Миф и культура. Современное мифотворчество
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА
Е.А. ЗАХАРОВА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Нижний Новгород 2006
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.
УДК 008 (075.8)
ББК 71.01
З-382
Е.А.Захарова. Культурология: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2006. – 79 с.
Пособие предназначено для подготовки к экзамену по дисциплине «Культурология» для студентов всех специальностей вечернего отделения НГЛУ им. Н.А.Добролюбова. В пособие включены учебная программа и материалы для самостоятельной работы.
Составитель Е.А.Захарова, канд. ист. наук, доцент
Рецензент В.М. Строгецкий, проф., зав. кафедрой культурологии, истории, русской литературы и древних языков.
Издательство ГОУ НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2006
Захарова Е.А., 2006
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, т.к. культура выступает мощным фактором социального развития, играет все большую роль в формировании и укреплении гражданского общества, раскрытии творческих способностей человека и т.д. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления. Этим во многом объясняется значимость освоения такой специфической отрасли знания как культурология.
Цель курса «Культурология» - дать студентам представление о культуре как о достаточно сложном, многогранном и противоречивом социальном феномене; познакомить их с рядом достижений мировой культуры, показать соотношение культуры и религии, сформировать у них представление о культурно-историческом процессе человечества как единстве и многообразии культур мира, охарактеризовать процесс становления и трансформации культурологических представлений в России и за рубежом.
Задачей данного курса является подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире с позиций культуры, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей учитывая сведения, полученные в ходе изучения этого курса.
В данное пособие вошли материалы для самостоятельной подготовки по учебному курсу «Культурология», предназначенному для студентов всех специальностей. В нем представлены следующие темы: миф и культура, современное мифотворчество; мировые религии и культура (буддизм, ислам, христианство); отдельные этапы истории русской культуры.
Пособие предполагает обязательную работу с дополнительной информацией, найденной студентами самостоятельно. Это позволит им получить комплексное и системное представление об основных закономерностях развития теории и истории культуры.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
тема 1. Культурология как наука: общие понятия.Возникновение новой науки. Структура культурологии: теория культуры, история культуры, социальная культурология. Содержание термина «культура». Классификация культуры Э.С.Маркаряна. Определение понятия «культура». Субъект и объект культуры. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Функции культуры.
тема 2. Эволюция представлений о культуре в западноевропейской литературе с античности до конца XIX в.Представление о понятии культура в античности. М.Т.Цицерон. Средневековые представления о культуре. Изменение представлений в Новое время – взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка. Просвещение и культура: взгляды С.Пуфендорфа, Вольтера, Ж.Ж.Руссо. Взгляды представителей немецкой классической философии – И.Канта, Ф.В.Шеллинга, Ф.Гегеля. Материалистический взгляд на культуру – представления Л.Г.Моргана, Э.Б.Тейлора, К.Маркса и Ф.Энгельса.
тема 3. Основные культурологические школы XX в. Общественно-историческая школа. Взгляды О.Шпенглера («Закат Европы», цивилизационный подход к истории, 8 культур в истории человечества), А.Тойнби («Исследования истории», 13 цивилизаций, движущие силы истории – творческое меньшинство, ведущее за собой пассивное большинство). Натуралистическая школа. Взгляды З.Фрейда (исследование подсознательного, главная предпосылка культуры – неудовлетворенное влечение, либидо, вытеснение), К.Г.Юнга («коллективное бессознательное», культурные архетипы, типология характеров), Б.К.Малиновский («Научная теория культуры»).
тема 4. Основные культурологические школы XX в. (продолжение) Социологическая школа. Взгляды Т.С.Элиота («Заметки к определению культуры», роль творческой элиты), П.А.Сорокина (три типа культуры, теории социальной мобильности и социальной стратификации), А.Вебера («Принципы социологии, истории и культуры», три процесса истории). Символическая школа. Взгляды Э.Кассирера («Философия символических форм», человек живет в символическом мире), К.Леви-Строса (идеализация первобытных народов).
