Уаля являющаяся куфром
Любовь к неверным:Следует сказать, что любовь к мушрикам в зависимости от ее вида, качества и степени может быть любовью являющейся большим куфром (большая любовь), любовью являющейся харамом, малым куфром (малая любовь) и разрешенной любовью.
Любовь понятие обширное и многогранное. Например, когда мы говорим “они любят друг друга”, этим мы можем подразумевать разное: они влюблены; они нравятся друг другу; они проявляют симпатию и приятны друг другу; они привязаны друг другу; они друзья; они приятели; они питают родственные чувства; они часто общаются, бывают вместе, у них много общего и т.д..
Все эти понятия можно выразить словом «любовь». Поэтому для того чтобы дать ему суждение большого куфра, харама или разрешенности понятие любовь следует разграничить и классифицировать. Вот некоторые примеры аятов и хадисов где любовь к мушрикам проходит как большой куфр: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие».(Препирательство, 22).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия по поводу этого аята говорит следующее: “В этом аяте ясно объяснена истина того, что невозможно встретить верующего который любил бы и показывал уаля противящимся Аллаху и его посланнику, будь то его отец. Невозможно такое, чтобы верующий любил бы неверного. Кто полюбит или проявит уаля неверному, то он уже неверный”. См. “Маджму’уль-фатауа”.
Сообщается, что пророк сказал:“Тот, кто полюбит какой-то народ, является одним из них, и человек с тем, кого он любит”. Этот хадис приводят аль-Бухари в книге «Адаб» 6168. Муслим в книге «Благовоспитанность» 2640. Оба хадиса от ибн Мас’уда. А также от Абу Мусы: аль-Бухари 6170, Муслим 2641.
Сообщается, что пророк сказал:“Человек вмести с тем, кого любит”.Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Сообщается, что пророк сказал:“Человек соединяется в День Суда с тем, кого он любит”. Этот хадис привели ат-Тябярани и Ибн Мунзир.
Вот примеры, где любовь к мушрикам является харамом Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди».(Семейство Имрана, 118-119).
Здесь под словом помощниками подразумевается близость (битааня), которая не достигла степени большого куфра и это же подразумевается под словом любовь. Это не любовь абсолютная, но любовь, которая пересекла рамки дозволенного, когда питающий её делится с мунафигами и мушриками тайнами мусульман, доверяет важные задания, часто общается и проводит с ними много времени и т.п. Со временем это может перерасти в любовь, являющуюся большим куфром, потому такая любовь запрешена. Об этом свидетельствует и следующее высказывание Аллаха : «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает, таким образом, тот сбился с прямого пути».(Испытуемая, 1).
А вот примеры, где любовь к мушрикам проходит как разрешенная.
Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками». (Испытуемая, 8-9).
По преданиям, эти аяты были ниспосланы по поводу дочери Абу Бякра ас-Сиддига Асмы. Когда из Мекки в Медину к ней прибыла её мать, оставшаяся в религии своих предков, чтобы повидаться с дочкой и принесла с собой подарки, она не впустила свою мать и направилась к посланнику Аллаха, чтобы узнать как ей поступить. Выслушав её пророк сказал, что она может встретиться со своей матерью и быть доброй по отношению к ней. И это потому, что её мать не была из числа враждующих с Ислямом, посланником Аллаха и мусульманами. Потому Аллах дозволяет делать добро родителям и другим родственникам-мушрикам, при условии, что они не являються враждующими мушриками. В этих аятах под дружбой (уаля) и любовью подразумевается, как и указывается в аяте,быть добрым и справедливым к мушрикам. Такой вид любви не является куфром в своей основе. Так как направлять этот вид мирным, не враждебным по отношению к Исляму мушрикам разрешено. Но тем кто показывает враждебность Исляму даже и такой вид направлять является харамом и большим грехом. Враждебным мушрикам подать даже стакан простой воды есть харам. А любовь, являющаяся большим куфром, является куфром независимо от того кому ее направлять враждебным мушрикам или мирным.
Также Аллах сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем».(Рассказ, 56).
По преданиям, этот аят был ниспослан по поводу Абу Талиба, дяди посланника Аллаха , который всегда заступался за посланника Аллаха , помогал ему, нежно любил его. Конечно отношение посланника Аллаха к нему не будет одинаковым с отношением к другим мушрикам, незнакомым, безразличным к нему или даже враждебным к нему. Здесь также, под любовью подразумевается быть добрым к мирным мушрикам, поддерживать с ними родственные отношения, помогать им в делах дунья, т.е. мирских делах, неявляющихся куфром, ширком или харамом, молить Аллаха о том, чтобы они встали на путь истины. Но нужно следить за тем, чтобы эта любовь не пересекла границ дозволенного и не перерасла в любовь-харам.
Если же, упаси Аллах, привязанность к мушрикам толкает на то, чтобы делать уступки в Исляме или предпочитать мушриков муслимам, то это достигло уже любви-куфр. Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих».(Румы, 21). Также Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».(Трапеза, 5).
Из этого аята мы понимаем, что Аллах разрешил брать в жены неверных женщин из числа людей Писания (иудеек и христианок), а как сказано в предыдущем аяте Аллах установил между нами и женами любовь и родство. Kак передали Ибн ‘Аббяс, Муджяхид и Хясян аль-Бясри в этом аяте под любовью подразумевается половая близость, под родством - рождение потомства. Такой вид любви (половая близость) разрешено направлять по отношению к неверным женщинам из числа людей Писания. Такая любовь, это нечто происходящее только между мужчиной и женщиной и наряду с такими видами любви, как питать родственные чувства, быть добрым является общечеловеческим, естественным, находящимся вне религии и настоящей дружбы. Поэтому, как и указано в аяте, это всё разрешено только с условием «и не беря их себе в подруги».То есть такие виды любви по отношению к мирным неверным направлять разрешено. Что касается враждебных людей Писания, то как передал Ибн ‘Аббяс на них жениться харам.