветы, и видны были обители с живущими в них в белых одеждах людьми. Одни обители стояли ближе к реке и мосту, а другие дальше, до одних обителей доходил смрадный запах реки этой, а до других нет. Еще строилась одна светлая обитель, чудная и благодатная, из одних золотых камней, а для кого — неизвестно. Такое было благоухание в том месте, что переходившие через то место и жившие тут от одного этого благоухания насыщались. Близ той реки я видел одного своего знакомого, умершего 4 года назад. Он висел вниз головой,лсвязанный великими и тяжелыми цепями. Я спросил его, за что он так страдает. Он ответил: «За то, что когда мне велено было наказывать кого-то за преступления, я наказывал не столько из послушания, но по жестокости и бесчеловечию характера».
То состояние, в которое переходит душа и в котором она живет от момента своего разлучения с телом и до Последнего Суда над человечеством, богоносные отцы назвали неопределенным состоянием. Оно названо так потому, что душа не получает полного и совершенного воздаяния ни за зло,'ни за добродетель. И потому, что до Страшного Суда еще возможны перемены в состоянии душ. Например, по молитвам Церкви некоторые грешники могут быть освобождены от мук или, по крайней мере, могут получить некоторое облегчение в своих страданиях. В этом временном
состоянии душа испытывает предчувствие своего блаженства в жизни будущего века или предчув- ствие своего мучения. Как если бы некий царь ее звал друзей на пир, а осужденных повелел на зать. И тогда друзья с радостью ожидают пере^ дворцом часа застолья, осужденные же, запертые в темнице, печалятся и ждут, пока придет судья,)
чтобы покарать их.
ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ДУШ
Любовь, соединяющая нас здесь на земле, часто до готовности жертвовать жизнью за любимого человека, остается ли неизменною за гробом? Любят ли перешедшие в загробную жизнь нас, оставшихся на земле? Если любовь царствует за гробом, то в чем она выражается, какое может быть сочувствие между родными, разлученными неумолимой смертью?
Главные силы души — любовь и сочувствие — не оставляют ее и в жизни за гробом, иначе она перестала бы быть душою, а следовательно, усопшие продолжают любить живых и сочувствуют им. Сочувствие есть плод любви и есть живое принятие к сердцу состояния ближнего. Ап. Павел свидетельствует, что любовь бессмертна «никогда не перестает», а следовательно, состояние умерших (их покой или беспокойство) находятся в неразрывной внутренней связи с жизнью живых. Говоря о членах нашего тела, вместе с тем Апостол говорит и о членах тела Христова, Его Церкви. Мертвые сочувствуют живым, и живые сочувствуют мертвым. Если один член болит, с ним и все страж дут; и если радуется один, то и все члены веселятся. Вот учение св. ап. Павла о том, что мертвые любят живых и сочувствуют им.
Всякое доброе дело, имея Божественное, незем-ное начало, отражаясь в совести, веселит душу радостью небесной. Умершие сочувствуют нам и радуются вместе с нами, так точно, как св. ангелы веселятся на небе о кающемся грешнике, ходящемся в подвиге добродетели. Если же ду- ховный, загробный мир радуется вместе с духовно-веселящимися на земле, то и наоборот, при на- шем ожесточении, греховной и нераскаянной жизни скорбят св. ангелы, скорбят святые, скор- бят наши усопшие родственники. Евангелие сви- детельствует, что в момент смерти Иисуса Христа солнце померкло, земля потряслась, завеса цер- ковная раздралась; многие святые, прежде усоп- шие, воскресли, вышли из гробов и явились мно- гим в Иерусалиме.
О воскресении мертвых в момент смерти Госпо- да архимандрит Феодор (Бухарев) пишет: «Что привлекло этих воскресших святых в Иерусалим и заставило явиться многим живым? Не глубокое ли участие к бедному народу, не познавшему своего Избавителя? Не стремление ли вошедших в радость Христову отцов поделиться этой радостью по возможности и со своими детьми?»
Перед Богом все живы; следовательно, загробная жизнь, как и земная, есть продолжающееся изменение душевных свойств и расположений, развивающихся так, как плод развивается из зерна, посеянного нами в земной жизни.