ТЕМА 5. Русская общественная мысль XIX–XX вв.Русская общественная мысль 30–50-х гг. XIX в. Взгляды славянофилов – И.В.Киреевский (Россия издревле была носителем истинного христианства), А.С.Хомяков (истинное христианство утвердилось именно на русской почве, но обществу необходимо переустроиться на новых началах). Взгляды западников – К.Д.Кавелин (три этапа органического развития России), А.И.Герцен (раскол русской культуры можно преодолеть лишь крестьянской революцией). Русская общественная мысль второй половины XIX в. Взгляды С.М.Соловьева (Россия - образец христианского государства, 13 обществ-цивилизаций).
ТЕМА 6. Русская общественная мысль XIX– XX вв. (продолжение)Русская общественная мысль второй половины XIX в. (продолжение). Взгляды Б.Н.Чичерина (социологическая трактовка всемирной периодизации). Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского («Россия и Европа», теория культурно-исторических типов). Взгляды В.С.Соловьева (исторический и типологический аспекты смысла истории). Марксистская теория культуры Г.В.Плеханова (место России между Западом и Востоком). Культурологическая мысль 20–50-х гг. XX в. – взгляды Н.А.Бердяева (тема свободы, «Русская идея»), Г.П.Федотова («Россия и свобода», формы взаимодействия России с Западом), И.А.Ильина («Русская идея» – идея православного христианства).
ТЕМА 7. Культура и религия.Особенности рассмотрения религии и культуры. Религия, ее функции. Типология мировых религий. Компоненты религии: религиозное сознание, культ, церковь. Соотношение религии и культуры. Историко-генетический, онтологический, аксиологический, гносеологический, психоаналитический и культурно-антропологический подходы. Проблемы религии в СССР. Воздействие религии на общество. Роль религии и культуры в развитии общества и цивилизации.
ТЕМА 8. Культура и религия. (продолжение)Духовный механизм мировых религий. Понятие «осевого времени». Понятие духовности. Религиозный принцип социальной организации. Типы отношений мировых религий к обществу. Религия и социокультурная интеграция. Мировые религии и государство.
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Миф и культура. Современное мифотворчество
Мифы являются составной частью культуры. Знания мифов необходимы для более полного раскрытия многих исторических, литературных, искусствоведческих сюжетов во многих культурах. Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Также обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф - это вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Мифологическому мышлению с первобытности свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, «теоретический» и «практический».
Мифы прошли несколько стадий своего развития – тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Магия уже предполагала наличие у человека абстрактного мышления – на этом этапе божества принимают человеческий облик (Богиня-мать, культы умирающих и воскресающих божеств природы).
Процесс создания мифов, т.е. мифотворчество не завершилось в древности, а получило новое качественное развитие. С развитием рационалистического мышления, изменением научной картины мира современное мифотворчество связано с материалами естественных или гуманитарных знаний.
Прежний миф включал в себя и науку, и искусство. Современный миф рождается в трех сферах - в науке, в области популяризации знаний и в сфере собственно искусства. При этом оно не захватывает, разумеется, всю науку или все искусство. В искусстве активным натурфилософским и социальным, прогностическим мифотворчеством захвачена научная фантастика. В тех областях науки, где господствуют доказательные рассуждения, миф возникнуть не может. К.А. Тимирязев выделял три этапа в научном исследовании: в начале интуиция и догадка, затем доказательство и, наконец, эксперимент. На двух последних этапах мифу места нет.
Современный миф рождается, вырастая из научного знания в той области, где точное знание кончается, в области догадок, сомнений. Он обязательно включает и будущее, точнее, он ориентирован в будущее, как прежний миф был ориентирован в прошлое.
