Народностно-национальные религии
Индуизм –религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство составляют индуисты и в королевстве Непал.
Единой религиозной организации в индуизме нет. Исторически индуизм оформился в два основных направления - вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного комплекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические культы, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала, экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как аскет-йогин, отшельник-садху. В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного начала, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях - аватарах. Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма -Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. Особенности Условия формирования и развития индуизма философских воззрений определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, эта религиозная система отличается своей плюралистичностью. Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные разновидности.В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал определенные нормы общественных установлений с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья - ученичество, грихастха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси -аскеза и отрешение от земного.
Реформация индуизма. Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX - XX вв. Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Обладавший широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бенгальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии национальных газет и светских школ - колледжей, а также создал в 1828 г. религиозное общество "Брахмо самадж" - "Общество Брахмы", единого Бога, которому должны были поклоняться не только индусы, но и мусульмане и христиане. Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в 1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество "Арья самадж". Близкое к "Обществу Брахмы" по реформаторскому духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма, «Арья самадж». Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и ортодоксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Рамакришна Парамахамса (1836 - 1886), учивший, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога. Возглавивший миссию ближайший ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863 - 1902) сделал следующий шаг в создании учения, цель которого - охватить не только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих действиях в первую очередь руководствовался постулатом: "Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они - другой. Соединение обеих - вот что необходимо". Миссия Рамакришны, основанная им в 1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи неоведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.
Джайнизм. Вероучение, ритуалы, предписания.Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны,является самосовершенствование души. Но достичь нирваны, прервать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому в религиозных установлениях столь большое значение придается аскетической практике. Джайнизм не знает противопоставления материальною и духовного. Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала, в поисках "пути освобождения". Путь этот Джина (титул, присваиваемый наиболее почитаемым религиозным учителям) определил как следование "трем драгоценностям". Первая - "совершенное воззрение": видение мира в соответствии с учением Махавиры, убежденность в его абсолютной истинности. Вторая - "совершенное знание": познание учения, сущности души и мира. Идти к этой цели можно и должно всю жизнь, а для начала необходимо приобрести ограниченное знание с помощью наставника - гуру: познать самого себя, сущность своего "я", правильно понять свою цель (освобождение от кармы). Третья - "совершенное поведение": преодоление желаний и соблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует повседневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым. Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны-миряне прибегали в ряде случаев к услугам брахманов. Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуисгов. Однако значение кастовых институтов постепенно возрастало, что обеспечивало джайнизму сравнительную устойчивость в индусском обществе. Зародившись в Бихаре, джайнизм нашел немало приверженцев на юге (преимущественно дигамбары) и на западе (шветамбары) Индии, однако составить конкуренцию буддизму и индуизму не смог.
Сикхизм.Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца XV - начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья ("пандж аб" - "пять рек"), представлявшем собой своеобразный буфер на стыке двух цивилизаций и двух культур - индуистской и исламской. Основателем сикхизма считается гуру (учитель) Нанак (1469 -1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами - учениками.
Особенности учения о Боге. Сикхизм - монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма: один из эпитетов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный,Единый, Один). Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качеетва, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ; Служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм, а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение дхармы (долга) домохозяина.
Эволюция сикхизма. При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) - была составлена священная книга сикхов- Адигрантх. Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. по мере феодализации общинной верхушки и роста влияния крупных землевладельцев усиливалось противостояние панджабского крестьянства, в первую очередь сикхов, и могольских правителей. На рубеже XVII-
XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение под знаменем сикхизма в Панджабе. К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятельную религиозную систему. Общая численность сикхской общины в 80-е годы составляла около 14 млн. человек, это третья по величине конфессиональная общность Индии (2% населения) после индусов и мусульман. В 80-е годы основной формой проявления сикхского фактора в политической жизни Индии стал коммунализм.
Парсизм. Особенности парсизма. В первой половине XX в. подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах, превратившись в массе своей в "средний класс". Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превращения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстро перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду (кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи - судра, обязательного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически невозможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брачные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительные церемонии - барашном - напоминали индуистские. Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освященная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считать специфическое для парсов "взятие ваджа" - священные заклинания (мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки. Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма - о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое (включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь,а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение с нечистым требует ритуального очищения" Для этого разработаны очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального очищения - барашком. С конца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы, а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается конфессиональный характер их общины.
Конфуцианство - это этико-философское учение, разработанное его основателем Кун-цзы, Конфуцием (551 - 479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Учение Конфуция. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле.
Эволюция конфуцианства.Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начиная с IV - V вв., происходит модификация конфуцианства за счет включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена кодификация главных канонических текстов: новая их редакция и новые комментарии претендовали быть истиной в последней инстанции. Движение за новое толкование древних классиков в итоге вылилось в неоконфуцианство. В XIII в. это учение получило название чжусианство - по имени философа Чжу Си (1133 - 1200). С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажаются, выхолащивается их первоначальный смысл. С первых веков новой эры взгляды Конфуция все более искажаются, выхолащивается их первоначальный смысл.
Даосизмвозник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди).
Философские воззрения.Главная категория даосизма, дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее; произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и звершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Философские построения, древнего даосизма стали фундаментом религиозного учения даосов в средние века как части синкретического комплекса "трех учений", наряду с конфуцианством и буддизмом.Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционныеформы знания. В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы, практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах,а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти повсеместно, и особенно на периферии.
Синто. Синкретизация постепенно происходило слияние двух религий - синкретизм,в японской терминологии "рёбусинто" - "путь буддизма и синто". Немаловажное значение имела правительственная деятельность, оказывающая официальную поддержку местным культам. В целом комплекс государственного синто включал: династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм -культ императора; храмовый - в котором существенно почитание как общеяпонских, так и локальных богов; домашний - с камиданом -миниатюрным аналогом храмового места священнодействия. После поражения Японии во второй мировой войне в условиях общедемократического подъема началось осуществление курса демокмилитаризма и тэнноизма. В 1946 г., в новогоднем обращении к народу, император Хирохито отрекся от божественного происхождения. Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отменено "моральное воспитание" в школах, опиравшееся на культ императора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он объявлялся "символом государства и единства нации".
В 1946 г. высшим синтоистским руководством была создана Ассоциация синтоистских святилищ - Дзиндзя хонтё, которая позволила сохранить единую централизованную систему управления святилищами. В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была создана Синтоистская политическая лига - организация, которая впервые после ликвидации государственного синто открыто ставила политическую задачу участия в управлении государством. В январе 1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследования. Вручение "божественных регалий", государственной и императорской печати, первый прием императором высокопоставленных должностных лиц по решению правительства были проведены не только как сугубо религиозные церемонии, но и как государственный акт.
Иудаизм. Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен (Числа 1:27).
Основные направления. Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палестины. Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -XIX вв., который в это время становится доминирующим течением еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божественных тайн. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название - реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - начала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм – явление еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.