Другие медитации для практики подношения чаш с водой
Обустройство алтаря
И подношение чаш с водой
Когда заходишь в зал для медитации любого Дхарма-центра или монастыря традиции тибетского буддизма, взгляд неизбежно привлекают пышные краски алтаря, на котором находятся удивительные статуэтки, драпированные пышной парчой; тексты, обернутые в традиционную золотистую ткань; подношения: вода, окрашенная шафраном, благовония и цветы. Вдохновлять ум и трогать сердце — для этого и предназначен алтарь. Большинство тех, кто практикует тибетский буддизм, имеют алтарь и у себя дома, а отсюда и обычный для начинающих учеников вопрос: как самостоятельно обустроить алтарь.
Иметь в своем доме священные предметы, такие как статуэтки Будды, ступы и тексты — исключительно благотворно. Они вдохновляют нас на практику и помогают помнить цель — сделать наш ум сострадательным, умиротворенным, мудрым и добрым. Они также помогают очистить ум от негативных эмоций. Когда мы видим образ Будды, в уме создается позитивный отпечаток. Позже этот отпечаток, или кармическое семя, становится причиной того, что мы яснее начинаем понимать и практиковать учения Будды. Если мы хорошо практикуем, наши заблуждения и наши страдания уменьшаются, а положительные качества увеличиваются. В конечном итоге, мы устраним все проблемы и негативные эмоции в уме и разовьем положительные качества до наивысшего предела. В этот момент мы станем, подобно Будде, полностью пробужденными.
Перед изображениями будд и святых существ мы по традиции совершаем подношения. Будды не нуждаются в этих подношениях, но с нашей стороны, такая практика помогает развивать щедрость. Совершая подношения буддам, мы также создаем огромное количество положительного потенциала (известного в тибетском буддизме как заслуги), а это в свою очередь поддерживает нашу практику и обучение и помогает скорейшему достижению пробуждения и освобождению от страданий.
Как создать место для практики
Будет полезно отвести для практики особую комнату или место в вашем доме, предназначенное исключительно для этой цели. Это — ваша «гомпа», или «место для медитации». Основные предметы, которые следует поместить в гомпе: алтарь, сиденье для медитации, и, возможно, столик для текстов и полка для книг по Дхарме. Алтарь — это место, куда вы помещаете священные предметы, изображения и тексты, вдохновляющие ум. Это место следует использовать исключительно с этой целью, не пользуясь им как столиком для кофе или письменных принадлежностей; и находиться алтарь должен в чистом, подобающем месте. Предметы на алтаре нужно разместить выше уровня головы, когда вы сидите лицом к алтарю.
Прежде чем обустроить алтарь в первый раз, как следует уберите само место и окурите его благовониями, чтобы очистить. После того, как алтарь и остальное пространство обустроены, всегда содержите его в чистоте. Ежедневно сметайте пыль, прежде чем совершать подношения.
Предметы на алтаре
В тибетском буддизме на алтаре принято выставлять статуэтку или изображение будды Шакьямуни и других божеств, с которыми вы ощущаете связь. Они символизируют пробужденное святое тело. Также там вполне могут находиться фотографии ваших духовных учителей. По традиции, статуэтки Будды и других божеств помещаются в центре алтаря, а фотографии учителей — по ту или другую сторону от божеств.
Статуэтки Будды и других божеств должны быть наполнены определенными мантрами и благовониями и благословлены. Чтобы это сделать, существуют тщательно разработанные способы; для их реализации потребуется помощь тантрического ламы или опытного человека, досконально знающего процесс. Такая помощь нужна, если у вас большая статуэтка, но можно сделать это и без посторонней помощи, более простыми способами (см. приложение).
По желанию, можно обернуть каждую статуэтку хадаком — белым шелковым шарфом, который обыкновенно используется в тибетской буддийской традиции для приветствия и подношения. Бели хотите, можете обернуть шарфом основание и часть статуэтки, украсив ее таким образом.
Бели у вас есть священные изображения божеств (тханка, по-тибетски), их можно повесить на стену над алтарем, по ту или иную сторону от него. Зачастую верх тханки драпируется хадаком, или, наоборот, хадак оборачивается внизу вокруг декоративных концов тханки.