Где любовь, там и сочувствие. За гробом живет бессмертная любовь в царстве любви, а с любовью неразлучно и сочувствие к любимому; сочувствие к меньшим своим братьям, к нам, еще странству- ющим на земле. Св. ангелы, все святые и все умершие, еще несовершенные, принимают живое
участие в нашей жизни, и мы, со своей стороны, можем сочувствовать им и своей жизнью способствовать или препятствовать улучшению их загробного состояния.
Церковное предание благоговейно хранит рассказ о том, как мученик Христов Федор Тирон, явившись константинопольскому патриарху, предупредил его о злом умысле царя-отступника Юлиана. Этот царь был воспитан как христианин, но, отпав от веры, стал самым лютым гонителем Церкви и богоборцем. Однажды Юлиан решил поглумиться над своими подданными-христианами. Для этого в дни великого поста он повелел окропить идоложертвенной кровью все продукты, продававшиеся на городском рынке. Свой замысел он сохранил в строжайшем секрете, и многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением пищи, принесенной в жертву идолам. Но Тот, Кто как зеницу ока хранит простых и смиренных и всегда препятствует гордым в их коварстве и злобе, не попустил исполниться умыслу злого царя. Среди ночи, но не во сне, константинопольскому патриарху явился некий светозарный воин и сказал, чтобы он немедленно, собрав всех верующих, дал знать им о грозящей опасности, с повелением не покупать ничего на рынке в ближайшие дни. «Чем же пропитается все эти дни такое множество людей, — спросил святитель воина, — ведь у многих нет никаких запасов?». «Коливом (вареной пшеницей), — ответил явившийся мученик, — которое ты, найдя у некоторых, должен раздать всем». Святитель немедленно исполнил то, что ему повелел мученик, нашлась и пшеница в необходимом количестве, которую дали ему некоторые благочестивые люди; и
константинопольские христиане сохранились от осквернения, а Юлиан, видя, что его замысел рушен, предоставил прежнюю свободу рынкам. Так святой мученик избавил христиан от неволь- ного участия в служении идолам. В память об этом чудесном событии до сих пор сохранился обычай по окончании первой недели великого поста варить коливо и питаться им.
В житии преподобного Сергия Радонежского есть упоминание о том, что во время битвы на Кули- ликовом поле, преподобный, молясь, видел души павших воинов и говорил, о ком надо молиться, чтоб живые могли помочь усопшим своими литвами до того, как войско вернется в Москву.
Святые угодники Божий иногда посылались Богом на землю для устранения церковных спо- ров и водворения мира и единодушия. Так празд-ник во имя трех вселенских учителей учрежден по весьма примечательному обстоятельству. После их кончины между православными почитателями их великих подвигов, учения, заслуг и чудес нередко возникал вопрос: который из трез святителей больше и выше? Распря об их доброй детелях возросла наконец до того, что через сколько веков произошло решительное разделе ние в обществе христиан, и одни начали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Тогда, в отклонение такого соблазна, три святителя вместе явились Иоанну, епископу Евхаитскому, и сказали ему: «Все мы имеем равное достоинство у Бога. Объяви христианам, чтобы оставили спор об этом. Как при жизни мы более всего заботились о единодушии, так и по преставлении нашем более всего желаем единомыслия верующим. Установи для нас один общий праздник».
Иные святые являлись для исправления погрешностей в написании их жития. Так, святителю Дмитрию Ростовскому, церковному писателю, собравшему годовой круг житий святых на русском языке, явился святой мученик Орест. Святой мученик сказал ему: «Я больше пострадал за Христа, чем ты написал». Сказав это, он открыл грудь и, показав глубокую рану в левом боку, сказал: «Это мне железом прожгли». Далее, показав раны на правой и левой руке, сказал: «Это мне перерезали»; потом, наклонившись, открыл обе ноги до колен и, показав на них раны, сказал: «А это мне косой подсекли. — Видишь, — сказал он наконец, — я больше пострадал, чем ты написал».
В письме наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония митрополиту московскому Филарету мы находим также свидетельство того, что люди, бывшие близкими в этой жизни, останутся близкими и в жизни за гробом. «Идя по скиту, зашел я к умирающему Вуколу — послушнику покойного схимонаха Моисея. Ныне его соборовали маслом; чахотка неизлечимая у него. Увидев его в благодушном состоянии, я спросил:
— Что, о. Вукол, видно в путь собираешься?
— Да, батюшка, помолитесь, да пошлет мне грешному Свою милость и помощь Господь.