Вообще наука по отношению к современному мифу выполняет двойную роль: с одной стороны, она помогает его рождению, участвует в его создании, с другой - сразу же, не успел миф по-настоящему родиться, начинает работу по его разрушению. Искусство тоже не только помогает рождению мифов нашего времени, но и получает из мифов огромный запас образов, ибо те образные модели действительности, которые рождаются в мифах, используются затем в искусстве, начинают жить в нем в ином качестве.
Однако отношения между наукой, искусством и новым мифом в тех областях, где этот миф формируется, этим не ограничиваются, и общая картина оказывается довольно сложной. Ведь рождаясь в недрах искусства и науки, формирующийся миф практически от них неотделим. Современный миф, сохраняя немало общего с древней мифологией (общей является задача создания модели мира и одновременно «модели поведения»), вместе с тем значительно от него отличается. Он не только не поглощает науку и искусство, как это было в древнем мифе, но весьма ограничивает сферу своей деятельности. Ему, безусловно, нет места там, где господствуют «доказательные рассуждения», он вынужден поселиться в области полузнания, в области веры и сомнения. А это приводит к тому, что современный миф приобретает новое свойство - он становится вероятностным. Такова функция любого мифотворчества - оно не врет, но и не говорит правду. Его дело - заменить то, в чем мы уже начали сомневаться, чем-либо более для нас приемлемым.
Основной чертой современной мифологии является ее «промышленный» характер. Современный миф создается также как автомобиль, телевизор и т.п. - по предварительному проекту, в условиях производственной дисциплины, с использованием изощренной техники. Мифологические построения включают несколько обязательных повторяющихся приемов: 1) игнорирование реальности – идет ли речь о прошлом или настоящем; 2) стремление избегать свидетельства первоисточников; 3) произвольный выбор критериев для оценки результатов деятельности властей.
В настоящее время примером подобного мифа служит «удвоение ВВП». При правильной политике оно вполне реально, поскольку для его удвоения за 10 лет требуется среднегодовой прирост всего на 7,2 процента, что неоднократно достигалось во многих странах - в том числе и в нашей стране. Возможны и более высокие темпы роста, хотя при неправильной политике столь же возможно и отсутствие роста. Однако удвоение ВВП само по себе не может служить стратегической целью для России уже потому, что для достижения нынешних стандартов жизни развитых стран нам необходимо увеличить ВВП в 8-10 раз. Иначе говоря, надо лет 30 развиваться темпами, дающими удвоение каждые 10 лет. Однако власть не решается начать честный разговор с народом ни о масштабах и длительности предстоящей работы, ни о ее возможной социальной цене, ни об условиях реализации таких достижений. В результате неплохо придуманный лозунг превращается в очередной миф.
Выделяют 4 группы современных мифов:
1) мифы политической и общественной жизни, которые создаются, главным образом, политиками и журналистами;
2) мифы этнической и религиозной самоидентификации - например, различные мифы о России и православии, их прошлом и современном состоянии;
3) мифы, связанные с нерелигиозными верованиями - например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.;
4) мифы массовой культуры, и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни.
Для XX века большое значение приобретает политический (идеологический) миф, ведущий к сакрализации государства, «нации», «расы», и т.д., что с наибольшей полнотой проявилось в идеологии фашизма. Причем он оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как «нация», «народ» и др. Почти все идеологии, реализуемые на практике, превращались в мифы - к ним можно отнести и мифологический национализм (великая история и славное прошлое государства как лозунги). Любая идея, ставшая мифом, становится инструментом подавления личности (фашистская Италия, Германия, СССР). Такие идеологические мифы предназначены, прежде всего, для защиты тоталитарных режимов.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой. Во время «перестройки» считалось, что нужно просто отбросить обветшавшие мифы и строить новый мир без иллюзий и лжи. Однако крах тоталитарной мифологии не привел к демифологизации общественного сознания, а стал мощным стимулом нового мифотворчества. Подпиткой современного мифотворчества являются социальное расслоение, этнические конфликты, локальные войны и террористические акты, ложь и бездействие политиков. Это выливается в массовую доверчивость ко всякого рода слухам и скандальным разоблачениям (конец света, глобальное потепление, тотальная коррупция в высших эшелонах власти и т.п.).
