Юные на жизненном распутье. И семейная, и монашеская жизнь благословенны

И семейная, и монашеская жизнь благословенны

Геронда, что отвечать юношам и девушкам, которые спрашивают, стоит ли монашеская
жизнь выше, чем жизнь семейная?

— Прежде всего следует дать им понять, каково предназначение человека и в чём смысл его жизни. Затем следует разъяснить юным, что оба начер­танных нашей Церковью пути благословенны, поскольку если выбравшие их живут по Богу, то оба этих пути мо­гут привести в Рай. Предположим, что два человека от­правляются в паломничество. Один идет по наезженной дороге, другой — по тропинке. Однако оба идущих име­ют одну и ту же цель. Бог радуется первому и любуется вторым. Дело станет худым [лишь] в том случае, когда тот, кто идет по тропинке, станет осуждать в своем серд­це того, кто идет по шоссе, или наоборот.

Хорошо, чтобы те юные, кто задумывается о монаше­стве, знали, что назначение монаха очень велико. Назна­чение монаха в том, чтобы стать Ангелом. «В жизни иной, на Небесах, мы будем жить как Ангелы», — сказал

Юные на жизненном распутье. И семейная, и монашеская жизнь благословенны - student2.ru 20 Юные на жизненном распутье

Христос саддукею1. Поэтому некоторые очень любочест-ные юноши и девушки становятся монахами и начина­ют жить ангельской жизнью уже в жизни земной.

Однако не следует думать, что все поступающие в монастырь спасутся лишь потому, что они стали монаха­ми. Каждый человек даст Богу ответ за то, освятил ли он избранную им жизнь. В любой жизни необходимо любо-честие. Бог не творит людей предопределёнными к пре­успеянию или к неуспеху. Тот, у кого нет любочестия, не преуспеет сам какой бы путь он ни избрал. Тогда как человек любочестный преуспевает, где бы ни оказался, поскольку с ним пребывает Божественная Благодать. Не­которые семейные люди живут очень добродетельно и освящаются. Если глава семейства любит Бога, если его влечёт божественное рачение, то духовно он может весь­ма преуспеть. Кроме того, такой человек наделяет своих детей добродетелями, создаёт добрую семью и получает от Бога двойную мзду.

Поэтому каждый юноша должен иметь перед собой следующую цель: подвизаться с любочестием и без душев­ной тревоги — так, чтобы освятить избранную им жизнь. Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усер­дием постарается стать добрым главой семьи и жить свя­то. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в мо­нахи, но усердно старается стать монахом хорошим. Пусть взвесит свои силы, примерится к тому, какая жизнь ему по плечу, и в соответствии со сделанными вы­водами идёт по избранной дороге, К примеру, если де­вушка видит, что у нее не хватает сил стать монахиней, ей следует смиренно попросить Бога: «Боже мой, я чело­век слабый и жить как монахиня не смогу. Пошли мне

1 См. Мф. 22, 30.

человека, чтобы он мне помогал [, мы вступили в брак], я создала добрую семью и жила духовно». В этом случае Бог её не оставит. Если, выйдя замуж и создав добрую семью, она будет жить по Евангелию, то Бог не спросит с неё ни­чего больше.

Конечно, есть такие юные, от которых Бог не требу­ет многого. Однако из любочестия они берут на себя мно­гий подвиг и, выбирая монашескую жизнь, приносят Ему больше [того, что Он от них ожидает]. Такие люди увен­чаются двойными венцами. То есть если кто-то, имея склонность к семейной жизни, от многого любочестия за­хочет пожертвовать всем и встать на путь жизни мона­шеской, то это приводит Бога в великое умиление. Одна­ко такому человеку следует внимательно следить, чтобы его побудительные причины были очень чисты: он не дол­жен поступать так от гордости. Если человек соблюдает это условие, то Бог рассеет все его трудности.

Наши рекомендации