— Кланяйся от меня старцу своему, о. Моисею.
— Я ныне, — говорит о. Вукол, — виделся с ним, он был у меня и вот здесь читал акафист Богоматери; а меня, как и прежде бывало, заставил петь припевы, и так все правило совершил у меня. И с радостью говорит: «Мы с тобою там вместе будем жить; мне позволено прийти проводить тебя отсюда». Помолились мы еще с ним, и я как бы совершенно был
здоровый. Перекрестил он меня и отошел. Так я, батюшка, жду не дождусь, когда пошлет его Господь перевести меня отсюда. А о. Моисей сказал, что там несказанно хорошо».
Многочисленны также и случаи явления обыкновенных людей своим близким. В одном селе жила почтенная чета: старик, заштатный свя- щенник, отец Г. и старушка, жена его. Жили они очень долго и, как говорится, душа в душу. Отец Г. — хлебосол, приветливый и ласковый со всяким, а главное, благочестивый и добрый, — приобрел уважение у многих в окрестности. Но всему бывает на свете конец: отец Г. занемог, слег в постель и, напутствованный христианскими таинствами, тихо и мирно перешел в вечность, оставши горько оплакивавшую его спутницу жизни. Вот уже минул и год после его смерти. Старушка, жена его, накануне годичного о нем поминовения, после разных хлопот легла немного отдохнуть, вот видит во сне покойного мужа. С радостью бросилась она к нему и начала его расспрашивать: что с ним и где он теперь находится? Покойнш отвечал: «Хотя я и не обязан с тобою говорить, не так как при жизни не было у меня от тебя никаких тайн, то скажу, что, по милости Божией, я в аду; скоро и ты последуешь за мною, готовься смерти через три недели после этого дня».
Покойник медленно удалился, как бы не желал с нею расстаться, а старушка, проснувшись, радо- стно стала всем рассказывать о свидании с покой- ным мужем. И действительно, ровно через три не- дели она мирно скончалась.
«В ночь с 28 на 29 сентября снилось мне, — передает граф М.В. Толстой, — будто стою я у себя в зале и слышу, из гостиной раздаются голоса детей.
Смотрю, проходят мимо меня в залу разные дети и между ними Володя, наш недавно умерший сын. Я с радостью кинулся к нему, он улыбается мне своею прежней ангельской улыбкой. Я протянул к нему руки: Володя, это ты? Он кинулся мне на шею и крепко, крепко обнял меня.
— Где ты, моя радость, ты у Бога?
— Нет, я еще не у Бога, я скоро буду у Бога.
— Хорошо ли тебе?
— Хорошо, лучше, чем у вас. А у вас я часто бываю, все около вас. Я все почти один, только Мария Магдалина со мною бывает. Иногда мне делается скучно.
— Когда тебе скучно?
— Особенно, когда плачут обо мне. А меня утешает, когда обо мне молятся, когда дают бедным за меня. Я все молюсь, молюсь за мамашу, за вас, за братьев, за Пашу (сестру), за всех, кто меня любит. Милую мою мамашу обнимите за меня, вот так, крепко.
— Ты с ней повидался бы, моя радость.
— И повидаюсь, непременно повидаюсь.
— Когда же?
— Когда плакать перестанет.
Тут послышался голос моей жены из коридора, я обернулся туда к ней, потом взглянул назад — его уже нет.»
В Данковском уезде, Рязанской губернии проживала в собственном поместье помещица Муромцева, урожденная графиня Т. У графини было два родных брата, оба военные и оба участники Крымской войны 1854-56 годов. На первых же порах военных действий в Севастополе, один из братьев был или убит, или, заболев, умер в госпитале; другой брат находился, постоянно в Севастополе. В первый день
Св. Пасхи г-жа Муромцева, возвратись утром из
церкви, легла отдохнуть. Едва она улеглась в по-
стель, как услышала совершенно ясно и отчетли-
во чьи-то шаги, которые явно направлялись к ее
кровати, закрытой пологом. Вот кто-то остано-
вился и вдруг открыл полог; перед нею стоял
умерший брат, который сказал ей: «Христос вос-
кресе, сестра, поздравляю тебя с праздником! Я
пришел сказать тебе, что наш брат сегодня убит в
Севастополе!». Сказав эти слова, он повернулся и
такими же шагами вышел из спальни. Когда при-
зрак брата скрылся, г-жа Муромцева разразилась
истерическими рыданиями. На крик и рыдания
тотчас же сбежалась прислуга. Придя в себя,
Муромцева рассказала о случившемся. Спустя не-
сколько дней, она получила известие, что в ночь
под Светлое Христово Воскресение второй ее брат
действительно был убит во время предпринятой
им тогда вместе с другими офицерами вылазки
против неприятеля.
