Такфир того, кто не делает такфир кафира.
Нет сомнения в том, что как и в остальных разделах, в этом разделе есть две крайности и есть серединное, истинное мнение.
Первая Крайность:
Отсутствие такфира не делающих такфир кафира, и считание, что в этом нет никакой проблемы и не считание отсутствия такфира за проблему, делая любую из этих картин наподобие разногласия в фикхе и подобное этому, без того, чтобы учитывать ясность того или иного вопроса, в котором человек не делает такфир и исследовать возможность отвержения текстов с его стороны и считания ложью шариатских положений.
И это неправильно и является заблуждением, потому что нередко не делающий такфир кафира – отрицает шариатские тексты и положения, общеизвестные из религии Ислам и бывает либо зиндыком (скрывающим свой куфр и говорящим слова куфра специально), либо отвернувшимся муанидом, над которым была установлена худжа (упорствующим перед истиной и противоречащим ей).
И в таком случае – ваджиб для каждого верующего выносить на него такфир как на отрицающего и считающего ложью и считать его кафиром, муртаддом и призывать его к покаянию, в соответствии с огромным количеством доказательств, указавших на куфр отрицающего аяты Аллаха и упорствующего перед ними.
И хукм на человека в этом вопросе (невынесение такфира мушрику) связан с положением ясных и скрытых вопросов, и пусть читатель возвращается туда для подробного разбора.
Вторая крайность:
Считать кафиром каждого несогласного в том или ином исследовании такфира или вопросов ридды, без того, чтобы учитывать доводы, на которые он опирался, а также ясность или скрытость вопроса, а также наличие единогласия в вопросе или же его отсутствие, и в итоге – учитывание того, состоялось ли в отношении него отвержение чего либо из текстов или шариата, или же нет. И нередко этой крайности касается другое положение, а это выдумывание какого то нововведенческого мнения, затем делание его основой религии и вынесение такфира каждому, кто не согласен с этим.
Сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия:
«Хариджиты делают такфир Ахлю Сунна валь Джамаа, а также му’тазилиты делают такфир тем, кто не согласен с ними, а также рафидиты, а кто не делает такфир, те называют фасиками, точно также большинство нововведенцев, сначала придумают какое то мнение, а потом делают такфир тем, кто не согласен с ними...»
Также сказал он, рахимахуЛлах:
«Аль Хаваридж – Первые, кто вынес такфир мусульманам, делают им такфир за грехи, и делают такфир тем, кто не согласен с их нововведением, и делают дозволенным его кровь и имущество. И это и есть положение нововведенцев, сначала они выдумывают новшество, а потом делают такфир тому, кто не согласился с ними в этом. А ахлю Сунна ва ль Джамаа следуют за Книгой и Сунной, подчиняются Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение, следуют за истиной и проявляют милосердие к творениям.»
(Маджмуа ль Фатава)
Золотая середина в этом вопросе:
Такфир того, кто не делает такфир кафира возвращается к правилу отвержения чего либо из шариата, и кто отвергает или противоречит в вопросе, который он не мог не знать (то есть таково его внешнее положение) – выносится на него хукм о куфре изначально, кто же противоречит в вопросе, который он мог не знать или мог в нём запутаться(то есть таково его внешнее положение), то ему разъясняется вопрос с доказательствами, и разъясняется ему неправильность его сомнений, если таковые имеются, и после этого, если вопрос из тех положений, в которых есть единогласие Уммы, то делается ему такфир, если же в вопросе разногласие среди Ахлю Сунна ва ль Джамаа, то он оставляется, однако Имам может приказать ему молчать и не открывать свой рот в этом вопросе.
Почему выносится такфир тому, кто не делает такфир многобожников и кафиров:
1) Сказал Мансур аль Бухутий в шархе на Икъна "Кашшафу ль Къына":
(أَوْ لَمْ يُكَفِّرْ مَنْ دَانَ) أَيْ تَدَيَّنَ (بِغَيْرِ الْإِسْلَامِ كَالنَّصَارَى) وَالْيَهُودِ (أَوْ شَكَّ فِي كُفْرِهِمْ أَوْ صَحَّحَ مَذْهَبَهُمْ) فَهُوَ كَافِرٌ لِأَنَّهُ مُكَذِّبٌ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: {وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ} [آل عمران: 85] .
"Кто не делает такфир тому, кто исповедует какую то религию, помимо Ислама, как христиане, или иудеи, или сомневается в их куфре, или считает верным их путь, тот становится кафиром, потому что он считает ложью слова Аллаха: "А кто стремится к религии, помимо Ислама – то от него не будет принято, и он будет в Последней жизни из потерпевших убыток" (Сура Али Имран, 85) "
Конец цитаты.
