Окончание вседневной вечерни
И великой, совершаемой
Отдельно от утрени
Когда вечерня совершается не на бдении, то она заканчивается следующим образом: на вечерни вседневной (кроме дней Великого поста) после отпустительного тропаря произносится сугубая ектения начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже...», затем после возгласа священника («Яко милостив и человеколюбец Бог еси…», лик: «Аминь») диакон произносит: «Премудрость»; на великой же вечерни возглас: «Премудрость» произносится прямо после тропаря.
Далее порядок и великой и вседневной (кроме дней Великого поста) вечерни одинаков: на возглас диакона: «Премудрость», лик отвечает (поет): «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос, Бог наш...». Лик: «Аминь», «Утверди Боже Святую Православную перу...». Священник: «Пресвятая Богородице спаси нас». Лик: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Ноже, упование наше, слава Тебе». Лик: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит отпуст, после которого лик поет многолетие, т.е. «Великого Господина и Отца нашего... и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета».
Окончание вседневной вечерни
Во дни Великого поста
Во дни великой Четыредесятницы на вечерни, после тропарей: «Богородице Дево», «Слава» – «Крестителю Христов» и проч., читается (как бы вместо сугубой ектений): «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава и ныне» – «Честнейшую херувим...», «Именем Господним благослови, отче». По возгласе священника: «Сый благословен...» читается молитва: «Небесный царю...» и затем произносится священником молитва святого Ефрема I Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 16-ю поклонами (в воскресенье на понедельник – с 3-мя ] поклонами, и после поклонов прямо произносится священником конечный возглас: «Слава Тебе, Христе Боже...»). Затем читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Всесвятая Троице», «Буди имя Господне» (трижды) и весь псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время...». После псалма диакон произносит: «Премудрость». Лик поет: «Достойно есть, яко воистину... и Матерь Бога нашего». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Лик: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит отпуст, после которого лик поет многолетие: «Великого...».
Если в седмичные дни Великого поста случится праздник Благовещения, или святой с полиелеем (25 марта, 24 февраля, 9 марта), или храмовый праздник, и если на эти праздники (накануне этих праздников) совершается вечерня вседневная, то после праздничного тропаря (поимого вместо тропарей: «Богородице Дево», «Крестителю Христов» и проч.) произносится ектения: «Помилуй нас, Боже...» и по ектений прямо: «Господи и Владыко живота моего..» с 3-мя поклонами; затем читаются: «Всесвятая Троице», «Буди имя Господне...» и т.д. до конца.
УТРЕНЯ
Общее содержание утрени
Утреня есть Богослужение, совершаемое утром, в благодарность Богу за истекшую ночь и дарование наступившего дня. По своему содержанию утреня разделяется на три части: в первой – мы исповедуем грехи свои пред Богом и испрашиваем милостей Божиих в предстоящий день (шестопсалмие, великая ектения, кафизмы); во второй – воспоминаем и прославляем священные события или святых угодников Божиих, чествуемых в наступающий день (канон); в третьей – возносим особое славословие Самому Господу (хвалитные псалмы, великое славословие).
Кроме того, в самом начале утрени бывает еще моление о благоденствии царя и благоденствии отечества. Это моление составляет как бы особую службу, предшествующую утрени.
Богослужение утреннее есть продолжение вечернего. Вечерня указывает преимущественно на времена ветхозаветные, времена ожидания Спасителя и пророчеств о Нем; утреня же (особенно воскресная) касается более времени новозаветного, именно: Рождества Христа Спасителя и Воскресения Его из мертвых. (Воспоминание о проповедническом служении и искупительной смерти Спасителя составляет предмет литургии.)
Порядок утрени
Устав утрени находится в гл. 2, 3,4, 5, 7и9 Типикона, в Месяцеслове и Триодионе Типикона, а также в Служебнике, Часослове и Следованной Псалтири.