Границы уаля
С точки зрения внешней и внутренней стороны дела, уаля с мушриками можно разделить на три части, следующим образом:
1 -Тот, кто находится в согласии с мушриками и внутренне и внешне, соединяется и подчиняется им на практике, склоняется к ним сердцем или любит их, вышел из Исляма и стал неверным. Не имеет значения находится ли он под икрахом или нет, так как он принимает их и находится в согласии с ними всесторонне. О людях такого типа Аллаh сказал: «Гнев Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения».(Пчелы, 106).
2 -Тот, кто не выявляя этого наружу, проявляет уаля сердцем, а внешне выглядит против мушриков тоже является неверным. Из-за того, что он внешне практикует Ислям он обезопасил себя и своеимущество от мусульман, но в действительности он мунафик и получит наказание в мире вечном. Про них Аллаh сказал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения».(Покаяние, 101).
3-Те, кто в сердце против мушриков и не согласен с ними и их деяниями, но проявляющие им уаля деяниями на практике. Таких людей два вида:
а). Те, кто делает это под пытками или под угрозой смерти (в положении икраха). Это разрешено при условии, что сердце будет полно верой и как только они спасутся от икраха, они должны проявить свою веру наружу и объявить, что они против мушриков. Аммяр б. Ясир попал в такое положение и по этому поводу были ниспосланы следующие аяты - Аллаh сказал: «Гнев Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллаh не ведет прямым путем неверующих людей. Аллаh запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток». (Пчелы, 106-109). Также Аллаh сказал: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает, таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаhу, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллаh предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаhу предстоит прибытие».(Семейство Имрана, 28). По некоторым толкованиям этого аята, здесь разрешается не проявлять открытую враждебность, проявлять определенную дружелюбность в периоды когда сила на стороне неверных, естественно при условии не делать уступок в Исляме (например, не показывать согласия ширку и хараму, не подчиняться, не проявлять уаля-куфр и уаля-харам и т.д.). По другим толкованиям здесь под опасением подразумевается икрах. В таком случае, аят выражает такой же смысл, что и в суре F«Пчелы, 106».
б). Те, кто в сердце против мушриков, но наряду с этим внешне проявляют им уаля не находясь в положении икраха, единственно для того, чтобы сохранить рабочее место или лидерское положение или из опасения за имущество, родину, детей и т.п.. Такие люди входят в куфр и становятся вероотступниками. То, что они в сердце ненавидят мушриков и несогласны с ними положения не меняет. Аллаh о людях такого типа сказал: «Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллаh не ведет прямым путем неверующих людей. Аллаh запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток».(Пчелы, 107-109). Причина вводящая их в куфр не незнание, не неприязнь к Исляму и не стремление к ложному. Причина этому то, что они более любят и предпочитают земную жизнь, чем загробную. Многие отговорки, которыми пытаются оправдываться такие люди, ничто иное как обман шайтана и украшение им ложного. Шайтан и его друзья пугают их несущественными опасностями и они воспринимают это как достаточный икрах для того, чтобы подчиняться мушрикам и быть в согласии с ними, а затем пытаются обмануть людей, стараясь представить своё положение как икрах. Но ученые определили суть настоящего икраха.
Шейх-уль Ислям Ибн Таймия по поводу этого говорит следующее: “После того, как мы разъяснили виды икраха в зависимости от степени принуждения и перечислили мнения мазхабов на этот счет, необхадимо заметить, что икрах достаточный в дарованиях и подобных вещах не считается достаточным для произнесения слов куфра. Имям Ахмяд во многих местах с доказательствами сообщил, что для человека, которого склоняют к куфру, положение икраха не возникает при угрозе словом. Икрах становится действительным только при наличии пыток, мучений или ареста”. См. “Мяджму’у аль-фятявя”.
Например, если женщина опасаясь развода или плохого отношения к себе подарит калым мужу, она имеет право отказаться от этого, так как муж поставил ее в вынужденное положение. В данном случае опасность развода или плохое отношение считается действительным икрахом для женщины. Но, та же самая вынужденность не считается икрахом для совершения деяний куфра. Точно также если некто опасается, что неверные воспрепятствуют его женитьбе, то это опасение не будет икрахом для того, чтобы произносить слова куфра. Теперь, если в свете этих фактов оценить настоящее положение людей, то увидим, что следующий хадис становится еще более осмысленным.
Сообщается, что посланник Аллаhа , сказал:“Поистине, началась эта религия, будучи чуждой и закончится чуждой”. Этот хадис приводят Муслим «Имян232», Ахмяд «Мусняд», Ибн Мяджя и ат-Тирмизи.
