Сергей Станиловский, духовное чадо отца Даниила
Отец Даниил был рукоположен в священники б января 2001 года Святейшим Патриархом Алексием. Разумеется, он мог и не быть первым священником третьего тысячелетия, за первые шесть дней XXI века могли состояться и более ранние рукоположения, но я о них не знаю. В любом случае отец Даниил — первый священник, который немало повлиял на изменение моей жизни. Я был тогда подобен новорожденному ребенку, и, как мама становится для младенца единственным ориентиром и учителем начавшегося бытия, так для меня и для многих, пришедших в лоно Православной Церкви, отец Даниил стал первым надежным проводником и помощником в усвоении истины нашими сердцами. Многим людям он задал верное направление церковной жизни, и необычная таинственная сила, которая исходила от него, была реально ощутима для многих.
В апреле 2005 года мне довелось в первый раз посетить воскресную службу на Крутицком подворье (тогда я только начинал исповедоваться). После чтения Евангелия отец Даниил стал говорить проповедь, и, хотя я всегда скептически относился к людям, которые провозглашают различные идеи, к ораторам, спустя пару минут я ощутил, как произносимые им слова странным образом входят в мое недоверчивое к этому миру сердце, и это меня немного смутило. Но — одновременно я чувствовал, что проповедь привлекает мое внимание, и очень скоро я понял, что многое в ней совпадает с моим мировоззрением. Правда, на тот момент у меня не было православного мировоззрения, а была каша в голове, но слова отца Даниила как будто стряхнули часть ненужной шелухи с моего ума. Однозначно, это были минуты просветления. И позже, когда я первый раз попал на его четверговые беседы по толкованию Священного Писания, то уже с удовольствием слушал их, сожалея, почему такие уникальные и полезные слова слышат всего тридцать человек, а надо бы, чтобы их услышал весь мир.
Я начал исповедоваться у отца Даниила, попросил освятить квартиру, а вскоре предложил распространять его лекции на аудиодисках. Отец Даниил, не размышляя, согласился, озвучив некоторые условия, и работа пошла, туго, но пошла.
Так мы начали с ним общаться, и так у меня изменилась жизнь. Мой блуждающий мелкий парусник случайно прилепился к шхуне с грамотно настроенной системой навигации и с профессиональным веселым капитаном, который охотно протянул мне руку, чтобы было удобнее перебраться на борт. Но случайности не случайны — в это я верю абсолютно.
Как известно, жизнь кающегося грешника наполнена различного рода искушениями, трудностями, борьбой и, конечно же, негативным и насмешливым отношением со стороны светского круга общения. Но и благодатной помощью свыше, которая вполне ощутима при условии послушания Церкви, при стремлении исполнять заповеди Святого Евангелия, каноны, слушать советы и наставления духовника. Таким духовником стал для меня отец Даниил. Казалось, он мог разрешить любую проблему или непонимание, на любой вопрос духовного плана у него находился ответ. Однажды я спросил его: «Откуда такая пастырская опытность, Вы же еще молодой?» «Бывает так, — ответил отец Даниил, — что ответ приходит сам, зачастую как будто независимо от меня». «А что нужно, чтобы такие ответы приходили на ум?» — спросил я. «Ну, ты же не священник», — улыбнулся он. Потом пару секунд подумал и закончил: «В первую очередь нельзя полагаться на свои силы». Очень трудно мне было понять, как можно «не полагаться на свои силы». Мы — существа разумные, со свободной волей, с талантами, знаниями, навыками, опытом... И очень часто в своих проповедях и беседах отец Даниил подчеркивал важность ненадеяния на свои силы, приводя цитаты из Псалтыри или Евангелия, показывая на примерах современной жизни, как легко человек может завалить любое дело, особенно духовного направления, если будет надеяться на себя. Часто размышлял я об этом, пытаясь соотнести пропорцию между доверием Богу и опорой на свои силы, но все равно не понимал. И вот однажды, когда мы с ним вместе были в Турции, ехали на машине в Антиохию, по узкой горной дороге. За рулем — отец Даниил. На довольно крутом повороте навстречу нам двигался большой трейлер с цистерной. Отец Даниил не был хорошим водителем, с его зрением и двумя годами стажа вождения по московским пробкам автомобильчика «Деу Матиз» трудно стать профи на горных дорогах. Я же за свою жизнь немало поездил по горам на разных машинах, и вот я вижу, что мы должны поравняться с трейлером в самом неудобном месте. Естественная реакция — в этот момент сказать что-то вроде «тише, тише, правее возьми», но что-то меня остановило. Я посмотрел на отца Даниила, увидел очень сосредоточенный взгляд, он сильно напрягся, и в то же время сквозь это напряжение я почувствовал его спокойствие, он что-то едва слышно шептал и даже слегка улыбался. Мы разъехались с трейлером буквально в десяти сантиметрах. Дорога была дальняя, и скоро мы, забыв про этот случай (подобных ситуаций на горной дороге бывает немало), спокойно продолжали общаться.
