ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ – ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ
Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания
Оглавление
МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
1.ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ – ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ
2.В ХРИСТИАНСКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ "ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШЕЕ" БЫЛО ВОСТОЧНОЕ ИНОЧЕСТВО, – В НЕМ И ХРАНИЛИСЬ ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ
3.ОТЛИЧИЕ ЗАПАДНОГО МОНАШЕСТВА ОТ ВОСТОЧНОГО
4.ВОСТОЧНОЕ МОНАШЕСТВО ХРАНИЛО В СЕБЕ ТАЙНУ НАЧАЛА НОВОГО БЫТИЯ И КОНЕЦ СТАРОГО
5.СОВРЕМЕННОЕ ВОСТОЧНОЕ МОНАШЕСТВО УТЕРЯЛО ТАЙНУ НОВОГО БЫТИЯ, КОТОРАЯ СКРЫВАЛАСЬ В "УМНОМ ДЕЛАНИИ". ЭТИМ ПРИБЛИЗИЛО КОНЕЦ
6.СВ. ОТЦЫ ОПЫТНО ЗНАЛИ ТАЙНУ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОЗДАЛИ О СЕМ ОПЫТНУЮ НАУКУ, НАУКУ О "ТРЕЗВЕНИИ". СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ "ТРЕЗВЕНИЯ" И СУЩНОСТЬ ЕГО ДЕЛАНИЯ
7.СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О "ТРЕЗВЕНИИ" НАЧИНАЕТСЯ С ПОЗНАНИЯ НАШЕЙ "УМНОЙ ПРИРОДЫ" УМЕРЩВЛЕННОЙ ГРЕХОМ В АДАМЕ И УКАЗАНИЯ СРЕДСТВА, ПРИВОДЯЩЕГО К ВОСКРЕСЕНИЮ. ПРОСТОТА, ДОСТУПНОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ СРЕДСТВА
8.СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О "ТРЕЗВЕНИИ" ЕСТЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ТАИНСТВО, РАСКРЫВАЕТСЯ ВСТУПИВШЕМУ НА ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ. СУЩНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ. ПРИЗНАК ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУШИ
9.СВЯТЫЕ ОТЦЫ БЫЛИ ИСКАТЕЛЯМИ СВОЕЙ ДУШИ – УМНОЙ БОЖЬЕЙ КРАСОТЫ, ОБРЕТАЛИ ЕЕ НА ПУТИ УМНОГО ТРУДА. УМНЫМ ТРУДОМ ОБРЕТАЛИ АНГЕЛЬСКОЕ ЖИТИЕ НА ЗЕМЛЕ И ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ
10. ПРИЗЫВ СВ. ОТЦОВ К СТЯЖАНИЮ СВОЕЙ ДУШИ, К СТЯЖАНИЮ БОГА – УМНОЙ МОЛИТВОЙ, УМНЫМ ТРУДОМ
11. СВ. ОТЦЫ НЕ ТОЛЬКО ПРИЗЫВАЮТ, НО И УМОЛЯЮТ НАС УСЕРДНО ПРИНЯТЬСЯ ЗА СЕЙ УМНЫЙ ТРУД – ЗА НЕПРЕСТАННОЕ ПРИЗЫВАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ – СИМ ДЕЛАНИЕМ УМ ОБРЕТАЕТ ДУШУ, А ДУША ОБРЕТАЕТ ДИВНОГО БОГА. ГИМН ИМЕНИ БОЖЬЕМУ
12. О ДУШЕ ИЛИ ОБ "УМНОЙ СУЩНОСТИ" ПО РАЗУМУ СВ. ОТЦОВ. УЯСНЕНИЕ НАШЕЙ "УМНОЙ ПРИРОДЫ", ЕЕ БОЛЕЗНИ, ДАРОВАННОГО БОГОМ ВРАЧЕСТВА И СПОСОБА УСВОЕНИЯ СЕГО ВРАЧЕСТВА
13. О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ "УМНОЙ МОЛИТВОЙ" В МИРУ. УТЕШИТЕЛЬНЫЙ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ПРИМЕР. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ "УМНОЙ МОЛИТВЫ" – "БЕРЕГИ УМ". НАШИ БЛАГОДАТНЫЕ НАСТАВНИКИ ЭТОМУ ДЕЛАНИЮ: ПИСАНИЯ ОТЦОВ И СКОРБИ
14. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПОКАЯНИЯ.СУЩНОСТЬ ПОКАЯНИЯ ПО РАЗУМУ СВ. ОТЦОВ
15. ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА ДУХА НАЧИНАЕТСЯ С ВНЕШНЕГО: ВНАЧАЛЕ ПРИЗЫВАТЬ НЕПРЕРЫВНО ИМЯ БОЖИЕ УСТАМИ
16. НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА СТЯЖАВАЕТСЯ ЧАСТЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ИМЕНИ БОЖИЯ. ПЛОДЫ ПРАВИЛЬНОЙ И НЕПРАВИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ. БЛАГОДАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ УМНОЙ МОЛИТВЫ НА ВСЕГО ЧЕЛОВЕКА
17. УСТНАЯ ЧАСТАЯ МОЛИТВА ПРИВОДИТ КО ВНИМАТЕЛЬНОЙ, ВНИМАТЕЛЬНАЯ – К УМНОЙ И НЕПРЕСТАННОЙ. ОСНОВА ВНИМАНИЯ – СТРАХ БОЖИЙ И НЕСПЕШНОСТЬ В МОЛИТВЕ
18. УМНАЯ МОЛИТВА – ТАЙНА, СОКРЫТАЯ ОТ ВЕКОВ. ДУША – УМНАЯ ХЕРУВИМСКАЯ КОЛЕСНИЦА, НОСЯЩАЯ ТАЙНУ СЛОВА ВО ВСЕХ СВОИХ ТРЕХ ПРИРОДАХ: В ТЕЛЕСНОЙ, УМНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ, И ЭТО ДЕЛО – РАЙСКОЕ
19. УМНАЯ РАБОТА ДУХА: "БЕРЕЧЬ СВОЙ УМ" – ПУТЬ УЗКИЙ И ТЕСНЫЙ, ПУТЬ МУЧЕНИЧЕСКИЙ. СУЩНОСТЬ УМНОГО МУЧЕНИЧЕСТВА
20. УМНАЯ МОЛИТВА – ТАЙНА ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, СОКРОВЕННАЯ ЗАПОВЕДЬ,ВЫСШИЙ ДАР ЛЮБВИ БОЖИЕЙ – ВОСПРИНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО ВЕРОЮ И ПОКАЯНИЕМ И РОЖДАЕТ ВЕЧНОЕ СЛАВОСЛОВИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ НЕБЕСНОГО БОГА
21. ГИМН МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. ПЕСНЬ СВ. СИМЕОНА СОЛУНСКОГО. ПРИКРОВЕННОЕ СЛОВО О СЕЙ МОЛИТВЕ ЕП. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА. ВДОХНОВЕННЫЙ ГИМН – ПРИЗЫВ СВ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
22. УМНАЯ МОЛИТВА – ДРАГОЦЕННЫЙ ЗАЛОГ ЛЮБВИ ХРИСТОВОЙ, ДАРОВАННЫЙ ВОЗЛЮБИВШЕЙ ДУШЕ В УТЕШЕНИЕ В ЕЕ ЗЕМНОЙ ЮДОЛИ СКИТАНИЯ. НАВЕТУЕТСЯ СЕЙ ЗАЛОГ ДРЕВНИМ МЫСЛЕННЫМ РАЗБОЙНИКОМ, ИСКУССНЕЙШИМ И ЗАВИСТЛИВЫМ ВОРОМ. СПАСИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ СВ. ОТЦОВ, КОИМ СОХРАНЯЕТСЯ СЕЙ ЗАЛОГ
23. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ ВИНОВНИЦЕ "УМНОГО ПУТИ" ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ И МАТЕРИ БОЖИЕЙ
ИЗ ДНЕВНИКА СТАРОГО СВЯЩЕННИКА
МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга – плод моего почти сорокалетнего вслушивания в Божественную Симфонию словесных звучаний мыслей святых Отцов Церкви Православной, безсмертных Искателей Умной Красоты. И конечно, это не академическое "исследование" и не богословский трактат о Боге и о путях к Нему. Нет. И еще раз – нет.