Также Ибн Таймия говорит: «Аллаh сказал: «Гнев Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения».(Пчелы, 106). Этот аят несет в себе угрозу для тех, кто говорит слова неверия, и объявляет неверными делающих это, кроме тех, кто находится под икрахом и сердце его полно веры. Если будет спрошено, что означает выражение «...раскрыл грудь для неверия...», на это следует ответить таким образом: «Это выражение следует толковать в контексте аята и согласовывать с начальной частью аята. Согласно этому любой, кто без икраха совершил деяние куфра, раскрыл тем самым свое сердце куфру». В противном случае между началом и концовкой аята возникнет противоречие. Если преположить что кафиром объявляется только, тот кто раскрыл сердце куфру, а не тот, кто совершил деяния куфра, то в таком случае исключение тех, кто под икрахом, стало бы бессмысленным. Ведь раскрывать сердце куфру является куфром в любом случае; и для тех, кто под икрахом и для тех, кто не под икрахом. Значит верно следующее: «Кто совершит деяние куфра или произнесет слово куфра без положения икраха, считается сделавшим это добровольно и становится кафиром». Это доказывает следующий аят - Аллаh сказал: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллаh непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллаhом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками». (Покаяние, 64-66). Они говорили: «Мы сказали слово неверия не веря в это, наоборот мы сказали это будучи погруженными в беседу и шутки». Несмотря на это, Аллаh сообщает, что они стали неверными после того, как уверовали и что надсмехаться над аятами Аллаhа является куфром. Такое слово же невозможно сказать, кроме как добровольно (по своему желанию). Если бы у них в сердцах имелась вера, то она воспрепятствовала бы тому, чтобы говорить такие слова.
Не может быть никакого сомнения в том, что тот, кто произносит слова ругательства по отношению к Аллаhу и посланнику Аллаhа с внутренним желанием, становится неверным будь он под икрахом, будь без икраха. А также становится неверным тот, кто произнесет слова неверия без положения икраха по своей воле (независимо от того желал он внутренне этого или нет). Такой человек становится неверным и внешне (для нас) и внутренне (для Аллаhа ). Неверно говорить, что он стал неверным только внешне, но внутренне может быть и верующим. Аллаh сообщил некоторые слова неверных и утвердил, что они стали неверными и заслужили мучения из-за того, что произнесли эти слова: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллаh является третьим в троице».(Трапеза, 73). Также Аллаh сказал:«Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллаh – это Мессия, сын Марьям».(Трапеза, 17). Если сердце человека дейстительно верило бы в истинность посланника и если бы на самом деле любило и уважало бы его, то разве человек смог бы поносить посланника Аллаhа . Это возможно только в том случае если человек пренебрегает посланником Аллаhа . Таким образом стало ясно, что вера может иметь место только наряду с любовью и уважением к посланнику Аллаhа . Мусульмане знают, что совершать деяния куфра влечет за собой великое наказание в День Суда, поэтому они ненавидят эти деяния и содрогаются от одной мысли совершить их. Кафир же тоже может знать, что это куфр и что ждет того, кто совершит их, но несмотря на это любовь к земной жизни может побудить неверного совершить эти деяния».
Далее шейх говорит: «Раз Аллаh угрожает им наказанием, значит в сердцах таких людей не может быть веры к Аллаhу или признания Его. Конечно такой человек может знать и признавать Аллаhа , но его это признание не является действительным, по причине того, что он возлюбил эту жизнь сильнее будущей. С другой стороны, Аллаh исключил из угрозы тех, кто находится под икрахом. Если бы правило «неверным может быть только тот, кто совершает деяния куфра желая этого сердцем, с удовольствием» было бы верным, то исключать из неверных тех, кто находится под икрахом было бы бессмысленно. Потому, что совершать таким образом деяния куфра так и так является неверием; хоть под икрахом, хоть без икраха. Таким образом, точно установлено то, что произносить слова куфра, совершать деяния куфра без икраха, является куфром. Выражение: «…кто сам раскрыл грудь для неверия...» не означает, что неверным станет только тот, кто сделает деяние куфра с удовольствием. Это означает: «Кто совершит деяние куфра из-за предпочтения земной жизни к загробной». В связи с этим есть хадис, в котором сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: “Спешите совершать праведные дела, ибо настанет время смут, подобных частям темной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кафир), и когда вечером будет он верующим, а утром – неверным, продающим свою религию за мирские блага”. Муслим 118.
И в заключении мы воздаем хвалу Аллаhу – Господу миров!
Мир и благословение Аллаhа нашему пророку Мухяммяду,
Членам его семьи и всем его сподвижникам.