Буддизм и культура
Основателем буддизма стал Сиддхартха Гаутама, принц из племени Шакьев, родившийся приблизительно в 563 г. до н. э. близ Гималаев, рядом с границей Непала, а умерший где-то между 486 и 473 гг. до н.э. С его именем связано множество легенд. Согласно этим преданиям, отец, горячо любивший сына, стремился оградить его от темной стороны жизни, от волнений, суеты и неурядиц. Узнав о существовании болезней, старости и смерти в 29 лет, Будда задумался над причиной человеческих страданий и покинул родной дом в поисках ответа на этот вопрос. Через 7 лет странствий и строгой аскезы, с помощью которой он пытался найти ответ, на него снизошло просветление, когда он сидел под деревом познания бодхи. После этого он и получил свое имя - Будда (Просветленный истиной) и начал проповедовать новое учение.
Основу учения буддизма составляют так называемые «четыре благородные истины»:
1. Жизнь есть страдание.
2. Имеется причина страданий, заключающаяся в жажде жизни,
наслаждений.
3. Возможно избавление от страданий.
4. Имеется путь, ведущий к избавлению от страданий.
Это - так называемый восьмеричный путь Будды, поскольку он состоит из восьми этапов: 1) правильная вера (понимание четырех благородных истин); 2) правильное устремление (решимость действовать в соответствии с этими истинами); 3) правильная речь (отказ от лжи, клеветы, брани); 4) правильное действие (совершение поступков на пользу ближним); 5) правильная жизнь (ненанесение вреда живому); 6) правильное усилие (постоянное преодоление суетных мыслей); 7) правильное внимание (отрешение от всех мирских привязанностей); 8) правильное сосредоточение (достижение внутреннего спокойствия и полной невозмутимости).
Прошедший восьмеричный путь Будда достигает нирваны - особого бытия, где нет рождения и смерти, где господствуют покой и невозмутимость. Нирвана - это освобождение от кармы и выход из колеса рождений.
Достичь нирваны мог только монах, посвятивший всю свою жизнь этой великой цели. Человек, поднявшийся до восьмой ступени пути, становился архатом, святым, достигал просветления и видел всю иллюзорность мира, жизни и смерти, добра и зла. После этого он мог уйти дальше, уже без возврата, или остаться на земле, показывая пример другим людям. Именно так и поступил Будда, посчитавший необходимым показать им путь к свободе.
Учение о жизни-страдании стало очень привлекательным для большого числа людей, т.к. спасение не зависело от принадлежности к высшей касте, а было результатом только собственных усилий. Буддизм приобрел популярность еще и потому, что он выбирал средний путь, путь умеренности, избегая крайностей аскетизма. К тому же совсем не обязательно было стремиться к достижению нирваны в течение одной жизни. Достаточно было соблюдать несложные моральные нормы, помогать общине, и это закладывало условия для обретения нирваны в одном из следующих перерождений. Наконец, буддизм выступал против сложных ритуалов, местных вероучений, религиозной и политической разобщенности. Буддизм широко внедрился в индийскую культуру еще и потому, что легко приспособился к особенностям местных культов, впитав в себя культы наиболее влиятельных индийских божеств.
Буддизм распространялся постепенно. Царь Ашока в III в. до н.э. принял его в качестве официальной идеологии. В средние века буддизм превратился в одну из мировых религий, но распространялся уже в основном за пределами Индии - в Китае, Японии, Бирме, Тибете. Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. В этих сооружениях нашли отражение и ранее существовавшие архитектурные традиции, и народная мифология, соединившаяся со сказаниями и легендами о жизни, подвигах и перевоплощениях Будды (джатаках). Сам образ Будды в ранних буддийских памятниках не получил образного воплощения. Он воспроизводился только через ряд символов - колесо закона; ланей, слушающих его проповедь; слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям.