2) И сказал Имам Ибн аль Вазир, да помилует его Аллах:
"И нет сомнения в том, что кто сомневается в куфре поклоняющихся идолам – обязательно делать ему такфир, а также (обязательно делать такфир) тому, кто не делает ему такфир, и единственная причина ('илля) этого – то, что он отрицает неизбежно известное из религии (ма'люмун мина ддийни би Ддарура).
(Ар Роуду ль Басим, 2 том, 162 стр.)
ولا شكّ أن من شكّ في كفر عابد الأصنام وجب تكفيره, ومن لم يكفّره, ولا علّة لذلك إلا أنّ كفره معلوم من الدّين ضرورة
И ты узнал со слов двух больших имамов этой уммы, что именно является причиной такфира того, кто не делает такфир коренных кафиров, а что касается "Ма'люмун мина Ддийни би Ддарура", то предшествовали слова Ибн аль Вазира и других имамов о том, что это такое, и всё, что попадает под это (как иудеи, христиане, коммунисты, огнепоклонники и все остальные, как и некоторые виды муртаддов, о куфре которых не может быть какого либо спора среди мусульман, и не может быть там незнания или ошибки из за распространённости вопроса и неизбежного знания в нём), там работает правило:
"Кто не делает такфир кафира, тот кафир", а то, что не попадает под это понятие, и возможна там ошибка или ошибочное толкование – там работают другие правила такфира, установленные учеными Ахлю Сунна ва ль Джамаа, как то, что условием такфира является достижение посланнической худжи.
А что касается тех, кто взял некоторые высказывания имамов Неджда и утверждает, что любой не сделавший такфир тому, кто совершил большой ширк – подобен тому, кто сам совершил ширк, и что этот хукм падает на него даже до установления худжи, и что это правило общее, то это мнение – ложное, потому что на него нет прямого доказательства, и потому, что это правило противоречит самому себе.
Ведь передаётся, что Имам Ахмад не вынес такфир некоторым не достигшим совершеннолетия, которые выбрали религию ширка и отступились от Ислама, и утвердил им хукм Ислама, пока они не повзрослеют, а слово тахкыка (и даже мазхаб, как утвердил Ибн Къудама в "Аль Мугъни") не разнится с тем, что они (эти подростки, выбравшие ширк добровольно после Ислама – муртадды, ведь мазхаб утверждает разум для подростков). И это – другая передача от Имама Ахмада.
А по словам этих невежд получается, что эта передача от Имама Ахмада содержит в себе, что он попал в третий пункт, выводящий из Ислама, потому что об этом можно сказать, "Он не сделал такфир мушрика и приписал ему Ислам". И точно также передаются от многих из ученых мнения, согласно которым по правилам этих невежд получается, что они "Не сделали такфир мушрика и приписали ему Ислам", и получается, что они попали в третий пункт. Получается, что в одной передаче Имам Ахмад – мусульманин, а в другой – мушрик, ведь он не сделал такфир мушрика и приписал его к Исламу, а это, согласно правилу оппонентов – обязывает куфр и отсутствию неверия в тагута.
А если они откажутся, или станут различать между вопросами, в которых единогласие и вопросами, в которых разногласие - то это и есть противоречие, и разделение между двумя похожими вещами без доказательства, которое Аллах Всевышний отрицает от Своей религии.
Сказал Имам Ибн аль Къайим в "Аль Фауаид", стр. 105:
"Тебе достаточно в качестве доказательства на то, что их эти правила являются ложными – то, что ты видишь из противоречия и расхождения в них, а также столкновения одного с другим.
Сказал Всевышний:
"А если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нём множество противоречий". И это указывает на то, что то, что от Него, Всевышнего – не противоречит, а то, что противоречит – не от Него.
Конец цитаты.
وَيَكْفِيك دَلِيلا على أَن هَذَا الَّذِي عِنْدهم لَيْسَ من عِنْد الله مَا ترى فِيهِ من التنقائض وَالِاخْتِلَاف ومصادمة بعضه لبَعض قَالَ تَعَالَى {وَلَوْ كَانَ مِنْ عِنْدِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلافاً كثيرا} وَهَذَا يدل على أَن مَا كَانَ من عِنْده سُبْحَانَهُ لَا يخْتَلف وَأَن مَا اخْتلف وتناقض فَلَيْسَ من عِنْده
И относительно подробное разъяснение этого вопроса мы упомянули в работе "Десять правил", а Аллах знает лучше.
Исследование Третье:
Есть ли разница в хукме между тем, кто не выносит такфир совершившему ширк и между тем, кто не выносит такфир совершившему куфр до достижения посланнической худжи, или же они равны в том, что оба они попали в куфр, и оба не обязываются такфиром или называнием "мушриком", кроме как после достижения посланнической худжи?