Все эти и подобные им самые разнообразные
случаи общения между живыми и усопшими, пе-
ресказать которые полностью просто невозможно,
без сомнения дают нам надежду, что и в загроб-
ной жизни мы непременно встретимся с теми, кто
находясь в лучшем мире проявляет заботу о нас
грешных.
Учение о том, что люди увидят и взаимно узна- ют друг друга в мире загробном, всегда было предметом почти всемирного верования. Все наро- ды земные придерживались этого учения. В эту истину веровал весь древний мир: еврей и язычник, христианин и варвар, грек и римлянин, философ и поэт, образованные народы и самые дикие племена равно держались этого учения. Это верование
во взаимное свидание за гробом с близкими нам людьми особенно дорого чадам Божиим в минуты самых тяжких их испытаний. Оно неизреченно дорого душе человеческой именно тогда, когда разрушаются самые дорогие ее земные надежды,и болезненно рвутся узы ее сердечных привязанностей. Тогда верование это становится целебным врачевством и великим утешением для измученного и разбитого сердца, потому что оно научает «не скорбеть, как прочие, не имеющие надежды». Оно уверяет, что разрушение тела порождает только временную разлуку, что дорогие нам существа отняты не навеки, а только на то малое время, пока продолжится земная жизнь.
Но основательно ли это верование?
Да, мы можем быть твердо убеждены, что Творец, создавший нас, не вложил бы нам в душу столь глубокую веру и столь глубокое желание этого святого взаимного свидания, если бы это не было истиной. И Дух Святой не допустил бы таковой мысли возрастать и укрепляться в сердцах верующих в час их самых тяжких страданий и скорби, если бы эта вера была заблуждением.
В книге Бытия (25; 8.) сказано, что Авраам умер, и приложился к народу своему. Этот образ выражения, конечно, не может относиться к погребению патриарха, потому что Авраам не был погребен там, где были могилы его народа. Его предки жили и умерли в Уре халдейском; Фарра, его отец, умер в Харане, и там был погребен; а Авраам был похоронен в новом месте погребения, — в земле Ханаанской, в пещере, которую Авраам приобрел у сынов Хетовых, и которая находилась далеко от гробниц его отцов. Однако, не быв погребен со своим народом, он все же приложился к
нему — то есть его бессмертный дух приложился к его народу, вступил в тесное братское единение и был возвращен их дружбе. Также об Исааке мы читаем: «и испустил Исаак дух, и умер, и прило- жился к народу своему, и погребли его Исав Иаков, сыновья его» (Быт. 25; 29). Заметим, чтс здесь говорится, что Исаак приложился к народу своему сразу после кончины, и еще до своего погребения. Здесь мы узнаем, что, как только дуз престарелого праведника покинул тело, он, освобожденный от плоти, еще прежде погребение вступил в общение со своими благочестивым предками, которые до него перешли в иной мир. То же выражение употреблено в книге Бытия относительно Иакова.
Но не только души праведников встречаются после смерти, также и души грешников общаются друг с другом. В грозно-величественном проро- честве Иезекеииля о царе египетском, сошедшего во ад и находящемся среди языческих князей, го- ворится: «Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом» . (Иезекииль гл.32)
Это место Священного Писания изображает перед нами жилище ада и указывает, что души от- шедших неистовых мучителей, их союзников их полчища находятся вместе, и мы видим из говорящими с фараоном во аде, когда и он соше туда к ним. А что царь египетский узнал их, это не- сомненно, так как вслед за перечислением царей народов, о которых сказано, что они сошли в преис поднюю, и о которых утверждается, что осталосг беззаконие их на костях их, потому что они как сильные, были ужасом на земле живых,
читаем: «Увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом». Из этого места книги пророка Иезекииля мы узнаем, что царь египетский не только будет видеть тех царей и народы, которых он знал на земле, но что вид этих несчастных доставит ему род дьявольского радования, раз он узнает, что те, кто были соучастниками его преступлений, станут сотоварищами его страданий.
