Важные понятия эсхатологии

1. Суды.

В Библии представлено 8 судов. Один из них был в прошлом, два относятся к настоящему, а пять – к будущему.

1.1. Суд посредством креста.

А) Суд над грехом в мире. Крест осудил грех. Ис.53:6; Ин.1:29, 3:16-19; 2Кор.5:14-19; Евр.2:9; 2Пет.2:1; 1Ин.2:2.

Пользу от смерти Христа на кресте испытают только те, кто верует. Ин.10:11; Еф.5:25-27; 1Ин.2:2; Ин.3:16-18,36.

Б) Суд над верующим. Рим.6:1-10. Греховная природа была осуждена. Власть над грехом и прощение доступны только верующему. Неспасённый человек не имеет божественной силы контролировать свою греховную природу. Он является рабом греха. Иуд.19; Гал.5:24; Еф.4:22-24; Кол.3:9-10.

В) Суд над сатаной. Смерть Иисуса Христа на кресте была судом над сатаной. Сатана больше не имеет власти контролировать человека и управлять им, если только человек сам не позволит ему. Но сатана продолжает контролировать мир и неверующих людей.

1.2. Суд верующего над собой. Евр.12:3-15.

Верующие должны судить собственный грех в свете Писания. Чтобы это происходило в вашей церкви, необходимо обучать людей Писанию. Если верующий не судит сам себя, то Бог будет его наказывать или бичевать. Евр.12:6. Наказание может повторяться неоднократно, чтобы произвести изменения в характере; бичевание будет единичным и очень суровым, чтобы покорить человеческую волю. Господь воспитывает нас для того, чтобы мы не были осуждены. 1Кор.11:31,32.

При воспитании ребёнка наступает момент (около двух лет), когда нужно «сломать» волю ребёнка, в противном случае подрастающий ребёнок принесёт вам много проблем. Бог не ломает нашу волю, но покоряет её.

1.3. Наказание Божье.

Цель Божьего наказания – привести верующего к исповеданию греха, чтобы восстановилось общение с Богом. 1Ин.1:9.

Грех в какой-то степени изменяет характер человека. Когда человек исповедует грех, то характер его меняется, сразу или впоследствии. Да и сама духовная жизнь подразумевает изменение, которое происходит под действием Духа Святого. Иногда, получив прощение от Бога за совершённый грех, человек может пожинать физические последствия греха всю жизнь. У греха всегда есть физические последствия, которые влияют на душевное состояние человека, живущего в грехе. Например, физическим последствием греха может стать СПИД, повлекший за собой смерть. Не нужно думать, что трудные обстоятельства, в которых живёт человек, являются судом Божьим.

Наказывая человека, Бог откроет причину наказания, не будет держать человека в неведении.

1.4. Суд над делами верующих. 2Кор.5:10. (Мы определяли это как Судилище Христово.)

Это не имеет отношения ко греху или спасению. Дела верующего – это то, что он совершил для Христа. На наш взгляд, этот суд будет над тем, как человек использовал свои духовные дары. 1Кор.4:5. Если вы не обучаете людей в церкви тому, что такое духовные дары, тем самым не предоставляя людям возможности их использовать, то вы, как пастор, понесёте за это ответственность.

Для человека очень важно исполнить то, для чего Бог призвал его. «Я взращиваю таких лидеров, которые смогут заменить меня, чтобы во мне не было необходимости, - вот что такое лидерство», - говорит доктор Ф.Шеннон. Если вы не подготовили ни одного человека, который смог бы заменить вас, то вы не исполнили своего призвания.

1.5. Суд над Израилем.

Это произойдёт во время Второго пришествия Христа. Неверующие иудеи не войдут в Царство.Иез.20:33-44. Праведные иудеи воскреснут и получат награды.

Мы должны активно проповедовать благую весть иудеям.

1.6. Суд над язычниками.

Речь идёт о язычниках, которые будут жить во время Второго пришествия Христа, Мф.25:31-36, о язычниках, которые будут дружески относится к своим братьям – иудеям, своим поведением покажут, что спасены, и о неспасённых язычниках, которые будут судимы у Белого Престола.

1.7. Суд над Ангелами.

Сатана и его бесы не будут активно проявлять себя во время 1000летнего царства. Лишь в конце этого царства сатана и бесы будут выпущены на свободу на малое время. Сколько продлится это время? Не знаем, но очевидно одно, - это произойдёт до того, как начнётся вечное состояние человека.

В конце концов, сатана и бесы будут брошены в озеро огненное при последнем суде над грехом, Откр.20:10.

1.8. Суд у Великого Белого Престола.

Это - конечный суд над нечестивыми, над теми, чьи имена не записаны в Книге Жизни. Записать своё имя в Книгу Жизни у Белого престола невозможно. Там нет имён людей, не имевших веры, не рождённых свыше, участь нечестивых – озеро огненное. Заметим, что изначально озеро огненное не было приготовлено для людей. Но из-за нежелания верить в то, что для них сделал Христос, люди обрекают себя на мучения в озере огненном, где испытывают все муки Ада сатана и бесы.

Христос умер на кресте за каждого человека, но не все люди сделали правильный выбор, не каждый поверил в Иисуса, Откр.20:11-15. Причём игнорирование истины тождественно её отвержению.

2. Вечное состояние.

2.1. Промежуточное состояние.

Под промежуточным состоянием мы понимаем состояние человеческой души в промежутке между смертью и воскресением. Причём, те, кто будут восхищены, такого состояния не испытают.

Существует некое место нахождения промежуточного состояния. В Ветхом Завете такое место обозначалось ШЕОЛ, в Новом Завете оно идентично слову ГАДЕС, - место, куда отправляются мёртвые. Ни одно из этих слов не используется для обозначения состояния человека в вечности.

Промежуточное состояние неспасённых полно мук и страданий, Ис.14:9-11; Иез.32:21; Иона2:2. Для спасённого человека промежуточное состояние – мир и блаженство, 2Цр.22:6; Пс.17:5; 115:3. Вспомним Лазаря, пребывавшего в состоянии блаженства в Раю, Лк.23:43 или на лоне Авраамовом, Лк.16:22.

Богач же, находился в Гадесе; воспринимая происходящее всеми органами чувств, богач страдал и мучился. Предположительно, находясь там, человек помнит о своей земной жизни. И в Аду человек будет осознавать, почему находится в этом месте вечных мук.

2.2. Рай.

В Ветхом Завете Раем считались Небеса, Дан.7:9,10.

В переводе с греческого слово “Рай” имеет значение сада с прекрасными, плодоносными деревьями.

До воскресения Христа Раем было конкретное место. В этом месте было хорошее ”лоно Авраамово”, куда отправлялись благословенные мёртвые; остальные отправлялись в место страданий. Их разделяла грань, которую нельзя было пересечь. Люди, находящиеся по разным сторонам, могли видеть друг друга. В промежутке между смертью и воскресением Иисус отправляется в Рай, 1Пт.3:19-20, Еф.4:8-9. Он проповедовал тем, кто на Лоне Авраамовом. После воскресения Христос забрал хороший Рай на Небеса, Еф.4:7-10, туда, где находится сейчас Сам.

2.3. Сон души.

В Писании о смерти верующих говорится как о сне. Ин.11:13; 1Кор.15:51; 1Фес.4:14. Не путайте сон тела в могиле и сон души.

Душа человека не засыпает, но отправляется либо ко Христу, либо в место мучения. Фил.1:23; Лк.23:43; 2Кор.5:9.

Некоторые, ссылаясь на Лк.16:19-25 и 2Кор.5:1-5, считают, что существует промежуточное тело. Мы не знаем, что представляет собой это промежуточное тело, но нам известно, что оно может страдать, а так же переживать мир и покой. Это тело существует до тех пор, пока человек не получит тела для воскресения.

2.4. Ангелы и люди, вошедшие в Вечное состояние.

1) Святые Ангелы.

Эти ангелы смогли устоять перед искушением Люцифера. Они были утверждены в праведности. У этих Ангелов больше нет способности грешить.

2) Падшие ангелы.

Они согрешили вместе с Люцифером, противостали и проявили непокорность Богу. Такие ангелы навсегда будут в озере огненном. Мф.25:41; Откр.20:10.

3) Спасённые язычники Ветхого Завета.

Адам, Енох, Ной, Иов, Мелхиседек и т.д. Все они разделят вечность со спасёнными. Обратим внимание, эти люди разделят со спасёнными вечность, а не Царство.

4) Неспасённые язычники.

В Ветхом Завете большинство язычников были неспасёнными. Они Будут судимы у Великого Белого престола и брошены в озеро огненное. Откр.20:14-15.

5) Язычники в Царстве.

Это люди, которые родятся в период Царства. Те из них, которые спасутся, войдут в Вечное состояние. Если они не будут спасены, их участь – озеро огненное.