Буддизм никогда не был единым и цельным религиозным учением, в нем всегда имели место разногласия между различными школами и направлениями. Это и привело в конечном итоге к разделению буддизма на два основных направления, которое произошло на рубеже I-II вв. Так появился буддизм хинаяны(малая колесница, узкий путь), сохранивший без изменения ценности ортодоксального раннего буддизма, и буддизм махаяны (большая колесница, широкий путь), более понятный и доступный большому числу последователей.
Махаяна пыталась преодолеть один из главных недостатков хинаяны - элитарность, когда спасение было уделом исключительных по интеллекту и духовным качествам личностей. Для этого было пересмотрено учение о нирване, достигающейся только личными усилиями, то есть основа ортодоксального буддизма. Это было сделано философом-богословом Нагарджуной(ок. II в.), сказавшим о невозможности достижения нирваны слабым и грешным человеком, которому нужен более легкий путь. Да и метафизическая, основанная на этике без богов религия была не очень понятна простым людям. Именно так Будда из человека, открывшего людям истину, превратился в бога, и над его предполагаемыми останками выросли ступы, а в храмах появились его статуи. На севере страны - массивные, крепкие фигуры, передающие земной образ проповедника. На юге - более утонченное изображение Будды, стоящего с поднятой правой рукой, ладонь которой обращена к зрителю (жест, означающий защиту и покровительство), не просто созерцающего, но защищающего людей.
Так образ его становился конкретным, а понятие «будда» - расплывчатым. Будд становилось все больше и больше. Так называли и старых брахманских богов, и богов тех народов, которые приняли буддизм, и святых-архатов, достигших просветления. Все они составляли пантеон буддийских богов, который в традициях индийской культуры был достаточно велик. Затем была проведена некоторая систематизация будд, и в махаяне выделились главные объекты поклонения - основатель учения будда Шакья-Муни; грядущий будда Майтрейя, которому суждено сменить Шакья-Муни на престоле правителя мира; миросоздатель Ади-будда; властитель рая будда Амитабха и т.д. Их изображения также помещались в храмах, причем достигали высокой степени совершенства. В них отражен индийский идеал красоты, не только мужской, но и женской - зрелой, чувственной, пышно сложенной женщины, воплощенной в образах якшини (древних божеств, принятых в буддийский пантеон).
В махаяне была также изменена концепция нирваны - абсолютного небытия. Появляются представления о рае и аде как местах, где душа получает воздаяние за земную жизнь. В аду ждали пытки тех, кто нарушает законы Будды. В раю, в блаженной стране Сукхавати, в неге и удовольствиях пребывали праведники. Их душам предстояло только одно последнее воплощение на земле, после чего они либо уходили в нирвану, либо становились бодхисатвами(канонизированные архаты, существа, преодолевшие в себе жажду существования и достигшие нирваны, но пожелавшие остаться в мире, чтобы помогать людям). В таком виде буддизм приобрел большую популярность и проник в Среднюю Азию, Китай, Корею, Японию, Тибет, Центральную Азию.
Несмотря на то, что буддизм возник в Индии и оказал на ее культуру огромное влияние, преодолеть главное препятствие для своего распространения - кастовый строй - он не смог. Поэтому время расцвета буддизма в Индии сменяется его упадком, и он постепенно покидает страну. Универсальность и гибкость буддизма позволили ему распространиться по всему миру. Он оказал огромное влияние на культуры народов Юго-Восточной Азии, Тибета, Китая, Японии. В культурах этих стран буддизм выразил себя в многообразных художественных направлениях, в различного рода боевых искусствах. Так, чань-буддийские монастыри в Китае были одновременно художественными и спортивными школами. А чайные церемонии, эстетика живописи и литературы, искусство разбивки парков и садов, кодекс самурайской чести «бусидо» в Японии - все это является выражением идей дзэн-буддизма - японского варианта этой религии.