Свидетельство относительно сказанной истины мы находим и в Новом завете, в евангелии от Луки (16; 19-21), в притче о жестокосердном богаче и бедном Лазаре. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Ав-раамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое, ныне же он здесь утешается, а ты страждешь. И сверх всего того, между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Очевидно, что в этом повествовании Христом сказано многое о бессмертии. Он приподнимает перед нами завесу, скрывающую от нас мир духовный, и дает нам взглянуть
в состояние душ в загробном мире. Быть может,
в одном из мест Священного Писания не изоб-
ражены столь живо различные состояния отшед-
ших и их взаимные друг к другу отношения. Нам
дано видеть одновременно и небо и ад, и то, что
там происходит. И поведано нам это Тем, Кото-
рый не только Начальник жизни, но и Имеющиш
ключи ада и смерти.
Значит, находящиеся в ином мире, не только
взаимно узнают друг друга, но между ними суще-
ствует самая искренняя дружба и общение, так
как мы слышим, что Лазарь не только узнал Ав-
раама, но что ему дозволено было и возлежать на
лоне его, то есть, дано было блаженство самого
тесного общения с «отцом верующих и другом Бо-
жиим».
Из всего сказанного следует, что связь между
нами и нашими усопшими близкими не прерыва-
ется. Более того, раз они сохраняют возможность и
имеют желание влиять на нашу жизнь, если они
являясь нам во сне, а в особых случаях и на яву
как бы выходят к нам на встречу из мира иного
преодолевая, по милости Божией, непреодолимую!
пропасть смерти, не тем ли более мы должньи
ожидать встречи с ними, после того как сами пе-
рейдем за порог земной жизни.
Даже в самых мрачных глубинах преиспод ней, от которых да избавит нас Господь Иисус Христос, души грешников сохраняют надежду на молитвы тех, кто любил их и на чью любовь они еще могут рассчитывать. Тем более помнят и молятся за нас души тех наших близких, кто обрел оправдание перед Лицом Божиим и кто с радостью ожидает нас в лучшем мире. И если души языческих жрецов и колдунов, по молитвам
-д
преподобного Макария Египетского получали облегчение и видели лица друг друга в адской тьме, то как можем мы — христиане, думать, что в загробном мире мы будем полностью разлучены с дорогими нам людьми. А если и будем мы разлучены с ними, то не явится ли в этом наказание за забвение наших усопших. Страшно будет тогда — перед вечной разлукой — вдруг, в последний раз, увидеть тех, кого мы забыли, тех, кто любит нас или нуждается в нашей любви. Наших близких дает ним Бог, а отнимает наша нелюбовь и беспамятство. Да не будет этого с нами ни в этой жизни, ни в мире ином.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О МОЛИТВАХ ЗА УСОПШИХ
Вопрос:Совместимо ли учение о благотворном влиянии молитв церковных за умерших с учением апостола, что «человекам положено однажды у ретъ, а потом суд» (Евр. 9; 27), и что на суде Бог воздаст каждому по делам его?
Ответ:После смерти, действительно, бывает для каждого суд Божий, но воздаяние еще не является окончательным. И в этом снова обнаруживается конечная благость и милосердие к нам Господа. Да- же после смерти, после частного суда, Он не оконча- тельно наказывает грешников, а только предварительно, и,оставляет еще длинный период времени, в продолжение которого, семя добра, с каким переходят покаявшиеся грешники в вечность, могло бы развиться в них и очистить их от всякой скверны, под благотворным влиянием молитв Церкви. По истечении же этого периода, когда бесконечная благость Божия успеет совершить все, что можно совершить для блага искупленных Его честною кровью, бесконечная правда Его произведет всеобщий и последний суд, на котором окончательно воздаст каждому по заслугам.
В: Для чего молиться за тех умерших, которые покаялись перед смертью и, следовательно, получили уже от Господа, через таинство покаяния, прощение и разрешение грехов своих?
О: Но, во-первых, все ли кающиеся приносят перед
смертью надлежащее покаяние — искреннее, глубокое, живое, вполне достаточное для того, чтобы удостоиться от праведного Судии совершенного разрешения от грехов? Все ли даже бывают способны к такому покаянию в тяжкие и страшные минуты смерти? Для всех этих покаявшихся, очевидно, необходимо предстательство Церкви, которое бы могло восполнить то, чего у них недоставало.