Это – священная поэзия, отзвук того вдохновения, каким были объяты Отцы. Это песня сердца об "умном делании", о той Дивной музыке Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой безсмертной Симфонии Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих Писаний.
Диапазон моих голосовых возможностей не велик. Но я пропел искренно, как мог. И если кто пропоет лучше о том же и звучнее, я с любовию покорюсь ему, славословя Дивного Бога в Дивных Святых Своих.
Раскрывая сокровенные мысли Св. Отцов об "умном делании", у меня не было намерения излагать этот предмет в виде системы. Далек я был от этого намерения.
Систематично изложил в простейшей форме с безподобной ясностью благословенный Поэт "умного делания" – Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов.
У него это учение, эта – "наука из наук" и "художество из художеств" изложено в системе – ясно, просто и доступно для всякого, желающего усвоить это делание.
У меня было иное намерение. Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого безконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу – Спасителю нашему.
А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается – при надлежащем умном уходе за ним – в реку живой, умной работы, в "умное делание". И тогда непрестанная молитва не является "скучным механическим занятием", а дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому, что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью, духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому Богу.
Сознать близость присутствия Божия на всяком месте и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия – это и есть тот спасительный момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: "потрясающее благоговеинство", страх и "умная молитва".
Для большего согревания моего намерения я и прибегал к горячим мыслям только тех Отцов, которые и сами были "поэтами умного делания", т. е. жили молитвенным вдохновением. Ибо молитва действительная, живая – есть божественное вдохновение благодати, песня сердца к Богу. Потому вдохновенный Пророк – певец, и сказал: "Пою Богу моему дондеже есмь".
А механическое занятие молитвой есть один из путей, приводящих к этому вдохновению, к этой песне.
Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню – тех, кто около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание.
И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем это чувство – буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится радостная песнь "О Боге Спасе моем".
А это и будет началом вдохновения благодатного, началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и безконечно близкому к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей теплотой Божественной – воспоет Ему гимн славословия вечного.
Эта книга написана не для всех, а только для избранных, она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей "умной красоты", для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием "Умной Потери" – своей души.
Эта книга – духовный синтез моей жизни. Синтез, родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез – есть квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего разума и очень простой и ясной – для верующего сердца.
Путь сердца и привел меня к этому спасительному синтезу: к внутреннему познанию "Умной Красоты" и к обретению пути, ведущему к Ней.
ГЛАВА 1
ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ – ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ
"Вам дано знать Тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах". (Мк. Ч, 11)
Евангелие – внутренняя, Божественная Тайна и воспринимается эта Тайна внутренним, живым чувством сердца. Это живое, внутреннее чувство сердца и есть благодатная опытная вера. Без этого благодатного опытного восприятия Евангелие – в лучшем случае – Божественная "притча", новая христианская мораль, и то лишь до Гефсимании. Такое восприятие внешнего Евангелия бывает не прочно: до первого испытания кричат Ему: "Осанна", а когда бывает потрясение внешней веры, внешнего поклонения, тогда кричат: "распни, распни Его!" или уходят в темную ночь.
Только внутреннее, сердечное восприятие раскрывает Тайны Евангелия и привлекает сердце к нему неотторжимо.
"В меру жития бывает восприятие истины" – сказал великий наставник умного монашества – св. Исаак Сирский.
В меру внутреннего очищения раскрывается Евангелие. Сердце очищается внутренним подвигом покаяния. Очищенным сердцем воспринимается Евангелие. Потому Господь и сказал Свое первое слово грешному и неверному миру: "Покайтесь и веруйте в Евангелие".
