Условия перемирия
Ибн Исхак передает рассказ аз-Зухри: «Потом курайшиты послали к Посланнику Аллаха Сухайля ибн Амра из Бану Амир и сказали ему: «Иди к Мухаммаду и заключи с ним перемирие с обязательным условием, что он не войдет в Мекку в этом году. Ей-богу, пусть арабы не говорят, что он вошел в Мекку против нашей воли». Сухайль ибн Амр пришел к Пророку и тот, увидев его, идущего к нему, сказал: «Курайшиты хотят заключить мир, если послали этого человека». Ибн Амр подошел к Пророку, стал с ним разговаривать. Разговор затянулся, и оба пошли на уступки. Потом они заключили перемирие.
Когда дело было закончено, оставалось только составить текст соглашения, Омар ибн аль-Хаттаб взбунтовался, пошел к Абу Бакру и сказал: «О Абу Бакр! Разве он не Посланник Аллаха?» Абу Бакр ответил: «Да, он — посланник!» Аль-Хаттаб спросил: «А разве мы не мусульмане?» Абу Бакр ответил: «Да, мы — мусульмане». Аль-Хаттаб спросил: «А разве они не язычники?» Абу Бакр ответил: «Да, они — язычники». Аль-Хаттаб спросил:
«Так почему же мы позволяем унизить нашу религию?» Абу Бакр сказал: «О Омар! Не переступай ему дорогу! Я свидетельствую что он — Посланник Аллаха!» Омар воскликнул: «Я тоже свидетельствую, что он — Посланник Аллаха». Потом пошел к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! Разве ты не Посланник Аллаха?» Пророк ответил: «Да, Посланник». Омар спросил: «Разве мы не мусульмане?» Пророк ответил: «Да, мусульмане». Омар спросил: «А разве они не язычники? » Пророк ответил: «Да, язычники». Омар спросил: «Так почему же мы позволяем унизить нашу религию?» Пророк ответил: «Я — раб Аллаха, Его посланник и никогда не нарушу Его приказа, и Он никогда не оставит меня». Омар говорил: «Я давал садаку, постился, молился, отпускал рабов на свободу, пытаясь оправдаться, боясь за свои слова, сказанные тогда, хотя я хотел тогда лишь добра».
Потом Пророк позвал Али ибн Абу Талиба, да возвеличит его Аллах, и сказал: «Пиши: «Именем Аллаха, милостивого и милосердного!» Сухайль сказал: «Я этого не знаю. Пиши просто: «Во имя твое, о Боже!» Посланник Аллаха сказал: «Пиши: «Во имя твое, о Боже!» Али написал это. Потом Пророк сказал: «Пиши: «Это договор между Мухаммадом, Посланником Аллаха, и Су-хайлом, сыном Амра...» Сухайль сказал: «Если бы я верил, что ты Посланник Аллаха, я бы не боролся с тобой! Поэтому укажи просто свое имя и имя отца твоего». Пророк сказал: «Пиши: «Это договор между Мухаммадом, сыном Абдаллаха, и Сухайлом, сыном Амра. Они договорились прекратить войну между людьми на десять лет, в течение этого времени люди будут в мире и не будут нападать друг на друга. Кто придет к Мухаммаду из курайшитов без разрешения своего опекуна, будет им возвращен; а кто придет к курайшитам из находящихся вместе с Мухаммадом людей, то курайшиты не возвращают его. Между ними все взаимные оскорбления прекращаются. Не должно быть ни воровства, ни предательства. Кто пожелает заключить договор с Мухаммадом, заключает его с ним; а кто пожелает заключить договор с курайшитами, заключает его с ними». Тогда взбунтовались хузаиты и сказали: «Мы находимся с Мухаммадом в союзнических отношениях, у нас с ним договор». Взбунтовались Бану Бакр, говоря: «Мы в союзе с курайшитами. Ты вернись назад в этом году и не входи в Мекку. В следующем году мы уйдем из города, ты войдешь в город и пробудешь в нем три дня; а оружие всадники — мечи — должны быть в ножнах: без этого в него не входи».