Во-вторых, от приступающих к таинству покаяния требуется, чтобы они не только исповедовали перед Богом свои грехи, но потом действительно обратились от них и принесли достойные плоды покаяния. А все умирающие, после принесенного ими покаяния, не успевают самым делом оправдать и закончить то, чему в покаянии полагают только начало. Вот это-то недостающее у всех, умирающих вскоре после покаяния, и восполняет Церковь своими молитвами.
В-третьих, для того чтобы удостоиться по смерти небесного блаженства, недостаточно только получить от Бога прощение грехов, а необходимо действительно очиститься от грехов и исцелиться, ибо грешник и прощеный, но остающийся со грехами своими, чувствовал бы себя не на месте посреди праведных небожителей пред лицом Святейшего святых и был бы даже неспособен, по духовной расстроенное™ своей, к вкушению райского блаженства. Но молитвы Церкви, благотворения, совершаемые живыми за умерших, и, особенно, приношение бескровной жертвы могут способствовать всем скончавшимся с семенем новой жизнии, чтобы это доброе семя мало-помалу раскрылось в них, возросло в древо, принесло плод, и чтобы таким образом они всецело обнови л сь и совлеклись ветхого человека.
В: Говорят, что нельзя молиться об умерших без покаяния и приобщения святых Христовых тайн.
О: Это неправильно, Церковь строго различает тех, которые умирают в нераскаянности и без приобщения Христовых тайн по собственной вине и упорству, и тех, которые только не успевают перед кончиной
сподобиться таинства покаяния и Евхаристии, потому что подвергаются по независящим от них причинам внезапной или насильственной смерти. Поэтому, тогда как о самоубийцах или нераскаявшихся еретиках Церковь не молится, — о всех чадах своих, скон- чавшихся внезапной смертью, она, с сокрушением истинной матери, умоляет Господа помиловать их.
Истинность такой молитвы подтверждается, в ча- стности, случаем с блаженным отроком Артемием Врекольским. Он, как погибший внезапной смертью от удара молнии, был лишен христианского погребения и церковных заупокойных молитв — его тело просто бросили в лесу. Однако через достаточно долгое время тело отрока было найдено нетленным, нетленной осталась и одежда. Господь прославил своего тайного угодника и многими другими чудесами, вразумляя нас этим, что совсем не обязательно умершие внезапной смертью — безнадежные грешники.
В: Если и умершие с покаянием грешники нахо-
дятся в аду, то как помогут их освобождению мо-
литвы Церкви, если из ада нет избавления и на не-
бо оттуда «не преходят» (Лук, 16; 27)?
О: Действительно, в одном месте Священного Пи- сания говорится, что из ада нет избавления и перехода на лоно Авраамово; но в другом месте читаем, что Христос Спаситель нисходил по смерти душою своею в ад, как Бог, чтобы проповедать там избавление, и, как верует Церковь, вывел оттуда всех ветхозаветных праведников или всех уверовавших в Него (1 Петр. 3, 19). Что же отсюда следует? То, что если для одних, каков был немилостивый богач, нет избавления из ада, то для других, именно верующих в Господа Иисуса Христа, оно сделалось возможным после того, как Он разрушил ад и вывел оттуда многих. Как на небе, соответственно нравственному состоянию праведников, есть обители многи и различные награды, так и в аду, соответственно неодинаковому нравственному состоянию грешников, есть свои разные обители, затворы и хранилища душ. И тогда, как в одних обителях страдают в пламени умершие в
нераскаянии и неверующие, в других могли обитать, - конечно, без подобных страданий, - даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова. Как из первых обителей адских нет избав ления для узников, по самому их нравственному состоянию, так из обителей последнего рода уже было избавление для ветхозаветных праведников и может быть для скончавшихся в вере и покаянии грешников. В обыкновенных тюрьмах тоже бывают заключенные, для которых по закону не может быть помилования, и преступники менее виновные, которые по ходатайству ближних могут получать и часто получают свободу. Поэтому Церковь и молит Господа именно об избавлении от ада душ, отшедших из мира с покаянием, как это особенно видно из молитв, ее в день св. Пятидесятницы.
