Классификация хадисов в зависимости от их приемлемости
Хадис может быть или приемлемым или отвергаемым. Приемлемый хадис — достоверный («сахих»), отвергаемый хадис — слабый («да‘иф»). Большая часть хадисов подпадает под эту классификацию, т.е. может быть отнесена либо к категории достоверных, либо к категории слабых хадисов. Однако, есть хадисы, не подпадающие под определение «достоверный» или «слабый». Поэтому мухаддисы считают более точным деление хадисов на три категории: достоверные («сахих»), хорошие («хасан») и слабые («да‘иф»), в эти группы не входят хадисы «мауду‘» (ложные), потому что эта категория относится к сообщениям, только приписываемым Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), сподвижникам или последователям, являющимся на деле ложью и фальсификацией. Такой хадис остается в силе, пока человек не получает подтверждение, что этот хадис «мауду‘» (ложный). Например, если кто-либо увидел в книге слова: «Этот хадис ложный»,— то, начиная с этого момента, использование слова «хадис» по отношению к этому сообщению и передача его являются запрещенными («харам»). Рассмотрим вкратце эти три категории хадисов.
САХИХ (достоверный)
Достоверным называется хадис, передаваемый от разумного, знающего и правдивого человека другому разумному, знающему, правдивому человеку; имеющий неразрывную («муттасиль») цепь передачи, без дефектов и редкости версии.
Началом цепочки передачи может быть Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), или же сподвижник («сахаб»), или последователь («таби‘ин»). Некоторые ученые разделяют понятия «муснад» и «муттасиль». По их словам, «муснад» — это хадис, цепочка передачи которого начинается с Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а «муттасиль» — это хадис с неразрывной цепочкой. По их мнению, хадис «муттасиль» может быть возводим как к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) («марфу‘»), так и к сподвижнику («маукуф») или к последователю («макту‘»), а хадис «муснад» — это сообщение, цепочка передачи которого начинается только от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).
Виды достоверных хадисов
Достоверные хадисы делятся, в свою очередь, на «мутаватир» («общеизвестные»), «ахад» («единичные, отдельные»), «машхур» («известные»), «мустафид» («распространяющиеся»), «азиз» («редкие») и «гариб» («неизвестные»).
«Мутаватир» («общеизвестный, или широко известный хадис») — хадис, имеющий в каждом звене цепочки передачи целую группу передатчиков, между которыми невозможна вероятность сговора с целью передачи ложного сообщения.
Издавна имеются разные, часто противоположные мнения о числе людей в группах передатчиков. Мы не будем останавливаться на делении хадисов-«мутаватир» на две группы: «сахих лизатихи» и «сахих лигайрихи». Потому что наша цель — не ознакомление со всей обширной терминологией науки о хадисах, а доведение до вашего сведения тех терминов и понятий, которые встретятся потом в переводе.
«Ахад» («единичный, отдельный») — такой хадис называют «хабар вахид», словарное значение этого — «переданный одним человеком». Терминологическое же значение — хадис, не достигающий уровня «таватур» (то есть уровня хадиса «мутаватир», который передали целые группы людей в каждом звене цепи передачи). Из данного объяснения видно, что большинство хадисов относится к категории «ахад».
«Машхур» («известный») — хадис, в цепочке передачи которого один человек передает группе (состоящей более чем из двух человек).
Некоторые ученые фикха называют такие хадисы «мустафид». Но между «известным» и «мустафид» хадисом есть разница.
«Мустафид» («исчерпывающий, подробный») — образованное от слова «истафада» действительное причастие в значении «распространяться». Ученые фикха, называвшие «машхур» (известный) хадис термином «мустафид», отдавали предпочтение словарному значению. Терминологическое же значение — хадис, число передатчиков которого в каждом звене цепочки равно двум или более двух.
«Азиз» («редкий») — хадис, имеющий не менее двух передатчиков в каждом звене цепи. Причина такого названия — либо редкость версии, либо подтверждение хадисом, переданным по другой цепочке.
«Гариб» и «фард» — хадис, хотя бы в одном из звеньев цепи передачи которого, после звена сподвижника, был только один передатчик.
ХАСАН ХАДИС
Хорошим («хасан») называется хадис, переданный правдивым, справедливым, известным своей верностью, но не достигшим уровня требований, предъявляемых к передатчикам достоверных хадисов, передатчиком; с непрерывной цепью передачи; восходящий от последователя к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!); без недостатков и дефектов.