Слева от статуэтки Будды, если сидеть лицом к алтарю, поместите текст по Дхарме. Он символизирует пробужденную святую речь. Не обязательно, чтобы текст был написан на тибетском или на санскрите, — это может быть текст по Дхарме на любом языке. Дама Сопа Ринпоче советовал помещать на алтарь «Сутру золотистого света», но можно использовать и любой другой текст. Перед тем как поместить тексты на алтарь, их нередко заворачивают в желтую ткань или парчовый чехол для текстов. Ткань, используемая для оборачивания текстов, должна быть новой и чистой, или, по крайней мере, такой, которая в прошлом не использовалась ни для каких других целей, кроме этой.
По правую сторону от Будды, если сидеть лицом к алтарю, поместите ступу. Ступа символизирует пробужденный ум Будды. Вовсе не обязательно, чтобы ступа была дорогостоящей — подойдет простая глиняная ступа, или даже изображение одной из тех многих замечательных ступ, которые есть в мире. Бели же у вас есть настоящая ступа, ее также можно обернуть хадаком.
Если ваш алтарь расположен на одном уровне, порядок должен быть такой, слева направо (если сидеть лицом к алтарю): текст, статуэтка Будды, ступа.
Если алтарь состоит из трех или более уровней, выше всего на алтаре следует поместить текст, затем статуэтку Буд ды и под ними ступу. Будда Шакьямуни должен быть центральной фигурой, и, если есть другие изображения, поместите их на вашем алтаре сверху вниз в следующем порядке: коренные гуру, йидамы (божества аннутара-йога-тантры, божества йога-тантры, божества чарья-тантры и божества крия-тантры), дакини, и, наконец, божества-защитники.
Священные предметы на алтаре, кроме того, что символизируют пробужденные тело, речь и ум, также означают Три Драгоценности Прибежища. Если у вас есть только статуэтка будды Шакьямуни, думайте, что она символизирует все Три Драгоценности. Если есть также писание и ступа, думайте, что ступа представляет Будду, писание представляет Дхарму, а статуэтка Будды представляет Сангху.
Подношения
В тибетской традиции подношения на алтаре совершаются ежедневно. Подношения должны быть чистыми, новыми и добытыми честным путем. Подносите только чистую пищу и цветы и ни в коем случае ничего испорченного или грязного. Наполняйте чаши или вазы подношениями до самых краев, чтобы создать причину для изобилия. Никогда не подносите чащу, наполненную не до краев (для чаш с водой) или через край (для подношений пищи). Лучше предлагать маленькую чащу, полную подношений, чем большую чащу, которая выглядит полупустой.
Во времена Будды важным посетителям в знак гостеприимства подносились восемь предметов. Но и в двадцать первом веке мы предлагаем все те же предметы тому, кто переступил порог нашего дома! Эти подношения помещаются перед алтарем слева направо в семь или восемь чаш для подношения. Подношения таковы: вода для питья, вода для омовения ступней, цветы, курения, свет, благовония, еда и музыка. Цветы, курения, свечи (или масляные светильники) и пища подносятся в чашах на самом деле, в то время как остальные подношения символизируются водой. Если есть только семь чаш, музыка считается символическим подношением и подносится с пением молитв и игрой на музыкальных инструментах во время молитв. Если вы каждый день подносите более одного набора чаш для подношений, как в предварительной практике подношения чаш с водой, тогда все чаши наполняются водой, вместо того чтобы наполнять некоторые из них соответствующим содержимым.
Расстановка чаш с водой
Традиционные чаши для подношений можно приобрести в интернет-магазинах, а также во многих тибетских магазинах. Наряду с этими чашами можно использовать и многие другие прекрасные чаши, которые продаются на Западе, скажем, хрустальные десертные чаши или разнообразные стеклянные вазы и стаканы. Прозрачные чаши из цветного стекла создают просто неповторимое впечатление. Главное, чтобы чаши были чистыми — во всем остальном, что касается выбора чаш, дайте волю своему воображению!
Вам также понадобятся емкости для переливания воды в чаши, ведерко или более вместительная емкость, куда вы будете собирать воду, опустошая чаши, и салфетка для вытирания чаш. Все это должно использоваться исключительно для практики подношения чаш с водой, и ни для каких других целей. Содержите эти предметы в полной чистоте, ни в коем случае не кладите салфетки или емкость для выливания воды на пол. Подберите такую салфетку, которая не будет оставлять ворсинок или нитей на внутренней поверхности чаши (если совершенно новая салфетка оставляет волокно, можно пару раз постирать ее, чтобы устранить это проблему). Разный тип салфеток или полотенец можно с большим или меньшим успехом использовать для осушения чаш, так что, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы подобрать подходящую.