В Индии же буддизм уступает место индуизму – новой религии, ставшей результатом соперничества буддизма и брахманизма, приспособившей традиционные ценности индийской культуры к новым условиям.
Ислам и культура
Население Аравии в VII веке жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства, и в этом процессе одним из средств объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала новая мусульманская религия, ислам. По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху, во множественном числе -«муслимун»).
Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, выходец из обедневшего рода хашим. Он родился около 570 г. в Мекке, рано осиротел, был пастухом, приказчиком, сопровождавшим торговые караваны. Мухаммед жил в то время, когда отчетливо наметился упадок караванной торговли, поскольку торговые пути переместились на восток, к сасанидскому Ирану. Кочевники начинают терять доход от караванной торговли, переходить к оседлому образу жизни, что еще больше усилило потребность племен в объединении. Когда Мухаммеду было около сорока лет, в 610 г. он и стал выразителем этого нового духа. Согласно преданию, ночью на горе Хире, где уединился Мухаммед, к нему обратился Аллах и заставил его повторять слова священной книги. Мухаммед начал проповедовать те истины, которые открыл ему Аллах, а свод этих истин назвал Кораном (т. е. «знанием»). Так было положено начало новой религии, ставшей фундаментом новой культуры. После переселения в 622 г. вместе с небольшой группой последователей из Мекки в Медину Мухаммед становится не только проповедником, но и правителем.
Полностью оригинальной религией ислам считать нельзя. Очевидно его родство с другими монотеистическими религиями - христианством и иудаизмом, от которых он заимствовал многие основные положения и догмы. Ислам и не отрицает это. Поэтому в Коране традиционные арабские верования переплетаются с легендами и мифами Библии, иудеи и христиане остаются для мусульман «людьми писания», данного богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммеда. Считается, что истинное учение, дарованное Богом через этих пророков, было искажено людьми. Поэтому требовались новые пророки, которые должны были исправить ошибки. Так и появился Мухаммед, который донес людям истинную веру во всей ее чистоте.
Ислам признает также существование ангелов и злых духов (джиннов), которые тем не менее оказываются злыми далеко не всегда и всецело подчинены Аллаху. Ислам верит, что история имеет конец, и в последний день мира должно произойти воскрешение мертвых, причем их земные дела получат соответствующую оценку. Признает ислам также рай и ад для праведников и грешников соответственно. Аллах наделяется антропоморфными чертами: он любит или ненавидит людей, гневается на них или прощает их. Но главные черты Аллаха - это абсолютное величие и абсолютное могущество, что соответственно и предполагает безоговорочную покорность.
Основу вероучения ислама составляют его так называемые «пять столпов»:
1) вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда;
2) ежедневная пятикратная молитва - намаз;
3) ежегодный пост в месяц рамазан - ураза;
4) обязательная милостыня, налог в пользу бедных - закят;
5) паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни - хадж.
Следует сказать, что в определенных случаях допускается смягчение этих требований к верующему. Например, пост может быть отменен для больных, соблюдать его нужно только от восхода до захода солнца и т.д..
При этом, чисто религиозной догмой является только первая, остальные касаются моральных и обрядовых предписаний. Так, с самого начала развития ислама определился приоритет развития исламского права (шариата) над догматикой.
Один из важнейших принципов ислама - строгий монотеизм. Этот принцип был направлен в первую очередь против многобожия многочисленных арабских племен. Он также направлен также против христианских догматов троичности божества и боговоплощения. Культ Аллаха включает в себя признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного Бога, от которого зависит жизнь и смерть всего живого. Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Культ Аллаха становится основой мусульманского фатализма - идеи предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. Жизнь человека - не более чем пушинка в руках Бога, единственного безусловного и самоценного в мире. Бог не может воплотиться и не воплощается в человеке, у него нет Сына. Иными словами, между Аллахом и человеком существует бесконечное расстояние, и воля Аллаха бесконечно превосходит по своей мощи человеческую.