Отец Даниил был ходячей энциклопедией, мог интересно рассказывать обо всем, говорить на любые темы. И тут я вспомнил мучающий меня вопрос и задал его: «Отец Даниил, ну как полагаться не на свои силы, а полностью на Бога? Вы же сами говорили, что нужно работать на пределе своих сил». «Вот так и делать, использовать все свои силы, и полностью полагаться на Бога», — ответил он. Простой ответ, вытекающий из вопроса, и тогда я начал усваивать это. А спустя немного времени отец Даниил сказал: «Если чего-то очень хочешь, нужно четко сформулировать цель, далее — понять средства для ее достижения, затем попросить помощи у Бога и нисколько не сомневаться. И — получишь».
Он иногда говорил с такой уверенностью или властью, что слова запоминались накрепко и становились руководством к действию. Теперь, когда я хочу сделать богоугодное дело, я всегда вспоминаю эти слова, а если процесс становится трудным или заходит в тупик, то вспоминаю случай с трейлером на горной дороге. Это действительно «работает», я проверял неоднократно, но важно не забывать, что результат и успех зависят от Бога, и не сомневаться. Позже, наблюдая за многими православными, за их желанием сделать какую-то работу в Церкви, создать интересный проект на благо братьев и сестер, я понял, как нам не хватает такого устроения ума. На миссионерских семинарах люди, желая послужить ближнему, предлагают интересные проекты, а потом, видя минусы этих проектов, сталкиваясь с трудностями, остывают, и проекты не реализуются. Люди пугаются трудностей по причине надеяния на свои силы, забывая, что они — живой инструмент в руках Божиих, что Бог возьмет человека в Свои руки, не нарушая его свободную волю.
Четверг 19 ноября 2009 года был для меня обычным днем, я мотался по своим делам. В храм я ехать не собирался, потому что четверговые беседы всегда слушал в записи в машине, а других дел у меня там не было. Но после обеда я подумал, что нужно бы исповедаться, потому что меня мучила одна неприятная страсть. Как показывает опыт, если тянет к греху — нужно бежать на исповедь, тем самым показывая Богу, что этот прилог или пленение ты не принимаешь, а борешься, и бес посрамляется и отступает. Кто практикует частую исповедь, понимает, о чем я. Отец Даниил мне говорил, что, если мне надо будет исповедаться, я могу «поймать» его в храме в любой день или всегда могу прийти в четверг, после беседы. Когда человек решает пойти на исповедь, то почему-то непременно появляются разные «срочные» или «важные» дела, и помысел шепчет: «До субботы рукой подать... успеешь». В тот четверг так со мной и было, я разрывался между выбором: вечером пойти на исповедь или развлечься с друзьями. Я ехал на машине по Третьему кольцу, времени около
девяти вечера, и — либо я поворачиваю на Волгоградку, домой, либо — еду дальше, тогда — храм Апостола Фомы. То ли пробка была огромная на повороте на Волгоградку, то ли не так быстро я перестроился, но я поехал в храм. Приехал, припарковался, поднялся к себе в бытовку, где у меня был маленький офис, и стал доделывать текущую работу, связанную с дисками.
После окончания беседы (в бытовке все слышно) я пошел к батюшке просить об исповеди. Я уже был практически последним, люди разошлись. Кто-то звонил ему пару раз на телефон храма, разговор, кажется, шел про пожертвования. Как позже выяснилось, это звонили убийцы. Отец Даниил уже надел куртку, собираясь уезжать, и сказал мне со вздохом: «Горе ты мое луковое... ладно, подожди», — и вышел из храма. Затем он вернулся, и мы вошли в алтарь. Он быстро надел поручи, епитрахиль, положил крест, Евангелие и очень быстро прочитал три тропаря из вечерних молитв. Я уже открываю рот, но отец Даниил меня обрывает, спрашивает: «Что там за шум?» — и выходит из алтаря. Мне почему-то показалось, что в храм вбежала большая собака. «Псина, что ли?» — подумал я и тоже направился к выходу из алтаря. Дальше мои воспоминания становятся смутными, но все-таки... я вижу, как человек в маске с акцентом кричит: «Где Сысоев? Где Сысоев?» — и, размахивая пистолетом с глушителем, стреляет в отца Даниила, и тот падает. Дальше убийца подходит к нему, направляет пистолет в голову и снова стреляет. Я просто стою на месте. Все длилось, как мне показалось, три секунды. Я закрываю дверь в алтарь, стою там и жду, что сейчас пуля настигнет и меня. Что происходит, я начал понимать не сразу, может быть, это был шок или психологическая защита, потому что подобное я мог видеть только в кино или во сне. Спустя еще секунд тридцать я снова выхожу из алтаря. Батюшка лежит на полу, истекая кровью, рядом стоит ошарашенный регент Владимир. Я наклоняюсь к отцу Даниилу и бормочу что-то вроде: «Господи, это что, его конец?» Я отказываюсь в это верить. Дальше начинается суета, которую можно описывать долго. Я сижу рядом с истекающим кровью моим батюшкой, снимаю с него крест, потому что он душит его, снимаю и епитрахиль. Вызвали скорую. Она приехала, я помогаю им разрезать рясу с подрясником, чтобы поставить капельницу. Отец Даниил хрипло дышит, и он спит. Он уснул сразу после первой пули, очевидно, потому, что она попала в шейную артерию. Я слышал его пульс практически до тех пор, пока он не остановился, трогал его постепенно холодеющую руку. Но, даже глядя в холодные и обреченные глаза сотрудников скорой помощи, я все равно отказывался верить, что он умирает. Когда захлопнулись двери скорой, я помчался за ней на своей машине, ворвался на территорию больницы и вбежал за батюшкой даже в реанимацию, что строго запрещается. Но никто не остановил меня тогда. Потом я вернулся в машину и стал писать и звонить всем знакомым священникам, чтобы возносили молитвы о раненом отце Данииле. В 00:30 я узнал, что смерть наступила в 00:15. Сколько нужно было иметь в себе жизни, чтобы после сквозного выстрела в голову жить еще полтора часа... Потом я вернулся к храму, где меня уже ждали сотрудники милиции и остальные люди, чтобы до утра детально расспрашивать обо всем. Многие плакали, многие просто стояли. Начали служить панихиды. В свободную минуту, уже осознав, что произошло на самом деле, я отошел за угол храма и сказал: «Отец Даниил, ты слышишь? Я тебя поздравляю! Это было очень здорово! Действительно, прославил тебя Господь Бог, Которого ты так любишь!»
* * *
Некоторые сейчас говорят, что отец Даниил «сам нарвался», даже среди православных пастырей находятся те, кто считает, что нужно уважать разные религии, а отец Даниил, дескать, не уважал. Многие соблазняются его книгой «Спасутся ли некрещеные?» Да, при жизни отца Даниила в его адрес было высказано множество нареканий и клеветы самого разного характера. Но смотрите на плоды его жизни. Ему было 35 лет, а он уже совершил огромное количество дел на благо Церкви. Бог обратил через него около 80 мусульман и 550 протестантов, более 30 его книг и 500 часов бесед и проповедей распространяются по всей России и востребованы в зарубежных приходах. И самое главное: своим ревностным служением, небоязнью говорить правду, неповторимой и насыщенной проповедью и настоящим примером живой апостольской веры отец Даниил зажег эту веру в сердцах многих людей. Его дело продолжается и набирает силу. Мы знаем, что нашей заслуги в развитии Миссионерского фонда нет вообще, нам просто посчастливилось стать участниками его дела.
Вот какие слова мне довелось услышать от некоторых священников после его смерти: «Хорошо, что его убили сейчас», — сказал отец Сергий, настоятель Свято- Вознесенского храма Пластуновской станицы Краснодарского края. «Почему же?» — задал я естественный вопрос. «А он оттуда гораздо больше сделает».
Отец Виталий, настоятель Свято-Никольского храма села Юрово Собинского района Владимирской области: «Я думаю, выполнение тех целей и задач, которые поставил перед собой отец Даниил, было возможно только при условии его мученической кончины. И получается, что он еще при жизни выбрал себе мученический венец». Это действительно так, потому что, стирая границу между его жизнью и смертью, мы можем видеть динамику реализации его проектов. А главным его проектом, лучше сказать, его целью — была проповедь Евангелия всем народам. Проповедь, которая приводит человека к Святой Чаше и через нее — к жизни вечной. Каждый человек должен постоянно двигаться вперед, некрещеный — креститься, крещеный — воцерковиться, воцерковленный — укрепляться, и так — до достижения святости. Но и в вечной жизни для святых все только начнется.
«Его убили, чтобы люди поверили, — сказал отец Иоаким, настоятель монастыря Преподобной Марии Египетской г. Нью-Йорка, — верующих мало стало». И это тоже правда. После триумфа отца Даниила люди читают его книги, статьи о нем, обращаются в Православие и воцерковляются, многие пишут в фонд, желая работать в миссии или открыть курсы по системе отца Даниила, некоторые в своих письмах просто рассказывают о том, насколько сильно он повлиял на их жизнь.
Через отца Даниила Господь показал нам пример той самой веры, которая должна быть в сердцах современных православных. Его мученическая кончина обличает представления о том, что сейчас времена поменялись и действовать нужно иначе. Это диавольская ложь. Для христиан времена не поменялись, и отец Даниил явил пример апостольской веры, не привязываясь к временной точке. Помню, однажды я спросил у отца Даниила: «А когда начнется рассвет Православия в стране?» «В смысле?» — уточнил он. Он частенько так делал, чтобы немного подумать, хотя прекрасно понимал вопрос, и любил отвечать сразу, как будто не беря время на размышление. «Старцы пророчествовали, что перед концом Россию ждет ненадолго духовный подъем. ..» — начал было я. «Я думаю, что духовный подъем уже начался», — прозвучал ответ. Да, зачастую многие ждут каких-то резких перемен, что придет великий православный царь и т.д. Ждать этого можно, конечно, долго, можно и не дождаться. Я верю, что если Господь дарует России духовное возрождение, если и будет духовный подъем, то выглядеть он будет так, как это было в апостольские времена, что описано в книге Деяний. Так, как действовал отец Даниил, так, как говорил 9 октября 2011 года на миссионерском заседании в Петербурге настоятель монастыря Преподобной Марии Египетской г. Нью-Йорка, схиархимандрит Иоаким (Парр) — речь идет об активной христианской жизни православных в дружных и поддерживающих друг друга общинах. Это ежедневный труд по работе над собой, поддержке бедных и воцерковлению ближних.