Как видим, разница между достоверным и хорошим хадисами заключается только в полноте качеств, предъявляемых к передатчикам: передатчики достоверных хадисов полностью удовлетворяют этим требованиям, а передатчики хороших хадисов соответствуют им с некоторыми оговорками.
«Сунан» Термези явился источником и основой для терминологического оформления и обособления хороших хадисов. Именно Термези ввел понятие «хороший («хасан») хадис» и деление хадисов на достоверные, хорошие и слабые. До него среди хадисоведов было принято деление слабых хадисов на две группы. Первая — это слабые хадисы, которые можно применять в религиозной практике. Они примерно соответствуют понятию «хороший хадис», введенному Термези. Вторая — это слабые хадисы, которые до2лжно отвергать из-за их чрезвычайной слабости. Такие хадисы носили еще название «вахи» («нашептанное в уши»).
Хадисоведы упоминают категории хадисов, по своему уровню находящиеся между достоверными и хорошими хадисами: «джайид», «муджаввад», «кави», «сабит», «махфуз», «ма‘руф», «салих», «мустахзан». При использовании этих терминов принималось во внимание больше словарное значение, чем собственно терминологическое. Сравнивая словарные значения этих терминов, можно легко в этом убедиться.
СЛАБЫЕ (ДА‘ИФ) ХАДИСЫ
Слабыми называются хадисы, не обладающие достоинствами достоверных и хороших хадисов. Это самое подходящее определение для этой, третьей, группы хадисов.
Имеется множество видов слабых хадисов. Мы приводим здесь определения тех видов, которые получили отдельные названия.
Виды слабых хадисов
«Мурсаль» ( «пропущенный») — это хадис, в цепи передачи которого отсутствует имя сподвижника.
Например: если сообщение передано Нафи‘, который был последователем, следующими словами: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!)... сказал», или «... сделал», или «при нем делалось так...», то из-за перерыва в цепи передачи это сообщение отнесено к категории слабых хадисов, а из-за отсутствия имени сподвижника в цепи передачи — к хадисам «мурсаль».
Хадис «мурсаль» («пропущенный») не считается неоспоримым аргументом в религиозных вопросах. Однако большинство ученых-богословов принимают переданный от какого-либо сподвижника хадис «мурсаль» и не считают его слабым, так как передавший хадис сподвижник мог слышать его от другого сподвижника, а неизвестностью имени последнего нельзя в достаточной мере обосновать слабость хадиса. Суюти говорил, что в обоих «Сахихах» такие хадисы занимают немалое место.
«Мункати‘» («прерванный») — это хадис, в цепи передачи которого один из передатчиков либо пропущен, либо не известен. Эти хадисы, так же как и «мурсаль», считаются слабыми из-за разрыва в цепи передатчиков. В своей книге «Аль-Кифая фи ‘ильмир-ривая» («Достаточность в науке о передаче») Хафиз аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Прерванный хадис подобен пропущенному. Только термин ««пропущенный» («мурсаль») используется, как правило, для хадисов, в цепи передатчиков которого пропущено имя последователя». Мнение аль-Хатиба не соответствует приведенному выше нашему мнению, которое является наиболее предпочтительным, так как Аль-Хатиб в своем суждении опирается только на один признак хадисов «мурсаль».
«Му‘даль» («неустановленный») — это хадис, в цепи передатчиков которого не установлено два или более звена. Эти хадисы, согласно мнению некоторых ученых, являются разновидностью прерванных («мункати‘») хадисов. Причина слабости таких хадисов, как и пропущенных и прерванных хадисов, — в разрыве цепи передатчиков.
Что касается соотнесения уровней этих категорий хадисов , то можно сказать следующее: неустановленный («му‘даль») хадис слабее прерванного («мункати‘»), а он, в свою очередь, слабее пропущенного («мурсаль») хадиса. То есть более слабый уровень неустановленного («му‘даль») хадиса в сравнении с прерванным («мункати‘») связан с числом разрывов в цепочке («инкита‘»). Если, например, число разрывов цепи передатчиков у прерванного («мункати‘») хадиса будет два или более, то по слабости он сравняется с неустановленным («му‘даль»).
«Мудаллас» («подтасованный») — это хадис с намеренно утаенными недостатками.
Такие хадисы делятся на:
а) хадисы с утаенными недостатками в цепи передачи; это хадисы, которые передатчик сообщил как услышанные от жившего с ним в одно время человека, с которым передатчик встречался либо даже не встречался, хотя на самом деле этот хадис передатчик от самого этого человека не слышал. Так определил эту категорию хадисов Ибн Салах. Упоминаются и другие определения недостаточных хадисов. Все они сводятся к передаче не услышанных от шейхов хадисов как услышанных от них;
б) хадисы с утаенными именами шейхов — это хадисы, передатчики которых для утаивания настоящего имени шейха, от которого они услышали этот хадис, называют его неизвестным именем или прозвищем, либо характеризуют его качеством, по которому его нельзя узнать.
Некоторые хадисоведы, вкладывая в термин «подтасованный» («мудаллас») более широкий смысл, подразделяли подтасованные хадисы на более мелкие группы: «‘атф» («присоединяемый»), «кат‘» (усеченный), «тасвия» («выровненный»), «сукут» («умалчиваемый»), «таурия» («сокрытый»), «истидрак» («дополненный») и др. Все они относятся к хадисам с утаенными недостатками в цепи передачи.
«Му‘алляль» («отклонившийся») — хадис без видимых выводящих из категории достоверных недостатков, которые выявляются при более внимательном рассмотрении.
В терминологии Имамов Бухари, Термези и Хакима такие хадисы называются «ма‘луль» («дефектные»). Еще более подходящее название «му‘алль» («ущербный»).
«Мудтариб» («неупорядоченный») — это хадисы, совершенно разные по смыслу, но передающиеся по одному и тому же или близкому поводу. Таково определение Имама ан-Навави. Если есть возможность предпочесть одну из версий, то такой хадис выходит из категории неупорядоченных хадисов. Неупорядоченность («идтираб») выявляется, по большей части, в цепи передачи, реже — в самом тексте. Если неупорядоченность выявляется только в тексте, то такой хадис редко относят к категории «мудтариб». Неупорядоченность встречается как в тексте, так и в цепи передачи. В нашем переводе слово «неупорядоченность» будет употребляться в терминологическом значении слова «идтираб».
«Маклюб» («измененный, перевернутый») — это хадис, один из передатчиков которого передает слова в тексте в «перевернутом» виде, то есть одно слово поставлено вместо другого, идет сзади этого слова или спереди, либо имя передатчика или его происхождение, по неточности, ставится в цепи впереди предыдущего или сзади последующего имени, либо имеет место любая другая перестановка в хадисе. Говоря коротко, «маклюб» — это хадис, в тексте которого одно слово заменяется другим или в цепи передачи имя или происхождение передатчика заменяется другим именем. Слово «маклюб» является «исм маф‘уль» (причастием страдательного залога) от глагола «каляба» в значении «измененный, перевернутый». Как видно из определения, изменение может быть как в тексте, так и в цепи передачи хадиса.
«Шазз» («единственный») — это хадис, сообщение передатчика которого является приемлемым, но противоречит хадису, переданному более авторитетным передатчиком. Хафиз ибн Хаджар говорил, что термин «шазз» («единственный») соответствует именно этому определению.
«Мункар» («непризнаваемый») — это хадис, переданный слабым передатчиком и противоречащий хадису, переданному достойным доверия передатчиком. Таково самое точное определение непризнаваемого («мункар») хадиса. Слабость передатчика отличает непризнаваемый хадис от единственного. Передатчик единственного хадиса — достойный доверия передатчик, передатчик непризнаваемого хадиса — слабый. Необходимо подчеркнуть, что термин «мункар» («непризнаваемый») противоположен термину «ма‘руф»(«узнаваемый»), а термин «шазз» («единственный») противоположен термину «махфуз» («сохраненный»).
«Матрук» («оставляемый») — это хадис, передатчик которого обвинен во лжи, или стала явной его порочность в словах или в поступках, или он отличался небрежностью или мечтательностью.
Оставляемые («матрук») хадисы не относят к категории ложных («мавду’») хадисов, потому что для этого не достаточно только обвинения во лжи передатчика, а необходимы достоверно подтверждающие это факты.