Сила Аллаха может воплощаться только в мусульманской общине - умме, которая становится общностью всех правоверных. Принадлежность к ней выше, чем деление на расы, роды, племена. Мусульманская культура практически не признает замкнутости, пропагандируя принцип социальной мобильности. Человек может быть рожден рабом, но случай, дарованный ему Аллахом, сделает его эмиром или султаном. Но в то же время умма контролирует жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, предписывая должное поведение, и в случае необходимости делает его воином ислама для защиты этих ценностей. Воспитанию необходимого для этого фанатизма (каждый мусульманин должен быть готов умереть в священной войне - джихаде с неверными) способствовали намаз; культивировавшееся чувство превосходства над неверными; экономические рычаги (разница в налогообложении).
Единственность и абстрактная всеобщность Аллаха, его вечное существование влечет за собой и невыразимость его внешнего облика. В этих условиях любое изображение божества воспринимается как покушение на религию. Не менее святотатственным представляется мусульманину также изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу, поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что коренным образом повлияло на искусство арабского Востока.
Постепенно слово «ислам» стало служить обозначением всего того мира, где действуют законы Корана. В этом смысле «дар аль-ислам» («обитель ислама») противопоставляется другой области, называемой «дар аль-харб». Последняя считается «территорией войны», которая в перспективе должна быть превращена в «обитель ислама», и средством такого превращения служит «джихад». Как и христианство, в своих принципах ислам отрицает национальные различия, и основой разделения людей служит религиозный признак. Но здесь ислам существенно отличается от христианства. Признается три статуса существования человека: 1) «правоверные», т.е. мусульмане; 2) «покровительствуемые», т.е. иудеи и христиане в мусульманском мире; 3) многобожники, отношение к которым двойственно: они должны быть либо истреблены, либо обращены в мусульманство.
Ислам содержит достаточно конкретные указания, касающиеся принципов и механизмов государственного правления. Все верующие, независимо от своего общественного положения, считаются равными перед Аллахом и, следовательно, перед светским законом. В исламе нет церкви в том смысле, как она понимается в христианстве, и между Богом и человеком нет посредников. Поэтому государство должно быть светским, но, поскольку законодательная власть принадлежит только Корану, власть оказывается одновременно и гражданской, и религиозной. Руководитель мусульманской общины совмещает в себе функции административного, военного и духовного лидера. Причина этого парадоксального взаимоотношения религиозного и светского в исламе заключается в том, что между догматикой, ритуалом, религией и правом нет непроницаемых границ. Но именно эта особенность породила серьезные трудности в процессе дальнейшего развития исламской культуры - трудности, связанные с расколом «обители ислама» на различные религиозно-политические группировки, по-разному понимающие сущность и формы осуществления духовной власти. В 657 г. ислам распался на три основных направления - суннизм, шиизм и хариджизм.
Суннизм (от «ахл ас-сунна» - люди традиции) наиболее многочисленное направление. Сунниты являются сторонниками халифата, т.е. такой формы государственной власти, которая осуществляется халифом - членом общины, выбираемым авторитетными мусульманами, причем халиф должен обязательно принадлежать к роду Мухаммеда (роду курейш).
Шиизм(от «ши’ат Али» - партия Али) считает, что верховная власть может принадлежать только прямым потомкам двоюродного брата и зятя Мухаммеда - Али ибн Абу Талиба. Признаваемая шиитами форма государственного правления называется имаматом (от араб. «имам» - буквально «образец», «модель», затем «авторитетный учитель», «светский и духовный глава общины - уммы»). В шиизме имам понимается как первосвященник, наследник миссии Мухаммеда, обладатель тайного знания.
И, наконец, хариджитысчитают, что главой общины (уммы) может быть избран любой ее член. В численном отношении это направление незначительно.