Вам также понадобятся курения для очищения чаш и надежное место, куда можно поместить ароматические палочки, пока они будут гореть. Для этой цели в любом тибетском магазине можно приобрести традиционную подставку для ароматических палочек, или попросту наполнить стакан рисом или песком и поставить горящую ароматическую палочку туда. Бели вы остановите свой выбор на стакане с рисом или песком, убедитесь в том, что пепел падает в стакан, а не на пол, где он может прожечь ковер, оставить горелый след на паркете, или просто лишить место его прежнего аккуратного вида!
Итак, уберите в комнате; затем, прежде чем совершать подношения, помойте руки. Сосредоточьтесь на том, что вы совершаете эти подношения ради блага всех живых существ, с желанием достичь пробуждения как можно скорее—такой настрой будет крайне благоприятен. Выполните три простирания.
Вытрите чистым полотенцем чаши три раза по часовой стрелке (чтобы рассеять негатив, созданный телом, речью и умом) и три раза против часовой стрелки (чтобы привлечь к себе благословения тела, речи и ума Будды). Затем пронесите каждую чашу над горящей ароматической палочкой, чтобы очистить чашу. Наполняя каждую чашу дымом, произнесите ОМ АХ ХУМ, и думайте, что вы наполняете умы всех живых существ пробужденной мудростью, состраданием и силой.
Наиболее традиционный способ подносить чаши с водой начинается с того, что только что окуренные чаши складывают одна в другую вверх донышком. Никогда не ставьте пустой сосуд на алтарь дном вниз, это означает, что вы ничего не подносите. С помощью кувшина наливайте воду в первую чашу до тех пор, пока она не наполнится. Затем перелейте большую часть воды (но не всю) из первой чаши во вторую и поместите первую чашу на алтарь с левой стороны. Перелейте большую часть воды из второй чаши в третью и поместите вторую чашу на алтарь с правой стороны от первой. Продолжайте таким образом, пока все семь или восемь чаш не окажутся выставлены в ряд на алтаре и на донышке каждой из них не будет немного воды. Это так называемое «засевание» чаш. Иногда еще говорят, что последовательное переливание воды из одной чаши в другую символизирует линию передачи буддийского учения от учителя к ученику из поколения в поколение.
Бели чаши слишком велики, чтобы проделать эту практику, или не получается переливать из одной в другую, не разливая, вы можете по очереди наливать немного воды в каждую чашу из основного кувшина, прежде чем ставить ее на алтарь. Не имеет значения, какой способ вы выберете, но всякий раз, наливая воду, произносите ОМ АХ ХУМ. Это также относится и к зажиганию свечей или благовоний, которые будут подноситься. Начитывание этой мантры не даст вредоносным духам загрязнять подношения и создавать помехи практике.
Убедитесь, что чаши выставлены по прямой линии, близко одна к другой, но не касаясь друг друга. Согласно традиции, промежуток между чашами должен быть размером приблизительно с пшеничное зерно. Символика здесь следующая - если чаши стоят слишком далеко одна от другой, вы можете создать карму, отделяющую вас от вашего гуру. Если они слишком близко, есть опасность самодовольства, которое появляется при излишней близости к гуру.
Если есть такая возможность, наливайте в чаши шафрановую воду. Вскипятите воду в чайнике и затем положите небольшое количество шафрана. Накройте чайник салфеткой и дайте воде настояться, пока она не станет темно-оранжевого или темно-красного цвета. Затем перелейте воду в чистый закрывающийся сосуд и охладите ее. Каждый день небольшое количество этой шафрановой воды можно наливать в кувшин, используемый для наполнения чаш. Цвет шафрановой воды в чаше может варьироваться — некоторые учителя считают, что он должен напоминать цвет шампанского, другие же предпочитают воду более насыщенного желтого цвета.
