Древнетюркское мировозрение и мифология.
Тенгрианство.
До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки имели древнюю религию – тенгрианство.
Тенгрианство - религия, основанная на вере в Создателя (возникла в конце II - начале I тыс. до н.э.). Существуют параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо».
Культ Тенгри - это культ Голубого неба - небесного Духа-хозяина, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары — Тэнгри, алтайцы - Тенгери, турки - Танри, якуты - Тангара, кумыки - Тэнгири, балкаро-карачаевцы - Тейри, монголы – Тэнгер. Все они едины в одном – это мужское божественное начало, Бог-Отец. Он - творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.
Особенность тенгрианства - выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из них воспринималась как видимая и невидимая.
Невидимый небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба - Тенгри. К небесной зоне относили светлых божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем - куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.
Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы: хозяевами гор, лесов, вод и других объектов, а также духами умерших камов. Они управляли видимым миром. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали общественные жертвоприношения.
Нижний, подземный мир, невидимый, являлся местом злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. Он также был многослоен, был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира.
Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек был кровно заинтересован этом. Все ритуалы, обряды, праздники - были согласованы с природными ритмами (времени, сменой времен года и перемещения небесных тел). Новый Год начинался весной – праздник Наурыз.
Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан — верховное божество; божества: Жер-су, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. Рождением людей ведала Умай - олицетворение женского начала, а их смертью - Эрлик, «дух подземного мира».
Почитаемым древними тюрками был культ предков-героев. Тюрки верили, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из источников энергии души был дух предков.
Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений.
Почитание предков у тюрков нашло выражение в их тотемическом отношении к Волку (Бозкурт) - гаранту бессмертия тюркского народа.
Именем Голубого неба - Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. Каган почитался как сына Неба. От Тенгри зависело все, после смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.
По представлениям древних тюрков, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств. В остальное время божества находились по своим ярусам на небе, а духи в основном в горах.
В тюркской религии было много культовых обрядов. Культ огня у тюрков был связан с верой в его могущественную очистительную силу от зла. С культом огня связан погребальный обряд тюрков - обычай сожжения умерших. Среди глубоко почитаемых объектов природы у тюрков был металл - железо, из которого ковали оружие. Хунны первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа.
В X веке исторически сложились политические условия тесного взаимодействия тенгрианства и ислама. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: Суфизм как ветвь ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые, смягчающие элементы в восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, был ввергнут в невиданные до того религиозные конфликты. Восприятие Тенгри в целом не противоречило восприятию Аллаха.
Свод древних обычаев тюрков - Ясаи предписания Корана и сунны:
1. В защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей;
2. Обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное;
3. Предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан - к братству Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, - ко всем, поклоняющимся Аллаху);
4. Обязывали богатых людей помогать бедным;
5. Провозглашали собственником земли государство (понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще).
Вместе с тем, ислам в Степи получил тюркскую модификацию на основе преемственности культурных традиций тенгрианства.
Древнетюркское мировозрение и мифология.
В рамках мифологического сознания возникает представление о сверхъестественном бытии. Возникают мировоззренческие мифы о происхождении мироздания и человека (о творении космоса из хаоса, о конце света, о сотворении первочеловека, о героях, о происхождении природных и космических циклов и т.д.).
Л.Н.Гумилев отмечал наличие у древних тюрок четкого мировоззрения, которую они противопоставляли культуре Китая, Ирана, Византии и Индии. Древние тюрки создали своеобразную модель мироздания.
Картина мира тюрков включает в себя:
- преставление Пространства и Времени;
- морально-нравственные ценности;
- экологические принципы взаимодействия с Природой;
- способы существования с другими народами и духовного освоения мира.
Мировоззренческие принципы древних тюрков сохранились в духовной сокровищнице тюркских народов. Сегодня тюрками называют народы, языки которых входят в тюркскую языковую семью.
Кочевой образ жизни определял особенности древнетюркского мировоззрения. Если мир земледельца ограничивался территорией сельской общины, то перед кочевником лежала бескрайняя степь. Психологический тип тюрков сложился под влиянием присущего им образа жизни и пространственных ощущений.
Согласно верованиям древних тюрков, герои попадают то в нижний, то в верхний, небесный миры и благополучно возвращаются в мир людей. Таким образом, три космических уровня сообщаются между собой. С этим были тесно связаны религиозные воззрения, пережитки которых сохранились в обычаях современных тюркских народов.
Время воспринималось древними тюрками как последовательная смена поколений. Для каждого человека важно было знать свою генеалогию. Часто прародителем считали определенного культурного героя, историческую личность, животное (волк). Древность рода определяла социальную значимость его представителей. Например, Кюль-тегин начинает свою родословную со времен сотворения мира.
Для точной датировки того или иного события использовался заимствованный у китайцев звериный цикл, в котором каждый год соответствовал какому-нибудь животному. Широко было распространено гадание по внутренностям животных. Восприятие времени было тесно связано с преемственностью поколений и с хозяйственным объектом - животными, короткий жизненный цикл которых разворачивался на их глазах.
Каждая веха в жизни человека сопровождалось совершением особых обрядов. Но время для человека не заканчивалось с уходом из земной жизни, оно продолжалось уже в потусторонней жизни. Для жизни в ином мире рядом с покойником размещали разные, необходимые для хозяйства полезные вещи. Древнетюркский обычай ставить на могиле каменное изваяние умершего и совершение перед ним жертвоприношений говорит о том, что со смертью человек незримо присутствовал среди живых, являясь их заступником перед Тенгри. Верили, что дух умершего может воплощаться в птиц и животных.
Через память о предках, через предания о великих богатырях и военных сражениях история органично входила в жизнь человека. Традиция предписывала древнему тюрку жить в гармонии с Природой, чтить предков, соблюдать обычаи своего народа.
Древним тюркам было присуще осознание этнической и культурной идентичности. Для восстановления целостной картины древнетюркской духовной культуры необходимо объединить усилия фольклористов, этнографов, культурологов, лингвистов, философов и археологов, занимающихся проблемами истории и культуры тюркских народов.
Контрольные вопросы:
1. Что включает в себя культ Тенгри?
2. Как выглядит картина мира древних тюрков?
4. Какая главная особенность тенгрианства?
СРС:
1.Как выглядит Невидимый небесный мир, согласно тенгрианства?
2. На чем основаны мировоззренческие принципы древних тюрков?
СРСП:
История, вероучение и культ тенгрианства. Реферат.
ГЛОССАРИЙ
На русском языке | На казахском языке | На английском языке | |
Тенгрианство | Тенгрианство | Tengrianism | |
Обозначение доисламской и добуддистской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствовал культ Тенгри — обожествлённого неба, а также одного из современных направлений в неоязычестве. | |||
Праздник Наурыз | Наурыз мейрамы | Nauryz Holiday | |
Праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов, является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.. | |||
Жер-су | Жер-су | Jer-su | |
Богиня, олицетворяющая землю и воду. | |||
Умай | Умай | Umai | |
Богиня, олицетворение женского начала, хранительница семейного очага. | |||
Эрлик | Эрлик | Erlik | |
Дух подземного мира | |||
Суфизм | Суфизм | Sufism | |
Эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями. | |||
Куль тенгри | Куль тенгри | Cult Tengri | |
Культ Неба зародился в Центральной Азии не раньше конца II тыс. до н. э. и не позднее V—III в. до н. э. Его сближают с аналогичными представлениями древних китайцев (Небо-Тянь в конфуцианстве), хунну (чинли) и древних шумеров (Dingir). | |||
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2011 г. |
Дополнительная литература
1. Апанасенок А.В. Религии народов мира. Учебное пособие. - М, «Альфа-М»: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
2. Есим Г. Основы религоведения. Учебник. - Алматы, «Білім», 2011 г.
3. Иванов Ю.Н. Религии мира. Православие. - Минск, «Книжный дом», 2009 г.
4. Роковский В., УстменкоД. Религиоведение: хрестоматия. РиД. Феникс 2009. – 320 с.
5. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2009 г.
Интернет ресурсы
1. Атеизм и религии. (http://www.ateism.ru/)
2. Государство и религия.(http://www.state-religion.ru/)
3. Мир религий. (http://www. religio.ru/)
4. Народы и религии мира(http://www.cbook.ru/peoples)
5. Религия в светском обществе. (http://www.religion.sova-center.ru/)