Для суннитов источником веры помимо Корана является также и Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда, для шиитов она не является авторитетной. Расколовшись практически с самого начала своей истории на суннизм и шиизм, ислам продолжал дробиться и дальше, до сих пор придерживаясь точки зрения, что любой мусульманин может высказывать свое мнение по вопросам религии, лишь бы оно не противоречило Корану и Сунне. Так появилось множество сект и направлений, сыгравших значительную роль как в истории арабского халифата, так и в европейской истории, например, знаменитая секта ассасинов (убийц, наводивших ужас на весь цивилизованный мир того времени). Из возникших внутри ислама течений наибольшее влияние на художественную культуру оказал суфизм - мусульманский мистицизм, до сих пор пользующийся большим уважением в исламском мире. В основе его лежал аскетический идеал, презрение к земным благам, стремление к мистическому слиянию с Аллахом. Внешне это находило свое выражение в ношении грубого плаща из овечьей шерсти - суфы, давшего название всему движению. Суфии отказывались от обязательных для всех мусульман обрядов и условностей (намаз и прочие), а заменяли их обрядом радения (коллективным молением с хождением по кругу) - зикром, который должен был способствовать слиянию с божеством, мистическому экстазу. Разные направления суфизма достигали этого как экстатическим трансом (например, доводя себя песнями и плясками до исступления), так и глубоким внутренним сосредоточением. Это был единственно подлинный путь познания Бога, так как ни разумное постижение его законов, ни строгое выполнение предписанных обязанностей не могли привести к желаемому результату.
Путь любви и мудрости, который проповедовали суфии, давал им возможность достичь полной гармонии с абсолютом, добиться при этом полной власти над своим телом, мыслями и чувствами, создать в себе свой рай, ибо Коран утверждал, что «кто знает себя, тот знает Бога». Идеи суфизма находили свое воплощение как в многочисленных философских и богословских сочинениях (теоретиком суфизма был аль-Газали), так и в поэтических произведениях (рубаи Омара Хайяма).
В результате арабских завоеваний новая религия вышла за пределы Аравийского полуострова и устремилась на восток и на запад. В ходе этой экспансии она столкнулась с культурой стран, где еще в глубокой древности сложились центры мировой цивилизации. Прекрасные города, украшенные дворцами и храмами, статуями и другими произведениями искусства, становились на первых порах источником военной добычи. Со временем мусульманские завоеватели соединили свою религию с духовными и художественными ценностями покоренных ими народов и развили свою собственную культуру. Этот процесс сопровождался активной исламизацией завоеванных народов. Язычники, покоренные мусульманами, обычно были уже подготовлены к принятию единобожия собственным развитием, они с охотой принимали ислам, отказываясь от своих племенных богов. Христиане, иудеи и зороастрийцы поощрялись к принятию ислама экономически - мусульмане платили единственный налог-десятину - ушр, а немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог - харадж (до двух третей урожая) и подушную подать - джизью.
Языком новой формирующейся культуры с самого начала стал арабский язык. Поэтому процессы арабизации протекали неразрывно с ходом исламизации. Арабский язык был языком Корана, так как священная книга мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. И все мусульмане, независимо от своего происхождения, были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке. Кроме того, знание арабского языка давало многочисленные преимущества, так как он был средством общения и официальным языком на территории арабского халифата. Это способствовало распространению языка, а также его развитию - арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился в официальный язык ученых и философов. А воинственные бедуины стали покровителями наук и философии, меценатами, способствующими развитию искусства, и, особенно, литературы. Практически все халифы, эмиры, султаны стремились прослыть таковыми. Но из городов арабского мира крупнейшими центрами науки и искусства были Багдад, Каир, Кордова, Севилья, Гранада. Там жили и работали не только мусульманские ученые, поэты и философы, но и христианские и иудейские, приезжавшие учиться у арабов, отличавшихся в то время веротерпимостью и духом свободы.
Родившись из сочетания собственного доисламского прошлого и традиций других цивилизаций, культура арабов добилась больших самостоятельных успехов во многих видах искусства и художественного творчества. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства.