Влияние православия на основные стороны русской жизни

(№2 стр. 225-230)

Первоначально принятие христианства способствовало преодолению замкнутости Руси, установлению культурных связей с Византией и другими государствами. Если раньше на Русь смотрели как на варварскую страну, то теперь возможными стали династические браки, установление межгосу-дарственных союзов, ди­пломатических отношений, скрепленных единой верой. Однако при­нятое по византийскому образцу христианство после раскола единой церкви на католическую и православную в 1054 г. способствовало рас­хождению западной и русской культур по глубинным религиозным основаниям, охлаждению отношений Запада и Руси, а в некоторые периоды и активизации откровенной вражды (вспомним хотя бы на­тиск немецких и шведских рыцарей в 40-х гг. XIII в., когда рыцари не рассматривали русских как единоверцев и даже собирались их перекрещивать).

В плане внутригосударственном христианство стало официальной религией, и теперь каждый акт власти сопровождался обязательным религиозным ритуалом. В целом Церковь и государство, существуя друг с другом в союзе, в делах принятия конкретных политических ре­шений были автономны. Церковь напутствовала, благословляла, ос­вящала княжескую, царскую власть, советовала при принятии наибо­лее важных и ответственных решений, государственная власть при этом мало вмешивалась во внутренние дела церковного управления, отдавая все на откуп церковным владыкам. Только изредка, когда го­сударственный правитель или церковный владыка ошибался или де­лал нечто недопустимое, звучало громкое увещевательное слово со стороны церковной власти. Так, когда репрессии в Московском госу­дарстве достигли невиданно широкого размаха во времена Ивана IV, митрополит Московский Филипп Колычев выступил со словами обличения и потребовал от царя прекращения казней, за что сам попла­тился жизнью. Или когда патриарх Никон в реформаторском запале издевался над иконами старого письма, царь Алексей Михайлович со­ветовал ему поступать с образами по старому обычаю «опускания на воду»..

6. Влияние православия на социальные отношения

в истории страны. (№2 стр. 216-220)

Достаточно сильным и внушительным было влияние православия на социальную структуру в Руси и России. В старой, языческой Руси жреческая прослойка, видимо, была малодифференцированной. До нас не дошли свидетельства о какой-либо иерархии внутри этой своеобразной общественной касты. Не видим мы и особого диффе­ренцирования рядовых общинников по степени близости к волхвам. Христианская же Церковь уже сама являет особую жесткую иерархическую организацию и определенным образом пытается выстроить ос­тальное общество. В первом приближении мы, несомненно, можем заметить внешнюю схожесть со старой общественно-религиозной структурой —• собственно, так же представлены две категории - свя­щенство и прихожане, рядовые общинники. Однако если в язычестве главным признаком избранности волхва является тайнознание, то в христианстве, православии — особая незримая Благодать, которая пе­редалась от Христа апостолам в день пятидесятницы. От них из поко­ления в поколение она сохраняется и передается через особый об­ряд — рукоположение, когда епископ посвящает претендента кресто­образным возложением рук на его голову.

Все остальные церковные группы так или иначе дифференцируются по степени близости к священству и по активности при соверше­нии » давнего богослужения — литургии. Рядовой прихожанин при совершении богослужения не входит в число лиц, активно обслужи­вающих его проведение. Несколько выше находятся лица, прислужи­вающие в храме и несущие определенную небольшую нагрузку — те, кто читают и поют на клиросе, делают уборку в храме, торгуют свеча­ми и т. д. — так называемые служки. Подготовительной ступенью к священству является дьяконство. Дьякон — помощник священника, в него, так же как и в священники, рукополагается специально подго­товленный и достойный верующий. Дьякон уже прислуживает в са­мом алтаре, но без священника не имеет права самостоятельно вести литургию. Над священником стоит епископ или архиепископ — свя­щенник, также посвящаемый в этот сан через особый обряд — хиро­тонию. Архиепископ достаточно часто является и митрополитом, т. е. административным управителем нескольких приходов, находящихся на определенной территории. Вначале, в первые десятилетия после крещения Руси митрополитами были византийские церковнослужи­тели, затем уже появились и свои, доморощенные. Достаточно долго на Руси не было собственного патриарха, т. е. главы независимой, са­моуправляющейся Церкви, и наша Церковь находилась в ведении ви­зантийского, а затем иерусалимского патриархата. И только в 1589 г. по настоянию Бориса Годунова в России появился собственный пат­риарх — Иов. Естественно, что в ходе исторического развития страны в указанные категории церковной иерархии втягивалось большое ко­личество населения.

Особо необходимо упомянуть о такой общественной группе, ко­торую не знало старое языческое общество, как монашество. Мона­шество - это продукт соприкосновения христианства с жизнью. Оно появилось уже в первые века существования христианства, на Восто­ке. После крещения народов и государств, когда в новую христиан­скую Церковь пришло много вчерашних язычников, наиболее исто­вым верующим стало ясно, что для сохранения чистоты веры необхо­дима категория людей, которая целью своей жизни поставит служение Богу и Церкви и при этом сознательно откажется от всех радостей жизни во имя этого служения. Монах, или инок, отшельник, созна­тельно отталкивается от мира и его радостей. Его главная задача — че­рез пост и воздержание, борение со страстями просветить в себе свет Христов и путем достижения личного спасения спасти и тех, кто нахо­дится за пределами монастырской ограды. Становясь монахом, чело­век принимает постриг, в ходе которого меняет свое имя и принимает три обета, клятвы: не иметь собственности, не иметь семьи и не иметь собственной воли, а подчинить ее воле духовного наставника — стар­ца. Понятно, что этот путь спасения более сложен и ответственен, не­жели путь спасения в миру. При этом нужно отметить, что монастыр­ская социальная структура параллельна мирской . Монах в стенах оби­тели равен прихожанину в миру, есть монахи-дьяконы (иеродиаконы) и монахи-священники (иеромонахи). Также необходимо отметить, что все высшее духовенство православной церкви, а именно архиепископ и патриарх — лица только монашествующие

(так называемое черное духовенство).

Священство и дьяконство, живущее в миру и именующееся белым духовенст­вом, вправе иметь семью, собственность, но не вправе занимать высшие админист­ративные посты.

Монашество стало той группой, кото­рая резко отличала общество христиани­зированной Руси от старой языческой. Была и очень незначительная, но коло­ритная прослойка юродивых, или бла­женных, также появившаяся уже в право­славной Руси. Если монах отказывается от радостей жизни и воли, то юродивый в своем радикализме идет еще дальше — он показательно, прилюдно отказывается от собственного ума, часто театрально, но иногда и нет, выдавая себя за умалишенного, находящегося за пределами общества. Это позволяло юродивым быть гласом народа и высказывать прав­ду кому бы то ни было. Трогать и наказывать юродивого никому, даже царю и боярам, было нельзя и считалось высшим, не прощаемым гре­хом. Это-то и делало их особо любимыми народом. Наиболее известен русский юродивый Василий Блаженный, не боявшийся прилюдно об­винять самого царя Ивана Грозного в казнях невинных людей. Не ме­нее популярной уже в послепетровскую эпоху стала блаженная Ксе­ния Петербургская.

Церковь поддерживала существующий государственный и обще­ственный строй. Она придерживалась формулы, что «всякая власть от Бога», нет власти но от Бога, и. соответственно, каждый, кто поку­шался на исконный порядок вещей, рассматривался ею как смутьян и самозванец. Естественно, Церковь не поддерживала и широкие обще­ственные движения, бунты и революции. В этом есть определенный, достаточно разумный консерватизм Церкви. Церковь была призвана сглаживать остроту социальных противоречий и неравенства. Она ви­дела в каждом своем прихожанине именно верующего, человека, а не его социальный статус. Отсюда столь удивительные с точки зрения со­временности обычаи молитвы в одном храме пред лицом единого Бога барина и его крестьян, фабриканта и рабочих, царя и посадского мо­сквича, обычного и традиционного ежегодного христосования на Пасху императора Николая II с нижними чинами и т. д.

Церковь учила фабрикантов и помещиков относиться к рабочим и крестьянам патерналистки, т. е. по-отечески, воспринимая беды и нужды подданных как нужды и горести соб­ственных детей, делать все для улучшения их материального и духовного положения. Именно это обстоятельство объясняет тот социальный парадокс, что Церковь в ран­ний период своего существования способ­ствовала исчезновению холопства (рабст­ва), хотя очень долго мирилась с сущест­вованием крепостного строя.

Она же учила представителей более состоятельных социальных групп участ­вовать в благотворительности на благо бедных и убогих. Сама Церковь при мо­настырях содержала больницы и странноприимные дома, в которых заботилась о калеках и больных.

Главной ценностью в жизни православного человека становились

семья и рождение детей. Правила поведения всех ее членов закрепи­лись в Домострое. Безусловным главой семьи признавался мужчина, которому женщина обязана была повиноваться «как Церковь Христу». Дети же обязывались во всем подчиняться родителям, ничего не совер­шать без их благословения. Совершенно естественно, что Домострой

тяготел к мужскому авторитаризму, но все-таки общая настроенность его состояла в любовном и уважительном отношении младших и стар­ших при безусловном авторитете и силе слова и власти мужчины. В ре­альности это могло вырождаться в примитивную тиранию, женское и детское бесправие, компенсируемое как всеобщим долготерпением, так и естественным завершением по достижении совершеннолетия.

7. Влияние православия на экономические отношения.(№1 стр. 220-225)

Достаточно серьезным было влияние веры и на экономическую сторону жизни России. Церковь очень быстро стала активным субъектом экономических отношений. Монастыри с первых лет осно­вания нацеливались на самостоятельное, хозрасчетное существование. В будущем они стали крупными не только духовными, но и эко­номическими центрами (так, накануне революции в России их насчи­тывалось 1025). Прежде всего, это произошло за счет активного сосредоточения ими значительных земельных массивов. Умирая, зе­мельный собственник часть земли завещал монастырским владыкам, дабы они усерднее молили Бога о спасении его души, т. е. делал так называемый «вклад на помин души». В этом случае все были доволь­ны — монастырь получал землю для ведения хозяйства, а жертвова­тель был уверен, что поминание его имени, занесенного в «вечные по­минальные списки» в каждом богослужении, является определенной гарантией достижения спасения в вечной жизни.