Первая заповедь Нового Завета – Покаяние. Без покаяния Евангелие, благодатная жизнь – недостижимы. Только покаянием грешная душа входит в новую, благодатную жизнь. Покаянием душа обретает благодатную веру: в труде очищения сердца оживают внутренние чувства, которыми душа и воспринимает внутреннюю духовную жизнь, воспринимает Евангелие. А это и есть благодатная вера.
Грех каменит сердце, мертвит, умерщвляет его нежные органы чувств, воспринимающих духовную, благодатную жизнь; потому "внешним", пребывающим в грехе, Тайны Царствия Божия не даны, они для них недоступны. Для "внешних" христианство дано во внешних притчах: в вещественном, в видимом.
Но они видя – не видят его. Слыша – не слышат и Сердцем не разумеют.
Только на пути внутреннем, на пути очищенного сердца, раскрываются его тайны. Путь внутренний есть путь благодатного покаяния. Благодатное покаяние есть внутреннее изменение всего жития и телесного, и мысленного. "Начальный момент покаяния – есть рождение свыше" в новую, благодатную жизнь. Без этого рождения не бывает и новой жизни. Момент рождения и покаяния вводит в новую благодатную жизнь – в жизнь покаяния, очищается сердце и оживает для восприятия Евангелия, для восприятия Новой, благодатной жизни. Евангелие есть благодатная, божественная жизнь, жизнь Божьего чуда. Сердце, очищенное покаянием, воспринимает эту новую жизнь, воспринимает как чудо, живым чувством, реальным ощущением воспринимает "уповаемых вещей извещение", воспринимает благодатную жизнь веры. Ожившее сердце живет новым воздухом духовной жизни – воздухом Покаяния.
Обманывает себя тот, кто живет плотолюбными вожделениями, пребывает в сласти плотолюбия и думает, что пребывает в духовной жизни христианина. Это путь – самообмана, путь "льстящий в похотях плоти". На нем не обитает Дух Божий. Это не путь Евангелия. На нем нет очищения от мертвящего греха, а потому и нет восприятия жизни духовной. Только на пути отрешения от плотолюбного жития, на пути покаяния, душа обретает благодатную веру в живых чувствах сердца. В другом месте благодатная вера не обретается. Живой верой сердца, т. е. живым чувством, душа человеческая обретает духовную жизнь, духовное бытие и в нем утверждает свою временную значимость. В кратком моменте времени, в точке земного бытия, определяет направленность своей воли для необъятной деятельности в вечности. В подвиге покаяния и живой опытной веры душа человеческая утверждает свое бытие в Божественном, входит в круг этого бытия и "содействующей благодатью восприемлет обожение и соделывается Света причастницей и общницей Божества независтно"(Канон Причастный, Молитва, 7).
"Ибо верующему все возможно", – сказал Господь. И кто обрел сей путь и подвигом умной воли преодолел внешнее, плотолюбное житие, как соблазн, оградился верою от сего обольстительного "древа познания добра и зла" и свободно устремился внутреннейшей мыслью и чувством к внутреннему, сокровенному, умному деланию покаяния – и в труде внимая к своему житию непрестанно просит, трезвенно ищет едва приметный путь Божий и смиренно стучится болезнующим сердцем в Дверь Милосердия – тому ответят, он обретет и ему отверзутся двери сокровенных тайн Царствия Божия.
И сия сокровенная, духовная, внутренняя жизнь Божия обретается душами не внешними. И обретается деланием сокровенным, внутренним. А самое "делание" обретают немногие: лишь те, кто вступил на путь отрешения от владений "невещественных, мысленных" – от мечтаний и вожделений и взыскал внимание к своим помыслам.
"Сии отрешенные принадлежат к чину христиан более внутреннему" – по слову Св. Макария Великого (Слово 1 гл 9), принадлежат к иному роду христианскому. О них сказала Родоначальница этого рода – Пресвятая Дева, указуя на преп. Серафима: "Сей – рода нашего".
Они и есть носители этого рода – иного. Носители живой Веры Божьей – многодейственной, чудотворящей. Они – живые носители Живого Бога.
Они и есть верою прозревшие и опытно познавшие сокровенные Тайны Царствия Божия.
ГЛАВА 2