6) Язычники, которые не вошли в Царство.

Неспасённым не будет позволено войти в Царство. Они предстанут перед Великим Белым престолом и будут брошены в озеро огненное.

7) Иудеи в Царстве.

Те Иудеи, которые уверуют во Христа, будут спасены и проведут вечность на небесах.

8) Иудеи, не вошедшие в Царство.

Эти Иудеи на момент второго пришествия Христа будут неспасёнными, им не будет позволено войти в Царство.

Они предстанут пред судом великого Белого престола и затем будут брошены в озеро огненное.

9) Иудеи в Церкви.

Те Иудеи, которые спасутся, проведут вечность с Церковью на небесах. Это Иудеи, уверовавшие во Христа в период Церкви, в век благодати.

10) Осуждённые Иудеи.

Эти Иудеи отвергли благую весть и не спасутся. Они предстанут на суде Великого Белого престола и будут брошены в озеро огненное.

11) Все неспасённые люди.

Христос умер за них, но они не приняли Его. Эти люди - погибшие. Они предстанут на суде Великого Белого престола и будут брошены в озеро огненное.

12) Христиане.

К христианам относятся и Иудеи, и язычники, уверовавшие во Христа и спасённые в этой диспенсации.

Они находятся во Христе и будут с Ним вечно. Ин.17:21-23; Еф.4:1-4.

Примечание. Христиане не имеют никакого отношения к Суду Великого Белого престола.

2.5. Различные сферы существования.

В вечности выделяют две сферы. Во-первых – это небеса. Мы не много знаем о небесах. Возникают вопросы относительно нового Иерусалима: является ли новый Иерусалим частью Вечного состояния, переходит ли новый Иерусалим в вечность, сливаясь с ней? Нам ближе то понимание, что новый Иерусалим плавно переходит в Вечное состояние.

Второй сферой существования является место вечного наказания для неспасённых, - озеро огненное. Мф.25:41; Откр.20:15; 21:8,27; 22:11-15.

2.6. Теории о будущем состоянии.

1) Прекращение существование или теория тленности.

Человек, подобно животному, прекращает своё существование в момент смерти.

2) Переселение души.

Учение индуизма, буддизма и джайнизма. Согласно этой теории душа переходит от одного существа к другому, от одного воплощения к другому.

3) Условное бессмертие.

Воскреснут лишь те, кто достоин жизни. Остальные воскрешены не будут.

Некоторые сторонники данной теории верят, что не достойные жизни будут воскрешены, затем пройдут через суд и будут уничтожены.

4) Универсализм.

Все люди будут воскрешены, и каждому будет дарована вечная жизнь на Небесах.

Эта теория не предполагает существование Ада, ведь любящий Бог не будет наказывать людей. Соответственно, человек не несёт ответственности ни перед Богом, ни перед обществом. Церкви нужно быть похожей на мир, тогда приток людей в церкви увеличится.

Основными представителями универсализма являются К.Барт и либеральные богословы. Универсалистское восприятие церкви и Бога надвигается и на Россию.

5) Теория восстановления (примирения).

Согласно этой теории все сотворённые существа (включая сатану и бесов) примирятся с Богом, Фил.2:10-11. По сути, теория восстановления совпадает с универсализмом, за исключением того, что универсалисты не признают существования сатаны и падших ангелов.

6) Чистилище.

Приверженцы этой теории считают, основываясь на сочинении Данте Аллигьери, что смерть Христа стала умилостивлением за грехи человека, совершённые до крещения.

Соответственно, необходимо крестить младенцев, чтобы снять с них бремя грехов.

Грех, совершённый после крещения должен быть искуплен страданиями человека в Чистилище, (Русская православная церковь считает, что это искупление происходит через страдания человека в земной жизни).

Ни один человек не сможет исповедать все грехи, поэтому ему необходимо пострадать за неисповеданные грехи.

Молитвы за усопших и пожертвования церкви способствуют скорейшему переходу умершего из Чистилища в Рай. Эту позицию занимает Римская католическая церковь.

Подобного рода взгляды отрицают написанное в 1Ин.2:2, - Христос есть умилостивление за грехи наши…

7) Нирвана.

Человеческая жизнь угасает в тот момент, когда душа поглощается Божественной природой. Жизнь медленно испаряется, а душа становится частью Бога.

Этот процесс угасания может начаться в земной жизни. Условие этого – отрицание человеком своих желаний.