Пока Пророк и Сухайль ибн Амр составляли текст договора, пришел Абу Джандаль, сын Сухайла ибн Амра, закованный в железные оковы — он прибежал к Посланнику Аллаха. Сподвижники Посланника Аллаха отправились в поход, будучи уверенными в победе из-за видения, которое явилось к Пророку. Когда увидели, что заключается перемирие и им придется вернуться и какую ношу на себя принял Посланник Аллаха, среди людей начались волнения и чуть было не погубили всё. Когда Сухайль увидел Абу Джандаля, подошел к нему и ударил по лицу, схватил его за шиворот. Потом сказал: «О Мухаммад! Дело было уже улажено между мной и тобой, пока не пришел этот». Пророк ответил: «Ты правду сказал». Потом Сухайль стал поднимать Абу Джандаля за шиворот, тащить его, чтобы вернуть к курайшитам. Абу Джандаль стал кричать во весь голос: «О мусульмане! Неужели меня вернут к язычникам, чтобы заставить меня отречься от своей религии?!» Это еще больше усилило недовольство людей. Пророк сказал: «О Абу Джандаль! Терпи и покорись! Аллах найдет для тебя и таких, как ты, облегчения и выход. Мы заключили с курайшитами договор, взяли на себя обязательства перед ними, как и они. Мы не нарушим свои обязательства перед ними». Омар ибн аль-Хаттаб подскочил к Абу Джандалю и пошел рядом с ним, говоря: «Терпи, о Абу Джандаль! Ведь они язычники: убить одного из них — все равно, что убить собаку». Одновременно Омар подсовывал ему свой меч. Омар потом говорил: «Я хотел, чтобы Абу Джандаль взял меч и ударил им отца своего». Но он слишком любил своего отца, и дело этим закончилось.
Когда был написан текст договора, его засвидетельствовали несколько человек из мусульман и язычников: Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн аль-Хаттаб, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Абдаллах ибн Сухайль ибн Амр, Саад ибн Абу Ваккас, Махмуд ибн Маслама, Микраз ибн Хафс, который был тогда язычником, Али ибн Абу Талиб, который умел писать и написал текст договора. Таким образом, у Пророка был нарушен порядок совершения паломничества. Но он во время молитвы надевал одежду паломника - ихрам.
Когда закончилось подписание договора, Пророк пошел к жертвенным верблюдам и совершил обряд жертвоприношения. Потом сел и сбрил волосы на голове. Как сейчас я узнал, его брил Хираш ибн Умаййа ибн аль-Фадл аль-Хузаи. Как только люди увидели, что Посланник Аллаха совершил обряд жертвоприношения и обрил голову, они тоже поспешили совершить обряд жертвоприношения и обрить головы.
Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Муджахида, со слов ибн Аббаса, который рассказывал: «В долине аль-Худайбия одни люди обрили головы, а другие — постригли, Пророк произнес: «Аллах милостив к обритым». Люди сказали: «А к постриженным, о Посланник Аллаха?» Он повторил: «Аллах милостив к обритым». Его спросили: «А к постриженным, о Посланник Аллаха?» Ответил: «И к постриженным». Спросили: «О Посланник Аллаха! Почему милость только обритым, а постриженным — нет?» Он ответил: «Они не сомневались».
Абдаллах ибн Абу Нуджайх говорил: «Мне рассказал Муджахид со слов ибн Аббаса, что Пророк во время похода в аль-Худайбию среди других подарков подарил Абу Джахлю верблюда, в носу которого было серебряное кольцо, чтобы этим рассердить язычников».
