Магические свойства воды, набранной в определенных местах


Значимымис точки зрения локативных характеристик, обусловливающих особые свойства воды, оказываются в народных верованиях прежде всего места слияния двух-трех потоков. Такие места у восточных славян называются «спорными» (от глагола переть): спорное, супорное течение — 'водоворот',"круговое течение', 'сшибка двух потоков'. Можно согласиться с предположением Е.Л. Березович о том, что дополнительным мотивирующим моментом, способствующим сакрализации «спорных» мест на воде,
по-видимому, является народноэтимологическое сближение со словами спорынья, спор, спорина 'успех, удача, выгода, прибыль'. Кроме того, безусловно, существенной для оценки таких мест на воде была и семантика чисел «два» и «три». Ср. название места слияния трех ручьев, зафиксированное в топонимии Великоустюгского р-на Вологодской обл., — Троица; вода в этом месте считается в народе «святой»: «Там три ручья сотыкаются, вода в этом месте целебная. Где три реки сойдутся, там святая вода, божественная. Бог-от Троицу любит».

Вообще в народной топонимии явственно проявляется мифологическая значимость мест слияния нескольких потоков. Е. Л. Березович приводит интересные народныетолкования топонимов с обозначением «спорной воды»; ср. сообщение об
урочище, называемом Спор: «В Рождество и в Крещенье захватывали воду соСпора. Тамотко вода святая. Брали воду и ребят окачивали»
(Усть-Кубенский р-н Вологодской обл.); Спорное Место: «В Спорном Месте воду спирает, вода там целебная, святая» (с. Кудряшово Вологодской обл.).

Символика термина «спорная вода», соотносимая со значением «спорить, ссориться», проявляется в украинском обычае ходить
для избавления от страстной любви три утра подряд на спорную воду, т. е.к месту, куда стекаются три ручья: там страдающий любовным недугом должен был умыться из круга на воде, образованного его собственным поясом. Для защиты дома от вредоносных духов («босорок») население моравско-словацкого пограничья окропляло строения водой, принесенной с места слияния трех потоков. Поляки считали, что «жабу» и другие болезни можно излечить водой, добытой с того места, куда сливаются три ручья. Если же удавалось найти такое место, где четыре ручья сливаются вместе счетырех сторон света (и кроме того — вблизи перекрестка четырех дорог),
то такую воду в Моравии называли st'astnavoda; ею умывались для
здоровья, для обеспечения удачи и привлечения женихов.

Особые чудодейственные свойства приписывались проточной воде, набранной в местах водоворота или там, где она заворачивает против естественного течения. Отмеченность признака «крутящийся», «обратный», «текущий вспять» проявляется в любопытном восточнославянском термине "кумина вода". Ср. белор. туров, кумiна вода 'Bip, месце, дзевадавiрыць, закручвае у адваротны бок'; рус. кумоворот, кумовица, кумовник 'водоворот', 'обратное течение реки возле берега'. Комментируя эту загадочную народную терминологию, исследователь Г. Цыхун пишет: «При всей этимологической прозрачности указанных терминов (связь со словами кум, кума кажется бесспорной) остается неясной мотивация этой связи».
Мало что проясняет и легенда, записанная на Туровщине, о происхождении названия «кумина вода», в которой говорится о способе преодоления запрета на любовные связи между кумом и кумой: «Ехау кум iз кумою лодкою, да хоцелiнешчозробiць, да кажэ, шчо не можно. А знайшлiтаку воду, шчо лодка пойдзепроцi воды, то й назвалiкумiна вода».

Очевидно,что актуальным в этой ситуации остается признак «наоборот текущая вода», «крутящийся поток», благодаря которому вода с такого места признается «чудесной», способной нейтрализовать последствия греховного поведения. Проточная вода, заворачивающая в круговом движении против течения, называлась у болгар «левой» или «обратной» (лява вода, уврат вода) и использовалась для самых разных магических и лечебных целей. В
Юрьев день девушки-болгарки бегали купаться в те места, където се върти вода; это делалось для привлечения женихов. В таких же местах молодежь гадала о своей судьбе, пуская куски хлеба по «вертящейся воде».

Подобнаятерминологиялява вода, левичарска вода, уврат вода известна в болгарских диалектах для обозначения воды, стекающей с колеса водяной мельницы при его обратном движении. В селах западной Болгарии при завершении летнего выпаса овец им давали такой корм, который был замешенна так называемой «обратной» воде (овците се закърмят с кърмило, размесено с уврат вода — вода от воденично колело, което се върти наляво).Воде, стекающей с мельничного колеса, у всех славян приписывалась особая магическая сила. Сербы называли ее oмaja (т. е. колдовская, чудесная) и часто использовали как средство для лечения «сглаза» и «испуга». Если удавалось добыть такую воду в Юрьев день до восхода солнца, то ею поили коров для их молочности. В Польше девушки, для того чтобы добиться любви своего избранника, умывались водой, которая стекает с мельничного колеса при его обратном вращении. Так же поступали в Словакии и Моравии. По представлениям белорусов, водой,
набранной из-под мельничного колеса, следовало обмыть плачущего по ночаммладенца, чтобы избавить его от «ночниц».

В особенно трудных случаях (при лечении болезней) старались достать воду из таких мест, «где никто не черпал ее приблизительно три года» (белор.), или приносиливоду с ближайшего брода (болг.). Повсеместно у славян целебной считалась вода, взятая из культовых, «святых» источников, принадлежностькоторых могла приписываться как христианским святым, так и демоническимсуществам.

В роли «чудесной» иногда выступала и дождевая («небесная») вода, скопившаяся в определенных местах. По представлениям болгар, лечебные свойства имела дождевая вода, взятая с надгробного
камня или из дупла одиноко растущего дерева. Чтобы узнать мысли своего возлюбленного, польские девушки искали воду, скопившуюся в углублениях больших камней, и умывались ею. Белорусы такой водой, собранной с камней, лечили глазные болезни. Чтобы избежать выкидыша, беременная женщина пила дождевую воду, добытую с опрокинутого вверх дном ведра, и смачивала ею живот.

Во многих местах дождевая вода считалась надежным средством, облегчающим агонию тяжело умирающего человека. Вместе с тем для купания новорожденного не следовало использовать дождевую воду, иначе к ребенку будут легко приставать болезни. Белорусы придавали особое значение такой воде, которая стекает с соломенной крыши
недавно построенного дома; «стреховой» водой обмывали детей, чтобы избавить их от сыпи и угрей.

В народных верованиях и сказочной прозе «живая вода» добывается в труднодоступных, непроходимых местах: в горах, из-под корней высоко растущего дерева, в пещерах, ямах, в «заклятых» местах, в чудесных колодцах, на краю земли и т. п.

Наши рекомендации