И меч духовный, который есть слово Божие (6:17)
Меч, о котором здесь упоминает Павел - machaira, длиной пятнадцать - тридцать пять сантиметров, был обычным оружием римлян в пехотных войсках. Этот меч, в основном, употреблялся в рукопашном бою. Его держали всегда наготове в ножнах, прикрепленных к поясу. Такими мечами были вооружены воины, пришедшие в Гефсиманский сад взять Иисуса, таким мечем Петр отсек ухо рабу первосвященника (ст. 51), им же приспешники Ирода умертвили Иакова (Деян. 12:2).
Духовный можно перевести также как "Духа", указывая на природу меча, а не на его источник. Из контекста нам известно, что это оружие, которым следует пользоваться в нашей борьбе с духовными врагами. Та же греческая фраза tou pneumatos, переводится как "духовный" в Ефесянам 1:3 и 5:19. Хотя это значение совершенно соответствует контексту 6:10-17, предпочтительнее перевести эту фразу родительным- падежом, то есть, меч Духа, что указывает на то, что Святой Дух является источником этого меча. Будучи Духом истины (Иоан. 14:17), Святой Дух обитает во внутренности верующего как Учитель истины, наставляющий нас во всем и напоминающий Божье Слово (ст. 26).
В данном отрывке делается основной упор на то, как верующие должны пользоваться мечем духовным. Это не физическое оружие, изобретенное умом человеческим или выкованное человеческими руками (что отмечается во 2 Кор. 10:3-5), но - совершенное оружие Божественного происхождения и силы. Подобно щиту веры и шлему спасения, меч всегда должен быть под рукой, наготове (ст. 16а и 176) и им пользуются во время боя.
Павел со всею ясностью заявляет, что меч духовный в Писании - это слово Божие. Шотландский пастор и писатель Томас Гутри говорил: "Библия - это арсенал небесного вооружения, лаборатория безошибочных, целительных средств, рудник неисчерпаемых богатств. Это - справочник для каждой дороги, схема для каждого морского пути, лекарство от всякой болезни и бальзам для каждой раны. Лишите нас Библии и наши небеса потеряют их солнце".
Следующая дань Писанию: в нем записаны изречения царей, императоров, князей, поэтов, мудрецов, философов, рыбаков, государственных деятелей, мужей, наученных мудрости Египетской, прошедших обучение в школах Вавилона, и получивших наставление у ног религиозных учителей в Иерусалиме. Она писалась мужами в изгнании, в пустыне, в пастушеских шатрах, на зеленых пастбищах и у вод тихих. Среди ее авторов мы находим мытаря, пастуха, сборщика плодов сикомора. Мы встречаемся с бедняками, богачами, государственными мужами, проповедниками, вождями, законодателями, судьями и изгнанниками. Библия - это библиотека, содержащая исчерпывающий материал по истории, генеалогии, этнологии, законодательству, этике, пророчеству, поэзии, риторике, медицине, санитарной гигиене, политической экономике, и совершенным правилам в отношении личной и общественной жизни. И за каждым ее словом стоит Небесный Автор, Сам Бог.
Что касается Божественного авторства Писания, то Джон Уэсли по этому поводу говорил: "Библия должна быть написана Богом, праведными людьми или нечестивыми людьми, святыми ангелами или падшими ангелами. Но нечестивые люди и падшие ангелы не напишут ее, потому что в ней осуждаются нечестивцы и падшие ангелы. А праведные люди и святые ангелы не стали бы вводить в обман, говоря ложь о ее авторитете и, заявляя, что Бог ее автор. Таким образом, Библия должна быть написана, как в ней и говорится об Этом, Богом, Который Своим Святым Духом вдохновлял человеков, чтобы они записывали Его слова, используя их для того, чтобы донести Свою истину людям".
Писание преподает много истин о себе Самом. Во-первых, что важнее всего, оно утверждает, что его автором является Бог; "Все Писание богодухновенно",- заявляет Павел (2 Тим. 3:16). "Зная прежде всего то,- говорит Петр,- что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:20-21).
Библия также заявляет о своей безошибочности и непогрешимости. Она - без изъяна, безупречна, без тени недостатка. Являясь Божьим словом, она и не может быть иной. Давид говорит, что "закон Господа совершен... повеления Господа праведны... откровение Господа верно заповедь Господа светла". (Пс. 18:8-9). Автор притч говорит: "Всякое слово Бога чисто... Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом" (Прит. 30:5-6).
Библия говорит о своей законченности. Отражая слова книги Притчи, только что приведенные нами, равным образом, как и Второзаконие 4:2 и 12:32, Иоанн говорил при завершении последней книги Библии: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Отк. 3:16-17).
Библия заявляет о своем авторитете. "Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит" (Ис. 1:2). Она говорит, что отвечает всем нашим нуждам. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16-17).
Библия свидетельствует о своей эффективности. Когда истины провозглашаются и получают практическое применение, тогда следуют соответствующие результаты. "Так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно и совершает то, для чего Я послал его" (Ис. 55:11).
Библия также подтверждает что является определяющим фактором. Отношение человека к Божьему Слову, свидетельствует о его взаимоотношениях с Самим Богом. "Кто от Бога, тот слушает слова Божий" - говорил Иисус (Иоан. 8:47). Те, кто слушают Божье Слово и поступают согласно ему, свидетельствуют о том, что принадлежат Богу, а отвергающие и противящиеся ему свидетельствуют о том, что не являются Его достоянием.
Как меч духовный Библия предлагает верующему неограниченные ресурсы и благословения. Прежде всего, это источник истины. "Слово Твое есть истина",- говорил Иисус Своему Отцу (Иоан. 17:17). В наши дни люди повсюду ищут ответы на жизненные вопросы, стараясь определить, чему можно верить, а чему - нет. Источником всякой истины о Боге и человеке, жизни и смерти, о временном и вечном измерениях, о мужчине и женщине, о истине и неправде, о небе и аде, об осуждении и спасении - является слово Самого Бога.
Библия также представляет источник радости. Говоря о Божьей премудрости, автор Притч, сказал такие слова: "Блажен человек, который слушает меня" (Пр. 8:34). Иисус говорил: "Блаженны слышащие .слово Божие и соблюдающие его" (Луки 11:28). Никогда человек не может чувствовать себя более счастливым, когда он открывает для себя Божье Слово, принимает его и повинуется ему.
Библия является источником духовного роста. "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение",- наставляет верующих Петр (1 Пет. 2:2).
Она - источник силы. "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа" (Евр. 4:12), она является проповедником "светильник ноге (нашей) и свет стезе (нашей)" (Пс. 118:105); источником утешения (Рим. 15:4); источником совершенства (2 Тим. 3:16). И слово Божие - это источник победы над нашим сильным духовным противником, оно представляет самое могущественное оружие в войне с сатаной.
Меч духовный - это, прежде всего, оружие защитного характера, способное отражать удары противника. Оно является совершенным оружием защиты против атак сатаны. В отличие от щита, который представляет собой широкий спектр общей защиты и ограждения, меч может отражать нападение, если им пользоваться искусным и соответственным образом. Он должен отпарировать удары врага именно в том месте, куда они направлены. Иисус, подвергаясь искушениям сатаны в пустыне, отражал каждое его искушение отрывком Писания, которое с точностью опровергает то заявления диавола (Матф. 4:4, 7, 10). Христианин, не знающий хорошо Божье Слово, не может им и хорошо пользоваться. Сатана несомненно обнаружит в нас слабое место, что мы не знаем или в чем не уверены, и осуществит нападение именно в это место. Писание - это не палаш rhomphaia, чтобы им махать без разбору, направо и налево, но кинжал, которым следует пользоваться с великой точностью и направленностью.
Христиане, которые просто полагаются на свое переживание спасения и на свои чувства, что они помогут им выдержать испытания, уязвимы для всякой духовной опасности. Они впадают в различные компромиссные ситуации и стают, жертвой бесчисленных ложных идей и махинаций, просто потому, что им не известны специфические учения Писания.
В этом стихе Павел употребляет термин, переведенный как слово, не logos, что имеет отношение к общим заявлениям, или утверждениям, но rhema, что относится к словам или утверждениям индивидуального характера. Таким образом, апостол, здесь, не имеет в виду общее познание Писания, но подчеркивает еще раз точность и аккуратность знания специфических его истин. Подобно тому, как поступал Иисус в пустыне, нам необходимо использовать специфические истины Писания, чтобы отражать определенные ложные утверждения сатаны. Поэтому Павел советовал Тимофею: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15). Верные христиане в Откровении 12 "победили его (клеветника) кровию Агнца и словом свидетельства своего" (ст. 11).
Меч духовный также представляет собой оружие наступательного характера, способное наносить удары так же, как и отражать их. Писание "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет" (Евр. 4:12-13). Когда Слово Божее провозглашается вокруг, то оно приносит с собой Божий суд, распространяемый на людские жизни, так как, будучи непогрешимым, обнаруживает грех и вину.
Слово Божее настолько могущественно, что преобразовывает человека, поднимая его из сферы лжи, тьмы, греха и смерти, и поставляет в царство истины, света, праведности и жизни. Оно превращает печаль в радость, отчаяние в надежду, застой в рост, ребячество в зрелость и неудачу в успех.
Всякий раз, когда Божье Слово используется с целью привести человеческую душу ко спасению, оно свидетельствует о своей могущественной силе, нанося поражение сатанинскому владычеству тьмы и, принося свет жизни погибающим душам.
Когда мы произносим свидетельство этого Слова в своей семье, в среде друзей, на работе, в школе, в классной аудитории или за кафедрой, или во время путешествия, то пользуемся самым могущественным оружием во вселенной, которому не может противостать никакая сила сатаны.
И именно потому, что Божье Слово настолько могущественно и действенно, сатана и предпринимает против него самые большие наступления. Он предпримет все, что только можно, для того, чтобы повредить Божьему Слову и уничтожить тех, кто его преподает и проповедует. Иисус дал ясно понять в притче о сеятеле, что сатана быстро похищает Божье Слово из сердца слушающего, прежде, чем оно имеет возможность укорениться (Матф. 13:19). Многие люди с радостью внимают словом Евангелия, но как только приступают к принятию решения, что-то внешнее отвлекает их и эффективность свидетельства теряется вместе с душою слушающего. В сердце другого слушающего это слово принимается вначале с радостью, но, когда сатана посылает "скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется" (ст. 20-21). Многие люди кажутся искренними и верными христианами, пока не столкнутся с трудностями, издевательствами или гонением. Когда верность Богу обходится слишком дорогой ценой, они на деле показывают то, что никогда не имели истинной веры от начала. Есть и еще другие слушатели, которые принимают слово поверхностным и временным образом, но обольщение их богатством приводит к тому, что оно заглушается и "бывает бесплодно" (ст. 22). Стремясь сердцем к мирскому, такой человек оставляет слово.
Но, когда семя Божьего Слова "посеяно на доброй почве", то слушающий его понимает и поистине "приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать" (ст. 23). Здесь проявляется великая наступательная сила меча духовного, когда он обращает душу от греха ко спасению.
Но в наступательных, так же как и в оборонительных целях, Божье Слово необходимо использовать определенным образом, чтобы оно было действенно. Римлянам 10:17 свидетельствует о том, что "вера от слышания, а слышание от слова (rhema - определенное слово) Божия (добавлено выделение) . Люди приходят к вере не при слышании Любой части Писания, но при провозглашении тех частей, которые говорят о благовестии. Спасительная вера появляется в сердце не от веры просто в любую истину Писания, но от веры, в то, что Иисус Христос умер за грехи мира, и положившись на Ею смерть в деле очищения грехов.
Тот христианин, который цитирует стихи Писания не вовремя, или не понимает истины Писания должным образом, будет неуспешным свидетелем истины. Учитель, проповедник и свидетель эффективен в своем служении, когда он проявляет готовность настоять "во время и не во время" (2 Тим. 4:2). Чем мы больше знаем Писание и разумам его, тем дальше мы сможем продвигаться через твердыню сатаны и выводить народ из-под его владычества в Божье Царство.
Никакой верующий не имеет оправдания за то, что не знает и не понимает Божье Слово. Каждый христианин имеет в себе Святого Духа, как Своего Божественного Учителя Божьего Слова. Наша задача состоит только в том, чтобы повиноваться Его наставлениям, со всей серьезностью и постоянством изучая Божье Слово. Мы не можем заявить, что не понимаем или не знаем его, а должны признать, что не интересуемся и пренебрегаем им.
X, П. Баркер приводит наглядную иллюстрацию того, что нам необходимо познание Библейских истин и претворение их в жизнь:
Однажды, выглянув из окна в сад, я через некоторое время заметил три явления. Вначале я увидел бабочку. Она была прекрасна, и летала с цветка на цветок, не задерживаясь на каждом из них больше, чем несколько секунд. Она порхала, стараясь дотронуться до как можно большего числа цветов, но абсолютно не получала от этого никакой пользы. Затем, наблюдая из своего окна немного дольше, я увидел, что в сад пришел ботаник. Он держал под мышкой большую тетрадь и огромное увеличительное стекло. Ботаник наклонялся над каким-либо цветком, рассматривал его в течение долгого времени, а затем записывал результаты наблюдений в своей тетради. Он провел в саду несколько часов, ведя записи, затем закрыл тетрадь, положил ее подмышку, сунул увеличительное стекло в карман и ушел из сада. Третье, что я заметил в саду, это была пчелка. И эта пчелка опускалась на цветок и глубоко погружала свой хоботок в его чашечку, забирая весь нектар и пыльцу, которую только могла унести. Она каждый раз опускалась в него пустой, а возвращалась с полным запасом. (А. Найсмит, "1200 Записок, Цитат и Высказываний" (Чикаго; Муди, 1962), стр. 15). Некоторые христиане, подобно бабочке, порхают с одного Библейского разбора на другой, от проповеди к проповеди и от комментария к комментарию, не получая для себя ничего больше, чем приятное ощущение и несколько хороших идей. Другие же, подобно ботанику, внимательно изучают Писание, переписывая его в свои тетради и получают обширную информацию, не извлекая для себя большой истины. Но те, кто как пчела, идут к Библии, чтобы получить наставление от Бога и возрасти в познании Его, как и пчела, не уходят от него с пустыми сердцами.
Д. Мартин Ллойд-Джоунс писал о Мартине Лютере следующее: Лютер содержался диаволом во тьме, хотя он и был монахом. Он старался обрести свое спасение делами. Он постился, предпринимал невероятные усилия и молился; однако, по-прежнему чувствовал себя жалким и несчастным, и в узах греха. Суеверие римской католической церкви держало его в своих тенетах. Но он получил избавление словами Писания: "Праведный верою жив будет". С этого момента он стал понимать Писание, как никогда ранее; и чем лучше он его понимал, тем больше видел заблуждения, преподаваемые Римом. Он видел заблуждения ритуалов католической церкви и, поэтому, стал больше склоняться к тому, чтобы произвести в ней реформу. Он приступил к этому, раскрывая толкование Писания во всей его полноте, Его оппозицию составляли великие ученые мужи католической церкви. Иногда он был с ними один на один в близкой схватке и неизменно он основывал всю свою аргументацию на Священном Писании. Он утверждал, что церковь не стоит выше Писания. Писание является тем образцом и стандартом, которым следует измерять даже церковь. И хотя он был один, выступая в начале как одиночка, он смог осуществлять нападение на папство и двенадцать веков традиционного служения. Он совершал это, взяв "меч духовный, который есть Слово Божие" ("Христианский воин" (Гранд Рапиде: Бейкер, 1977) стр. 30). Уильям Тиндейл принес обет, что каждый английский пахарь и каждый мальчик, ходящий за плугом, однажды сможет читать и понимать Писание. Поэтому, он посвятил всю свою жизнь, до самого конца, переводу Библии на английский язык. Для того, чтобы одержать победу над сатаной, совершенно обязательно знать, любить Божье Слово и жить согласно ему.