Аз-Зухри рассказывал: «Потом Пророк уехал оттуда, возвращаясь назад, и когда находился между Меккой и Мединой, была ниспослана сура «аль-Фатх»: «Истинно, Мы помогли тебе победить верной победой, для того, чтобы Аллаху простить тебе прежние и последующие грехи твои, завершить милость свою тебе и наставить тебя на путь прямой». Далее содержится рассказ о нем и его сподвижниках до упоминания принятия присяги. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые присягают тебе, — присягают Аллаху: рука Аллаха поверх их рук; кто поступил вероломно, тот вероломно поступит только против себя самого; а кто честно исполнит то, в чем дал клятву Аллаху, тому Он даст великую награду». Затем упомянул тех кочевых арабов, которые к нему не присоединились. Когда Пророк призвал их выступить в поход вместе с ним и они замедлили с ответом, Всевышний сказал: «Арабы, оставшиеся дома, скажут тебе: «Мы были озабочены нашими стадами, нашими семьями» и до слов: «Когда вы выступите в поход, чтобы захватить добычу, они, остающиеся дома, скажут: «Позвольте нам идти с вами!» Они хотят изменить слова Аллаха. Скажи: «Вы не можете идти вместе с нами, как сказал Аллах это еще раньше».
Далее Аллах сказал: «Аллах доволен теми верующими, которые под деревом дали клятву верности тебе: Он знал, что было в сердцах их, и за это ниспослал им покой, вознаградил их близкой победой и большой добычей, которую они взяли. Аллах силен, мудр. Аллах обещал вам, что возьмете большую добычу, и скоро доставил ее вам: Он отклонил от вас руки этих людей, чтобы это было знамением для верующих и чтобы Ему повести вас по прямому пути. И другое, чего вы не смогли сделать, Аллах уже устроил: Аллах может сделать все». Потом Аллах говорит о том, что это Он удержал Пророка от сражения с неверными после победы над ними, то есть теми из них, которые были схвачены и от которых Аллах избавил Пророка. Далее Всевышний сказал: «Он сам отклонил от вас руки их, и ваши руки от них в долине мекканской, после того, как дал вам победу над ними. Аллах видит, что вы делаете». Потом Всевышний сказал: «Они те самые, которые не веруют и не допускают вас к запретному месту поклонения и не дают привести жертвенных животных к месту жертвоприношения».
Ибн Исхак добавил: «Если бы верующие мужчины и верующие женщины, которых вы не знаете, не были перемешаны с ними; если бы на вас не посыпались, при вашем незнании обвинения с их стороны...»
(Ибн Хишам сказал: «Мне передали, что Муджахид сказал-«Этот аят был ниспослан относительно аль-Валида ибн аль-Валида ибн аль-Мугиры, Саламы ибн Хишама, Аййаша ибн Абу Рабиа, Абу Джандаля ибн Сухайля и других им подобных».)
«В то время как неверные в сердцах своих питают злобу — злобу времен неведения (имеется в виду Сухайль ибн Амр, который разозлился, не желая написать: «Именем Аллаха, милостивого, милосердного» и что Мухаммад — Посланник Аллаха), Аллах ниспослал свой покой посланнику своему и верующим, обязал их произносить слово благочестия, — они больше других имели право на это и были достойны его».
«Аллах исполнил свое обещание, данное Пророку в видении, что «войдете в запретное место поклонения, с позволения Аллаха, в безопасности, обрив свои головы или постриженные: у вас не будет страха». Он знает, чего вы не знаете». (То есть видение Посланника Аллаха о том, что он войдет в Мекку в безопасности, не боясь.)
«И сделал кроме этого близкой победу» [т. е. договор в аль-Худайбии] (48:10—27). Аз-Зухри говорит: «Это была самая большая победа, достигнутая за все время в исламе; была война, воевали друг с другом. А когда установилось перемирие, прекратилась война, люди стали доверять друг другу, встречались друг с другом, вели разговоры, спорили. Каждый, кто начинал разговоры об исламе, непременно принимал ислам, когда начинал что-либо понимать. В эти два года ислам приняли столько людей, сколько было мусульман до этого или даже больше того.
Ибн Хишам сказал: «Слова аз-Зухри подтверждают то обстоятельство, что Посланник Аллаха выступил в аль-Худайбию во главе тысячи четырехсот человек, по словам Джабира ибн Абдаллаха. А уже в год завоевания Мекки, через два года после этого, — во главе десятитысячного войска».