Охарактеризуйте канон брахмаизма: веды и толкованияк ним (Брахманы, Упанишады, Араньяки)

Ведическая литература создавалась в течение не менее чем двух тысячелетий. Естественно, что они не могут быть однородными как по стилю, так и по содержанию. Эти старинные устные произведения по традиции называются мантра и составляют одну большую часть вед, другая часть более позднего происхождения представляет собой произведения в прозе и называется Брахмана.
Мантры до нас дошли в виде четырех сборников (самхиты). 1)Ригведа. 2)Самаведа. 3) Яджурведа 4). Атхарваведа.
Эти четыре сборники входят в Самхиту. Значит вся ведическая литература делятся на 4 большие группы: 1) Самхиты, 2) Брахманы, 3) Араньяки, 4) Упанишады.
Поскольку, однако Брахманы имеют своим истоком Самхиты, то относящиеся к ним Араньяки или Упанишады, также примыкают к Самхитам.
Брахманы, т.е. книги, написанные брахманами для брахманов, представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Брахманы являются связующим звеном между самхитами и Упанишадами. В них получили своё дальнейшее развитие некоторые важные категории древнеиндийской философии.
Араньяки - лесные тексты, правила поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты, или отшельнические шалаши чтобы доживать там свой век в философском размышлении об истине и её природе.

Упанишады - тайное знание, это философская часть Вед. Она из себя не представляет философские трактаты, а она есть собрание текстов, сочиненных разными, в основном неизвестными авторами в различное время на разные темы.
Большое место здесь занимают поиски первоосновы бытия, стремление выяснить природу первоначала.

Миманса
Предметом исследования мимансы являлись благочестивые кармические действия людей. Основной практикой в ней является следование всем ведическим ритуалам, строгое следование своей дхарме (предназначение, долг, обязанность) Следование долгу должно было привести к уничтожению кармы и к освобождению (прекращение круговорота рождения и смертей).

Школа мимансы отвергала существование Бога-творца и считала Веды особой священной звуковой сущностью, лишённой каких-либо изъянов. В познании Вед большое внимание уделялось наличию веры, без которой невозможно было получить знания.

Миманса признаёт 6 видов познания

Анумана — логический вывод,

Упамана — сходство-сравнение,

Шабда — авторитет, вера,

Артхапатти — постулирование,

Анупалабдхи — опосредованное,

Пратьякша — непосредственное.

Данное направление признаёт реальность этого мира, а также существование души и богов, о которых человек узнаёт на основании вышеперечисленных источников познания. Согласно мимансе, мир не существует циклично, а создаётся в соответствии с законами кармы, которые управляют миром и затем существует вечно и неизменно, несмотря на некоторые проявления временности в нём.

Веданта.

В отличие от мимансы, где центральное место занимает осмыс­ление ведического ритуала, веданта стремится дать философскую интер­претацию божественному откровению, изложенному в текстах вед. Наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение. Основывается на трактовкевысказываний шрути ("священные тексты" индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) ибрахмане (высшей реальности). Целью бытия веданта считает "освобождение", достижение изначальноготождества атмана и брахмана.

Санкхья.

Санкхья - (санскр.) - одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитетвед) систем индийской философии. Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.). Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа),выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и темпобуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Цельбытия - разъединение пуруши и пракрити,""освобождение"" пуруши (в формеиндивидуальных духовных начал).

Вайшешика.

Вайшешика - одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила - адришта (невидимое).

Локаята.

ЛОКАЯТА — материалистическое учение Древней Индии. В основе учения Л. о бытии лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах к ним прибавляется пятый элемент — эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов; после смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. В некоторых текстах содержится представление об эволюции: одни элементы происходят от др., причем исходным является земля (твердь). Гносеология Л. сенсуалистична: единственно достоверным источником познания признается ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы постольку, поскольку они сами состоят из тех же элементов, что и предметы («подобное познается подобным»). На этом основании Л. отрицала существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и прежде всего бога, души, воздаяния за дела в предшествующих воплощениях, рая и ада и т. п. В текстах нет полной ясности об отношении Л. к др. традиционным в инд. философии источникам познания (праманам) — умозаключению и свидетельству древних авторитетов: то ли Л. отрицала применимость этих двух праман лишь для доказательства реальности трансцендентных религиозно-идеалистических объектов, то ли она вообще не признавала их в качестве самостоятельных средств познания, считая таковым лишь чувственное восприятие (пратьякша). В этике Л. преобладал гедонизм.

Йога.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу.

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)». Также существуют и другие переводы данной сутры.

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик

Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Сансара.

Круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

Карма.

Одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы.

Наши рекомендации