Итак, налейте воду из кувшина в каждую чашу, читая при этом ОМ АХ ХУМ. Струя воды по форме должна походить на пшеничное зерно — сначала тонкая, затем, постепенно утолщаясь, снова сужаться под конец. Постарайтесь наливать воду аккуратно и беззвучно, словно служанка, которая подносит чай царю (а вовсе не так, как бармен наливает пиво из крана!). Вода должна наполнять чашу, не доходя до краев примерно на величину пшеничного зерна, чтобы чаши были полны, но не переполнены. Если ваши чаши недостаточно полны, ваша мудрость будет неполной. Если они переполнены, мудрость будет неустойчивой.
Кроме того, не помешает прикрыть рот хадаком или маской, поскольку, совершая подношения, важно не дышать на них. Также вместо воды можно подносить цветы, благовония, свет и пишу — каждое подношение на своем месте в ряду чаш с водой.
Количество чаш с водой, цветов, свечей и так далее, которые можно подносить на алтаре, не ограничено каким-то определенным числом.
Другие медитации для практики подношения чаш с водой
Разным людям лама Сопа Ринпоче предлагал разные медитации, которые можно мысленно проводить, совершая практику подношения чаш с водой. Могут быть не только разные способы, как подносить чаши, но и разные варианты медитаций.
Если ваши чаши малы настолько, что их можно держат в одной руке, — вот медитация, которая представляет собой способ накопления заслуг и очищения негативной кармы одновременно! Прежде чем поместить чашу на алтарь, держите ее в левой руке и наливайте в нее воду правой рукой. Левая рука символизирует мудрость, а правая — метод. Представляйте, что вы наполняете чашу океаном нектара, и что ваш ум наполнен всеми положительными качествами, в особенности теми, которые вы в настоящий момент стараетесь культивировать. Когда нужно опустошать чаши, тогда чаша, которую вы держите в левой руке, представляет ум, а ткань в правой руке — Дхарму. Выливая воду из чаши, визуализируйте, что все ваши негативные качества — или непосредственно то негативное качество, которое вы стараетесь искоренить, — полностью удаляются из потока ума. Вытирая чаши, представляйте, что вы дочиста протираете свой ум Дхармой. Окуривая чаши, произнесите ОМ АХ ХУМ трижды и представляйте, что ваш ум полностью очищен.
Подобным же образом можно медитировать, представляя, что очищаешь всех живых существ от негатива и наделяешь их всеми добрыми качествами, или что живые существа в каждом из миров получают все необходимое для временного и абсолютного счастья. В таком случае, каждая чаша представляет один из миров, в то время как седьмая чаша представляет промежуточное состояние.
Опустошая и вытирая чаши, можно читать длинную или краткую мантру Ваджрасаттвы, чтобы усилить очищающее воздействие.
Как совершать подношения
«Расширенная практика подношений» (стр. 25) может использоваться вами как основа для совершения вашей расширенной практики подношений.
Чтобы выполнить подношения простым способом, зародите бодхичитту, сложите руки в мудре простирания, произнесите ОМ АХ ХУМ трижды и представьте, что все священные предметы, статуэтки и писания в гомпе, которые являются проявлениями святого ума гуру, принимают ваши подношения. Представляйте, что они испытывают огромное блаженство. Далее думайте, что подношения получает всё поле заслуг, Будда, Дхарма и Сангха, статуэтки, ступы и писания десяти направлений.
Понимая, что все эти священные предметы — проявления гуру, представляйте, что все подношения приняты, и что святой ум гуру испытывает огромное блаженство. Три существенных шага здесь следующие: простирание, подношение и порождение огромного блаженства в святом уме.
После того как вы сделали подношения, посвятите заслуги скорейшему пробуждению всех живых существ.
Удаление подношений
В конце дня опустошите чаши одну за другой (справа налево) и сложите их одну на другую в перевернутом положении или уберите. Никогда не оставляйте пустые чаши на алтаре неперевернутыми. Убирать подношения нужно с осторожностью — водой следует полить растения или использовать в саду, или же убрать туда, где ее не будут перешагивать. Цветы следует выставить где-нибудь в чистом месте вне алтаря. Пищу можно оставить на алтаре на несколько дней и затем съесть, или также убрать в чистое место вне алтаря.
Бели вы предпочитаете съесть пищу, которая подносилась на алтарь, произнесите нижеследующую мантру семь раз, чтобы избежать накопления кармы воровства у Трех Драгоценностей:
ТДДЬЯТХА ИДАМ ПЕНИ РАТНА ПЕМАНИ ПАРАТНА НИ СВАХА
(7 раз).
Затем унесите пищу.