Со временем церковные земельные угодья стали очень обширны­ми, и Церковь как собственник, феодал вела на них хозяйственную деятельность. Традиционно считалось, что эффективность церковно­го хозяйства была выше прежде всего за счет более гуманного, чем в частновладельческих хозяйствах, взаимоотношения с держателем — крестьянином. Вера и церковная идеология были зачастую препятст­вием к его чрезмерной эксплуатации.

Озера и леса, находившиеся в ведении монастырей, а следователь­но, живность, древесина и т. п., используемые в торговле, приносили также немалый доход в церковную казну. Пасеки, а значит, мед и свя­занное с воском свечное производство — вот еще немаловажные ста­тьи церковной казны. Значительную статью доходов составляла и продукция иконописных мастерских, полностью сосредоточенных в руках Церкви. Таким образом, церковный сектор русской экономики реально существовал, действовал достаточно эффективно и позволяя

Церкви, по крайней мере се монастырскому миру, без помощи со сто­роны казны находиться на самообеспечении. Государство же, посто­янно нуждающееся в деньгах, с завистью посматривало на сильного экономического конкурента в лице Церкви.

Уже в сознании Петра I впервые возникает идея отторжения час­ти монастырской собственности в пользу государства (так называе­мой секуляризации). Некоторыми указами часть церковных земель была передана государству, однако вскоре последовал процесс воз­врата некоторых из них из-за пустования и неэффективного пользо­вания. Продолжила эту политику Екатерина II, почти полностью ли* шившая монастыри крупной земельной собственности. С приходом же к власти большевиков Церковь была окончательно лишена собст­венности и права самостоятельной экономической деятельности. Не­которые уступки в этом отношении были сделаны только после Вели кой Отечественной войны, но в полной мере свободу действия как экономический субъект Церковь получила только в последнее деся­тилетие.

Христианство оказывало сильное влияние на трудовую психоло­гию крестьянства, его деятельность. Природа рассматривалась кресть­янином как творение Божье. Это выражалось в пословицах и словосо­четаниях «Божия роса землю кропит», «Божие тепло», «Божие холод­но» и др. По замечанию русского философа Георгия Федотова, родовые основы крестьянского быта «глубоко срослись с христиан­ской культурой сердца в земле, которую всю исходил Христос». Отсюда трепетное, уважительное отношение крестьянина к земле как символу жизни, справедливости, добра, национального достояния (мать-зем­ля, земля-кормилица).

Этапы сельскохозяйственных работ крестьянина были связаны с православным календарем. Древние дохристианские аграрные культы с принятием христианства пересматривались с христианских религи­озно-нравственных позиций и прикреплялись Церковью к датам пра­вославных праздников. Начало и конец работ приурочивались к вехам церковного календаря — святцам. Например, сев начинали 14 мая (день святого пророка Иеремии — в сибирском календаре его называ­ли Еремей-запрягальник). Вспахивали огород и пересаживали рассаду в гряды в день святого мученика Исидора (Сидоры огуречники — 27 мая). Обязательно закончить все полевые работы необходимо было к празднику Покрова Богородицы 14 октября. Христианство способ­ствовало и добросовестному отношению к труду. Труд русского кре­стьянина в морально-психологическом плане был тесно связан с осоз­нанием ответственности перед Богом и исполнением его заповедей, поскольку именно труд являлся источником Божьей благодати («Бог труды любит», «Царство Небесное трудно»). Причем для русского че­ловека он являлся не средством обогащения любой ценой, а нравст­венным долгом перед Богом, матерью-землей. Проникновение право­славия в хозяйственную жизнь деревни было связано с надеждой рус­ского крестьянина на покровительство сил небесных в нелегком крестьянском труде, зависящем от природных катаклизмов. Широко были распространены крестные ходы, молебны об урожае, освящение скота, земли по случаю начала или завершения сельскохозяйственных работ.

Заключение.

Задачами данного реферата были:

1. Каким образом произошло крещение Руси .

2. Сравнить Христианство и Язычество.

3. Определить какое влияние принятие православие оказало на основные , экономические и социальные стороны русской жизни.

Итак, подведем итог долгому пути Руси к принятию Христианства.

Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в БОГА,- Высшего творца и Христа–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа. Недаром А. С. Пушкин сказал: "Там русский дух, там Русью пахнет …". Здесь он хотел подчеркнуть огромную силу духа и широту души русской. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО). Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло "прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними."

Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верил русский человек, что "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни". И вера эта помогала ему жить…

Список литературы:

1. Березовая Л.Г. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. «ведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2002.

2. Бычков С.П. Отечественная история. Курс лекций / СП. Бычков, Ю.П. Дусь. — М.: ФОРУМ, 2011. — 320 с. — (Высшее образование).

3. Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и ми­фов.—Л.: Лениздат, 1986. —287 с.

4. http://ru.wikipedia.org/

Наши рекомендации