Эта теория чем-то напоминает Мормонство: отвергни свои желания, следуй правилам церкви и станешь одним из богов…

3. Ад.

Можно много рассуждать об Аде, об ужасном месте мучений… В качестве основной информации достаточно знать девять предлагаемых ниже фактов:

3.1. Грех стал причиной осуждения Богом множества людей и ангелов, только Божий осудительный приговор стал окончательным решением проблемы зла.

3.2. Верою человек должен принять Божье решение этой проблемы, и рассматривать это решение как наилучшее.

3.3. Бог творит всякое дело в совершенной праведности, так как Он - свят. Святая праведность, исходящая от Бога, автоматически уничтожает всё, что ей противоречит. Наличие святости предполагает разрушение нечистоты. Единственная причина, по которой мир ещё существует, - Божья благость, защитная “стена” благодати.

3.4. Бог не наказывает, выражая Своё эмоциональное стремление воздать по заслугам, отомстить, Божье наказание выражает печальное признание Богом того, что иного пути решение проблемы греха не существует, справедливое возмездие за грех – смерть. Не нужно путать понятия о наказании верующего, грех которого юридически устранён Голгофой, и наказание неверующего человека. Бог как Отец, не может не отреагировать на непослушание своего ребёнка, - Он наказывает его, используя разного рода способы воздействия: кому-то достаточно лишь погрозить пальцем, кого-то неоднократно сечь розгами. Цель такого наказания, - исправить непослушное дитя, дисциплинировать его, совершенствовать характер. Верующий знает, в чём провинился, Бог обязательно откроет ему причину наказания.

Всегда нужно помнить, что и дети Божьи живут в мире, полном греха, слёз у них не будет в другой жизни…

Примечание: Есть грех к смерти: Бог забирает человека, чтобы тот прекратил грешить.

3.5. Ад – это не Шеол и не Гадес, поскольку и то, и другое представляют собой места промежуточного пребывания человека, перед озером огненным.

3.6. В Новом Завете самым употребляемым словом, используемым Христом для обозначения вечного наказания, было слово “геенна огненная”, Мф.5:22, 29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Мк.9:43,45,47; Лк.12:5.

3.7. Геенна эквивалентна понятию озера огненного, Мк.9:48; Откр.14:10,11, 14-15; 21:8.

3.8. Озеро огненное так же вечно, как и Небеса. Одно не будет существовать без другого.

3.9. Учение об Аде побуждает человека нести Благую весть миру и жить свято.

4. Новая Земля, Ис.65:17; Откр.21-22.

У нас мало информации о Новой Земле. Будут ли там океаны?..Будет ли она похожа на прежнюю Землю при её сотворении?

Мы знаем, что нынешняя Земля будет уничтожена огнём, 2Пт.3:10-13.

5. Небеса.

5.1. На основании Писания можно говорить о существовании трёх разных Небес.

Первое Небо – атмосферная оболочка Земли, в которой находятся облака, где парят птицы.

Второе Небо наполняют планеты, звёзды; это Небо - жилище ангелов. Можно назвать второе Небо космосом. Пределов космоса до сих пор не обнаружили. Сложно сказать, где заканчивается одна сфера и начинается другая.

Третье Небо - небесное место пребывания Бога.

5.2. Новое Небо, где не будет ночи, Откр.21:1.

5.3. О реальности Небес говорят следующие места Писания: Мф.5:16, 34, 35; 6:1, 9,10, 20; 7:11,21,10:32-33; 11:25; 12:50; 16:17,19; 18:10,14,18-19;21:2523:9,22; 24:35-36; 28:2,18.

5.4. Факт существования третьего Неба подтверждает Павел, 2Кор.12:1-9.

5.5. Характерные черты Небес:

а) все обитатели будут вести благочестивую жизнь, 1Тим.4:8;

б) там будет покой и отдых, Откр.14:13;

в) приумноженное знание, 1Кор.13:8-10,12;

г) святые будут святы, как Бог свят, Откр.21:27;

д) святые исполнят своё служение, служа Богу, Откр.22:3;

е) служение святых Богу будет заключаться в воздаянии славы Богу и поклонении Ему, Откр.19:1.

С понятием небес связаны синонимичные во многом понятия бесконечности и Вечности. Бесконечность – это время, которое не кончается. Бесконечность существует в Вечности. Вечность – это состояние, в котором пребывает Бог, внутри этого состояния находятся ангелы. В Вечности время не прекращается, понятие времени там совершенно другое.

ГлаваIV

Наши рекомендации