Quot;Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же - от Бога" (11:11-12)
Если сатана не может добиться того, чтобы мужчины отвергали Божье Слово или не обращали на него внимания, он пытается добиться, чтобы они его неправильно истолковывали и довели до крайностей, которые не соответствуют намерениям Господа. Чтобы мужчины не злоупотребляли своей властью над женщинами, Павел напоминает им о том, что мужчины и женщины равны и взаимно зависят друг от друга. Власть мужчины над женщиной - это переданная власть, власть полученная, данная Богом для того, чтобы использовать ее для Его целей и таким образом, как это угодно Ему. Мужчина - такое же сотворенное существо, как и женщина, не обладающее внутренним превосходством над женщиною: поэтому мужчина не имеет права использовать эту власть эгоистично или деспотически. Мужской шовинизм не находит подтверждения в Библии, как и феминизм, - и тот, и другой извращают Божий замысел.
Церковь вовсе не угнетает женщин. Наоборот, она была их величайшим освободителем. В греческом и римском обществах большинство женщин мало чем отличалось от рабов. Женщины были собственностью своих мужей, которые часто, в прямом смысле этого слова, покупали и продавали их, как им было угодно. В основном из-за этого бесчеловечного обращения с женщинами феминизм в римской империи получил широкое распространение. Во многих еврейских общинах положение женщины было не многим лучше. Развод стал легким и обычным делом, но подавать на развод имели право почти исключительно только мужчины. Некоторые еврейские мужчины считали женщин существами настолько низкими по своему достоинству, что сочинили молитву (ставшую очень популярной), в которой благодарили Бога за то, что они родились не рабами, не язычниками и не женщинами.
Но во Христе все верующие, и мужского, и женского пола, в Господе, и одинаково находятся под Его властью. В Его труде женщины так же важны, как и мужчины. Их роли отличаются по функции и в том, что касается взаимоотношений, но не по важности или духовности. Ни муж без жены, ни жена без мужа. Мужчины и женщины дополняют друг друга во всех сферах жизни, но особенно в Господнем труде они действуют сообща, как единая бригада, созданная по замыслу Бога. Они служат друг другу и друг с другом. В этом смысле "нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Это равенство поддерживается во многих отрывках из Библии. Например, наш Господь хвалил Марию за то, что она слушала богословские рассуждения. Ее внимание к богословию Он ставил выше той работы, которую Марфа исполняла на кухне (Лук. 10:38-42). Кроме того, женщинам даны духовные дары (1 Кор. 12:7-11).
Начиная с древнейшей истории Божьего народа женщины играли жизненно важную роль в Его труде и служении. Псалмист провозглашал, что "провозвестниц великое множество... а сидящая дома делит добычу" (Пс. 68:12-13), указывая на то, что многие из величайших Божьих работников были женщинами. Сразу же после вознесения нашего Господа около ста двадцати верующих, в числе которых были апостолы и некоторые женщины, собрались в горнице для молитвы (Деян. 1:12-15). Вся последняя глава послания к Римлянам состоит из приветствий Павла, обращенных к различным его друзьям в римской церкви, которых он высоко ценил и хвалил. Среди названных им - восемь почтенных женщин. Он начинает эту главу с того, что дает прекрасную рекомендацию Фиве, представляя ее как "сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской". Апостол просит: "Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому" (Рим. 16:1-2). Среди многих других трудов Фивы была и ее помощь апостолу. Мария, мать Иоанна, называемого Марком, открыла двери своего дома, сделав его местом встреч для иерусалимских верующих (Деян. 12:12), а Лидия сделала то же самое для верующих в Филиппах (Деян. 16:40). Когда Аполлос, "муж красноречивый и сведущий в Писаниях", начал проповедовать в Эфесе, и Акила, и его жена Прискилла "приняли его и точнее объяснили ему путь Господень" (Деян. 18:24-26).
Во многие эпохи и во многих местах именно женщины заботились о том, чтобы церковь оставалась живой; не имея при этом никакой или почти никакой поддержки от мужчин. Многие области, охваченные миссионерской работой, не существовали бы вообще, если бы не избранные Богом женщины. Церковь без благочестивых женщин не может быть сильной и действенной церковью. Мужская власть не делает мужчину независимым от женщины, как и ее подчиненность мужчине не ставит ее в положение, в котором она одна была бы зависимой от него. Ни он, ни она не являются независимыми. Они взаимозависимы.
Бог создал обоих - и мужчину, и женщину. Первая женщина была создана из ребра мужчины, но с того времени каждый мужчина создавался через женщину. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену. И что самое важное, что все от Бога. Мужчины и женщины исполняют различные роли, но обладают одинаковой важностью. В ном - мудрая и великодушная Божья гармония, равновесие: разница в исполняемых ролях при равенстве в том, что касается природы, личности, труда и духа. Бог создал обоих для Своих славных целей.
Женщины не должны быть учителями мужчин. Однако, обычно именно женщины оказывают самое большое влияние на формирование характера мужчины. То, что женщины вынашивают и питают детей, делает невозможным представление о том, что они могли бы быть существами более низкими по своему положению, чем мужчины (I Тим. 2:15). Женщины-матери играют уникальную, незаменимую роль в воспитании и развитии мальчиков - будущих мужчин. Начиная от зачатия и до того, как он станет взрослым, мужчина зависит от матери, которая несравненным и чудесным образом формирует его характер. А когда он становится взрослым, независимо от того, остается ли одиноким или женится, он зависим от женщин гораздо более, чем готов это признать. В браке мужчины не могут быть верны Господу, если они не признают свою зависимость от женщины с любовью и готовностью. Исполняя Божий труд, мужчины не могут быть верны Ему, если они не зависят от тех женщин, которым Бог дал нести ответственность в Своей церкви. Мужчины и женщины в совершенстве дополняют друг друга: один - глава, руководитель, снабжающий всем необходимым, а другая -помощник, товарищ, оказывающий поддержку.