Пение прокимна и чтение Апостола
Пение «Аллилуиа» и чтение Евангелия
При пении «Трисвятого» священник и диакон отходят к горнему месту и, обратившись лицом к народу, начинают приготовлять его, по окончании «Трисвятого», к слушанию апостольского чтения. Диакон произносит: «Вонмем», священник: «Мир всем» (как необходимое условие к надлежащему слышанию Слова Божия). Чтец, стоя против царских врат, отвечает: «И духови твоему», и затем, по возгласе диакона: «Премудрость», произносит прокимен, который и поется трижды на клиросе (точнее: сполна поется дважды, а в 3-й раз – первая половина прокимна произносится чтецом, а другая – поется на клиросе). Если положено петь два прокимна, то первый поется дважды, а второй – один раз.
В воскресные дни поется прокимен воскресный гласа. Если случится в воскресенье двунадесятый праздник Господний, то поется прокимен праздника. Если же случится в воскресенье праздник Богородичный, или нарочитого святого, или отдание праздника, то поется прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз).
В седмичные дни поется или один прокимен дня, или прокимны дня и святого, или один прокимен праздника, причем, когда поются прокимны дня и святого, то в субботу сперва поется (дважды) прокимен святому, а потом (один раз) – дню; а в остальные дни наоборот: сперва – дню (дважды), а потом – святому (один раз).
Прокимны печатаются в конце Служебника и Апостола, а также в Минеи, Триоди и Октоихе.
После пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость»; чтец объявляет, из какого отделения священных книг будет чтение, а затем, – по возгласе диакона: «Вонмем», – совершает самое чтение.
Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам иудейским, куда они были посланы Иисусом Христом (Лк. 10: 1, 8, 9, 17).
За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа народу. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется «Аллилуиа», причем пред пением его, как и пред пением прокимна, диакон произносит: «Премудрость». «Аллилуиа» есть песнь в прославление Господа, возвещающего о пришествии Его на землю. Во время пения «Аллилуиа» (как положено по Уставу; обыкновенно же во время чтения Апостола) диакон совершает каждение; оно служит здесь выражением моления о том, чтобы Господь принял от нас пение, как «воню благоухания» (т.е. чтобы пение было Ему столь же приятно, как приятно людям обонять благовоние), и чтобы Он ниспослал нам благодать Святаго Духа для усвоения умом и сердцем Его евангельского учения.
На литургии в Великую Субботу «Аллилуиа» не поется. Вместо того поется на 7-й глас стих псалма 81: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Стих этот служит припевом к тем стихам псалма, которые читаются чтецом. Во время пения священнослужители переоблачаются из траурных одежд в светлые.
После пения «Аллилуиа» священник, преподав диакону благословение на чтение Евангелия, возглашает: «Премудрость, прости», «Услышим Святаго Евангелия», «Мир всем». Лик поет: «И духови твоему». Диакон объявляет, какого евангелиста будет чтение Евангелия, на пример: «От Матфея Святаго Евангелия чтение». Лик поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Затем, после возгласа священника: «Вонмем», диакон читает Евангелие. Во время чтения пред Евангелием стоит светильник в знак того, что Христово учение есть свет миру. По окончании чтения лик поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник, приняв от диакона Евангелие, поставляет его на престол (за антиминсом) и затем затворяет царские врата. (Теперь, обыкновенно, затворяются царские врата после сугубой ектений.)
Особенности архиерейского служения
Архиерей, облаченный в омофор и изображающий собою Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на рамена свои заблудшую овцу, пред пением прокимна снимает с себя омофор для означения того, что Христос принес овча Свое, т.е. человечество, и предал его Отцу Своему. Кроме того, омофор отлагается еще потому, что наступает время чтения Евангелия; а так как Евангелие изображает Самого Господа, то архиерей слагает с себя одежду подражания и отдает диакону, который держит олофор двумя руками, а при выносе Евангелия для чтения несет его пред Евангелием, входит в алтарь и произносит: «Премудрость, прости», «Услышим Святаго Евангелия», архиерей же: «Мир всем». По прочтении Евангелия архиерей осеняет народ дикирием и трикирием, причем певцы поют: «Ис полла эти деспота», затем осеняет находящихся в алтаре и принимает от протодиакона Евангелие. Осенение служит напоминанием тех приветствий, которые возглашали епископы после чтения пред началом своих бесед.
59. Ектении: сугубая и об оглашенных
За чтением Евангелия следует произнесение сугубой ектений: «Рцем вси...», к концу которой, обыкновенно, на половину раскрывается антиминс. С ектениею сугубою могут соединяться, по требованию обстоятельств, различные особые моления, по случаю, например, общественных бедствий: повальной болезни, голода, мятежа, также об исцелении болящих членов Церкви и т.п. Бывают также особые моления и после сугубой ектений.
Если бывает на литургии особое поминовение кого-либо из умерших, то после сугубой ектений произносится заупокойная ектения.
Далее следует ектения об оглашенных, т.е. о тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, а только готовятся к принятию крещения: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви». Лик: «Господи, помилуй» и т.д. В этой ектений Церковь молится, чтобы Господь огласил оглашенных словом истины, открыл им Евангелие правды, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил их Своею благодатию. Цель этих молений указывается в следующем затем возгласе священника: «Да и тии (т.е. чтобы и оглашенные) с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа...». Пред возгласом священник раскрывает весь антиминс и тем приготовляет его для постановления на нем Святых Даров.
После моления об оглашенных диакон произносит: «Елицы оглашеннии, изыдите... да никто от оглашенных» (т.е. пусть не остается в храме). Этим возглашением заканчивается литургия оглашенных.
В древности после этого возгласа оглашенные принимали благословение от священника и удалялись из храма. Теперь, когда крещение принимается, обыкновенно, в младенчестве, мы не видим в среде своей возрастных оглашенных. Но они. есть и теперь, если не вблизи, то вдали от нас, там, где еще многие не познали Христа Спасителя и где продолжается для их обращения евангельская проповедь Дальность расстояния не должна препятствовать нал. молиться и за этих оглашенных; для христианской любви нет преград в расстояниях и в недостатке личного знакомства. С другой стороны, и из верных никто по совести не может сказать, что он вполне сохраняет верность Христу. Посему, слыша возглас диакона: «Оглашеннии изыдите», должны поразмыслить о своем недостоинстве и усердно молить Господа, чтобы Он удостоил нас неосужденно присутствовать при совершении святейшего таинства Причащения на следующей – третьей части литургии.
Литургия верных
Понятие о литургии верных