В: Не суетны ли наши молитвы за умерших, если мы не знаем в точности, какая их постигла участь? И может быть, многие, за которых мы молимся, находятся уже в Царствии небесном, а другие, по частному суду Божию, принадлежат к числу отверженных?
О: Несмотря на это, наши молитвы об умерших не суетны. Церковь учит нас молиться за всех, скончавшихся в православной вере, исключая только некоторых нечестивцев и нераскаянных. Но о ком принять, а о ком отвергнуть наши молитвы - это дело самого Бога, Который знает сущия Своя и достойные Его милости (2 Тим. 2; 19). Наши молитвы о тех, которые уже находятся на небесах или в числе отверженных, если и не полезны им, то и не вредны. Но наши молитвы о всех православных, скончавшихся, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, и поэтому не удостоившихся еще Царствия небесного, без всякого сомнения им полезны. А кроме того, молитвы за умерших во всяком случае полезны самим молящимся.
В: Древние и современные еретики так возражают против молитв за умерших: «если молитвы за усопших так для них полезны, то пусть никто не
29,
живет благочестиво и не творит добра, а приобретает себе друзей каким угодно образом и просит их молиться за него Богу, чтобы ему не страдать в другой жизни и не подвергнуться казни за великие грехи».
О: Когда брошено в землю зерно, потерявшее начало растительной жизни, повредившееся до того, что неспособно прорасти, тогда, сколько бы мы ни орошали это гнилое зерно, сколько бы ни старались подвергать его влиянию животворного солнца, оно не разовьется и не сделается прекрасным растением. Так и молитвы друзей и родственников не смогут помочь душе того умершего, который во время земной жизни погасил в себе дух Христов (1 Сол. 5; 19), который, называясь христианином, был по душе язычник, а по жизни и делам — фарисей.
В: Зачем нужны молитвы Церкви за умерших, если слово Божие говорит нам о том, что Христос есть «единый Посредник между Богом и человеками» (1 Тим. 2; 5) и принес совершенное удовлетворение за грешников.
О: Затем же, зачем нужны и молитвы Церкви за живых, которые заповедует само слово Божие. Цер- ковь молится пред Богом за умерших, так же как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса и силою Его же бескровной жертвы, которую не перестает приносить о спасении всех живущих и усопших. Церковь заботится своими молитвами и ходатайством только усвоить чадам своим бесконечные заслуги единого Посредника между Богом и человеками, предавшего себя для искупления всех.
В: Если Церковь молится за всех скончавшихся в православной вере и с покаянием и ее молитвы сильны перед Богом, то получается, что никто из них не лишится блаженства и все спасутся.
О: На это скажем вместе со св. Иоанном Дамаски-ным: «Пусть так, и о если бы сие исполнилось! Ибо сего то и жаждет, и хочет и желает, о сем радуется и веселится преблагой Господь, да никто не лишится божественных даров Его. Ибо неужели ангелам Он
уготовал награды и венцы? Неужели для спасения духов Он пришел на землю, нетленно воплотился от Девы, сделался человеком, вкусил страдания и смерть? Неужели ангелам он скажет: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие? Но все Он уготовал для человека, за которого и пострадал. Ибо кто, составив пир и созвав друзей, не пожелает, чтобы они все пришли и насладились благ его? Иначе для чего ему и пиршество готовить, как не для того, чтобы угостить друзей своих? И если мы об этом только заботимся, то что сказать о Великодаровитом, Едином по естеству, преблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и подавая, больше радуется и веселится, чем тот, кто принимает и приобретает себе величайшее спасение». Надобно также не забывать, что обители у Отца небесного многи и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно достоинству тех, кто удостоится этого блаженства.
В: Что делать если добрый человек, наш близкий, умер будучи некрещеным?
О: В первую очередь, для того, чтобы умерший сподобился принять милость от Бога, необходимо подавать за него милостыню и творить добрые дела в его память. Кроме того, церковное предание учит нас, что за умерших некрещеными надо молиться святому мученику Уару, имеющему особую благодать перед Богом в ходатайстве за них.
Когда после жестоких мучений Уар был предан смерти и его тело, по приказанию мучителей было брошено за городом, благочестивая вдова Клеопатра, тайно взяла останки святого мученика и погребла их в своем семейном склепе. Через некоторое время Уар явился ей во сне и сказал, что за его молитвы Господь помиловал всех умерших родственников Клеопатры, похороненных с ним, а все эти люди были язычниками.