Жанровое своеобразие героического эпоса.
Лекция 2. Литература средневековья.
Факторы, определяющие развитие культуры Средневековья (СВ).
Началом истории СВ является образование на территории бывшей Римской империи феодальных государств в 5-6 в.н.э. Закат СВ в 14-15 вв, когда появляются черты капиталистических отношений.
Средневековое искусство – новая, неизвестная в эпоху античности картина мира. Представления о мире, человеке определяет христианство. Принцип теоцентризма – центральное место занимает Бог, от которого человек зависим. Бог – это нравственный авторитет. В основе СВ картины – идея бинарности, т.е. мир делится на Божественное и Дьявольское. Жизнь – это постоянная борьба души с искушениями. Бинарность определяет организацию времени и пространства.
СВ человек моделирует картину мира, соотносит себя со Вселенной. Каждое произведение – законченная модель мира, отражает представления о Вселенной. Христианство, возникая в древнем мире, уравнивает хозяина и раба перед Богом. Христианство делит мир на 2 сферы: земное существование (подготовка к вечной жизни души) и небо. Вводит жесткую систему нравственных ценностей. Культивируется духовное начало.
С падением рабовладельческого государства, христианство образует феодальное государство:
Бог => Король => Феодалы => Рыцари => Священники => Горожане - ремесленники => Крестьяне-вилланы
Общая характеристика литературы СВ. Жанрово-тематическая классификация.
К моменту распада Римской Империи население тех её западных провинций, которые были наиболее тесно связаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, - в основном было романизовано. Латинский язык вытеснил здесь местные языки – распространилась “вульгарная латынь”.
Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность была необходима, т.к. часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития святых). Литература делится на религиозную, рыцарскую и городскую.
Центральное место - религиозная литература, которая представлена лирикой песнопений, прозой проповедей, житий и драматургией обрядовых действий.
Самая многочисленная – рыцарская. Выделяется 3 основных жанра: героический эпос, куртуазная и придворная лирика, рыцарский роман.
1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СВ (11-12 вв), наследует эпосу раннего СВ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац.языка. Сюжетная основа – великое переселение народов. («Песнь о Нибелунгах» - нем., «Песнь о Роланде» - фр., «Песнь о моем Сиде» - исп.). Носителями эпоса были бродячие певцы.
Основной сюжет раннего эпоса – сказки; героического эпоса – исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге.
2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении (куртуазное поведение). Основная тема – тема любви. Развитие мировой поэтической традиции. Любовь открыта, как самое ценное чувство.
3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности.
4) городская литература, в которой развивался жанр животного эпоса. Возникла средневековая система театральных жанров (многодневные мистерии, библейские истории, фарсы (бытовые комические пьесы) и моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков в душе человека).
Жанровое своеобразие героического эпоса.
В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря. Сильны элементы идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира.
Яркие примеры литературы раннего средневековья «Легенда о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде».
3 основных темы:
1) оборона родины от внешних врагов (варвары, норманны)
2) верная служба королю и наказание изменников;
3) кровавые феодальные распри.
Героический эпос появляется в период становления государственности.