Утверждают, что [все следствия] — это зависимые явления, так же как и достижение освобождения, и что два независимых явления свободны от причин и следствий
Общее определение явлений-следствий дано в следующей цитате:
Что такое явления-следствия? [К ним относятся] все зависимые явления, а также те виды прекращения, которые обретают путем анализа.
Обычно следствием называют все зависимые явления, а также прекращение путем анализа или совершенный покой — свободу от клеш, обретаемую применением пути противоядий. Пространство и виды неаналитического прекращения (два независимых явления) считаются свободными от причин и следствий, потому что для них не существует никаких причинно-следственных связей. Поскольку они ничем не созданы, нет и создавших их причин или условий; поскольку они вне времени, у них нет способности производить следствие.
Развившиеся [следствия] возникают [от] последней [причины]; собственные — от первой; следствия, согласующиеся с причиной, — [от] третьей и пятой; порожденные [следствия] — от второй и четвертой.
Каковы причины пяти следствий? Развившиеся следствия возникают от развивающих причин (упомянутых последними в разделе о причинах), потому что развившиеся следствия — это следствия неблагого или загрязненного благого.
Собственные следствия — это следствия порождающих причин (первой из шести разновидностей причин), ибо они являются следствиями, которыми обладает собственник. Собственные следствия — это просто неомраченные, собственные [явления]. Однако [порождающие] их причины не просто не омрачают, но еще и порождают следствия. Например, пять сознаний, в том числе сознание глаз и т. д., — это порождение порождающих причин десяти чувственных элементов. Точно так же окружающий мир — порождение порождающих причин действий.
Следствия, согласующиеся с причинами, возникают от причин одинакового исхода (третьих) и вездесущих причин (пятых), потому что сходны с этими причинами.
Следствия, порожденные человеком, возникают от вместерожденных причин (вторых) и сопутствующих друг другу причин (четвертых). Поступки, или действия, человека есть не что иное, как его собственная природа, а следствия — это он сам. Точно так же движущие силы причин — это сами причины, а следствия — это тоже [вместерожденные и сопутствующие друг другу причины]. Если тщательно это проанализировать, [можно понять, что] следствия, порожденные человеком, могут порождаться и причинами одинакового исхода, и вездесущими, и порождающими причинами.
II. 2.3.1.1.2.4. Четыре условия
За исключением порождающей причины, пять [остальных] причин — это причины-условия. Ум и умственные события, порождающие следствия, которые возникают немедля, — это непосредственные [условия]. Явления, которые могут быть объектами шести сознаний, — это объективные условия. Явления, не препятствующие возникновению, — это исходные условия.
Четыре условия объясняются в сутрах.
Условиями-причинами называются все [вышеупомянутые] причины за исключением порождающей: вместерожденные, сопутствующие друг другу, одинакового исхода, вездесущие и развивающие. Все они действуют как порождающие условия, способствуя порождению соответствующих следствий. Порождающие причины не считаются условиями-причинами, поскольку независимые явления входят в категорию порождающих причин. Таким образом, отнесение порождающих причин к этой категории противоречило бы утверждению, что условиями-причинами являются [только] зависимые явления.
Сопутствующие друг другу непосредственные условия — это ум и умственные события, которые немедленно вызывают собственные следствия. Когда [предшествующий ум или психические факторы] прекращаются, сразу возникают новые (по сути такие же, а не относящиеся к иному согласующемуся виду) и не прерываемые сходными [умом и умственными событиями] согласующегося вида.
Объективные условия — это зависимые и независимые явления, которые могут быть объектами шести сознаний (таких как [сознание] глаз и других). Например, чувственный элемент формы — это объективное условие, которое соотносится с сознанием глаз.
Исходное условие — это любое явление, которое не препятствует возникновению зависимого явления, отличающегося от самого себя. Исходное условие и порождающее условие, которое упомянуто выше, подразумевают наличие друг друга. К этой категории условий принадлежит больше явлений, чем к какой-либо другой.