Ответ:
Нет разницы между тем, кто не выносит такфир за ширк и тем, кто не выносит такфир за куфр, а также между тем, кто не называет "Мушриком" и тем, кто не называет "Кафиром" и доказательства на это следующие:
Доказательство Первое:
В самом понятии слова "Куфр", если ты понял, что куфр по мнению Ахлю Сунна ва ль Джамаа полностью связан с посланнической худжей, как сказал Шейхуль Ислам и другие, то не выносящий такфир мушрика попал в куфр, и условием того, чтобы он сам стал кафиром является то, чтобы до него дошла посланническая худжа.
Доказательство второе:
Поистине, "Кафир" и "Мушрик" – это имена и названия (Асма ва ль Ахкам), а имена и названия являются из того, что познаётся только через шариат, и утверждается в нём оправдание до установления худжи, в противоположность тому, что сказали му'тазилиты в этом разделе.
Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах:
قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله: "الإيمان والكفر هما من الأحكام التي تثبت بالرسالة، وبالأدلة الشرعية يميز بين المؤمن والكافر لا بمجرد الدلالة العقلية" ها. الفتاوى 3\328
"Иман И Куфр являются из ахкамов, которые утверждаются посланническим доводом, и именно шариатскими доказательствами различается между муъмином и кафиром, а не просто указанием разума.
Конец цитаты.
(Аль Фатава, 3 том, 328 стр.)
Доказательство Третье:
Оба эти имени "Кафир" и "Мушрик" несут под собой ахкамы, и если убрать из них ахкамы и оставить только два названия, то останется лишь языковой смысл: Кафир, то есть неблагодарный, Мушрик, то есть приобщающий, и нет такфира за языковое противоречие до установления худжи по единогласию всех разумных, а что касается ахкамов, то они устанавливаются лишь достижением худжи.
Доказательство Четвёртое:
Различение между самими понятиями "Куфр" и "Ширк" допустимо и указывают на это шариатские доказательства и тахкык ученых, но на разницу между тем, кто не называет кафиром и тем, кто не называет мушриком таким образом, что один становится кафиром сразу, а второй лишь после установления худжи над ним - не указывает даже половина шариатского текста, и нет на это ни буквы от ученых, разве что философия и болтовня некоторых.
Доказательство Пятое:
Есть разногласие среди некоторых имамов Ахлю Сунна относительно некоторых мушриков, считаются ли они мусульманами или же мушриками? И наличие разногласия в некоторых из этих вопросов указывает на то, что эти вопросы разбираются лишь доводами и не утверждаются, кроме как доводами, и если есть разногласие в некоторых из этих вопросах, то тем более будут вопросы, в которых человек не станет кафиром, кроме как после отрицания худжи.
Поэтому знай, что нет разницы между тем, кто не выносит такфир за ширк и тем, кто не выносит такфир за куфр до достижения посланнической худжи.
Оба они обязываются худжей, оба они не обязываются ничем из такфира или других шариатских ахкамов до неё, и оба они при отвержении её становятся кафирами.
И это – истина, ясность, простота и свет, как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение в достоверном хадисе:
"Я оставил вас на белой дороге, ночь на которой подобна дню на ней, не отклонится от неё, кроме как погибший"
(Привел Ибн Маджа в "Мукъаддима", и Имам Ахмад в "Муснад")
Доказательство Шестое:
Ахкамы слов "Кафир" и "Мушрик" – одни и те же, и разница между ними тонкая, хотя есть мнение, что между ними нет разницы, и что это – синонимичные понятия.
С этой стороны тот, кто не сказал "Кафир" подобен тому, кто не сказал "Мушрик", и где он оправдывается в первом, должен оправдываться во втором, а где не оправдывается в первом, не должен оправдываться и во втором.
Привёл Имам Ибн Аби Хатим в "Манакыбу Шшафии" от Юнуса ибн Абдиль А'ля, что он сказал:
فقد أخرج ابن أبي حاتم في مناقب الشافعي عن يونس بن عبد الأعلى ، قال : سمعت الشافعي يقول : ( لله أسماء و صفات لا يسع أحدا ردها ، و من خالف بعد ثبوت الحجة عليه فقد كفر ، و أما قبل قيام الحجة فإنه يعذر بالجهل ؛لأن علم ذلك لا يدرك بالعقل و لا الرؤية و الفكر )
"Я слышал, что Аш Шафии сказал: "У Аллаха есть имена и качества, которые никому не простительно отрицать, и кто противоречит в этом после установления худжи над ним, тот кафир, а до установления худжи, поистине, он оправдывается незнанием, потому что знание этих вещей не познаётся разумом, видением, или размышлением"
Конец цитаты.
И если это правило – то это правило от великого имама, человек очищается от порицания посредством следования за ним.
Это - в отличие от противоречивых разделений, которые поставили приверженцы новшеств, утопающие во тьме, вытянувший руку в которой с трудом её увидит, и хвала Аллаху, Который наставил нас к этому.
Исследование: