Магические свойства воды, набранной в особое время
Во всех славянских традициях считалось, что магические свойства вода приобретала в зависимости от периодов календарного времени или от сезонных природных событий. Так, широко известный запрет ходить за водойночью мотивировался тем, что в ночное время вся вода в источниках оказывается «нечистой», что в ней «дьяволы купаются» и т. п. По сербскимповерьям, набранная ночью вода безусловно нечистая, не годится пить такую воду, «кoja се по мраку донесена» . В «ночной воде» (т. е. принесенной в дом ночью), по представлениям белорусов, нельзя купать младенца и стирать его пеленки, иначе на ребенка «нападут ночницы».
Вообщетемное время суток (как и темнота во время солнечного затмения), согласно народным представлениям, негативно воздействовало на качество воды, набранной в такие моменты. После захода солнца не принято было ходить за водой, и уж во всяком случае такую воду не использовали для питья или для купания младенцев. При солнечном затмении старались поплотнее закрыть колодцы и водяные емкости в доме, «чтобы вода не оказалась зараженной». Вместе с тем в большие календарные праздники,
когда — как считалось — в полночь происходят чудесные превращения с водой, она якобы сама собой очищалась в источниках, становилась «здоровой», «целебной», «сильной» либо превращалась на короткий миг в вино, кровь, молоко или золото. Именно перелом суточного или сезонного времени воспринимался как момент радикальных перемен в природе, как время чудесных превращений с водой. Поэтому в праздничные дни за водой ходили в полночь, на рассвете, до восхода солнца. Болгары в родопских селах верили, что обрядовое умывание в проточной воде по праздникам следовало совершать ранним утром, «пока воду не обогрело солнце, так как
в этот момент она самая чистая и целебная». По украинско-карпатским свидетельствам, страдающие венерическими и кожными болезнями старались вСочельник умыться проточной водой до восхода солнца, «и тогда они выздоровеют; но если мыться днем, то никакого действия (от такого мытья)не будет».
В самую полночь накануне Крещения, по болгарским
верованиям, вода в ручьях и реках «приостанавливается», «очищается», становится «крещеной», «животворной»; кто ею умоется или ее попьет, на весь год избавится от кожных болезней и очистится от вредоносного воздействия «нечистых» святочных дней. «Богоявленская» вода хранилась в доме как надежное лечебное средство. У русских был известен обычай собирать ночью со стогов в поле и с крыш дворовых строений «крещенский снег»: его топили и использовали для отбеливания холстов и для лечения.
Положительные свойства «очищенной от скверны» воды (из которой
изгонялись злые духи) приписывались воде после обряда церковного
освящения: считалось, что при крещенском водосвятии черти выскакивают изисточников и переселяются в растения.
Такие же чудесные свойстваприписывались воде, набранной в ночь перед Рождеством, накануне Нового года, в Юрьев день, в четверг или пятницу перед Пасхой, накануне дня Ивана Купалы и в некоторые другие праздники. Принесенная в дом ночью перед Новым годом василёва вода специально предназначалась для гаданий о
будущем (укр.). Особые целебные свойства приписывались «юрьевской» воде: болгары приносили ее накануне Юрьева дня или собирали ранним утромгергьовденску росу (т. е. росу или дождевую воду). Вода от юрьевского дождя (гергъовденскиятдъжд) называлась «золотой» и высоко ценилась как наиболее целительная и чудесная. Обычай обмываться юрьевской росой для здоровья известен у всех славян. Росная и дождевая вода в этот день называлась «небесной», «божьей», «здоровой». Сербы хранили ђурђевденску росу как надежное средство против кожных болезней и для любовной магии.
Взападнославянских поверьях чудесное обновление воды в источниках и колодцах происходило в четверг или пятницу на Страстной неделе. Страдающие недугом люди ходили глубокой ночью в пятницу перед Пасхой к проточной воде, где купались в «чудесной» воде . У валахов Словакии был повсеместно распространен обычай обмываться ночью (либо перед восходом солнца) в великопятничной» проточной воде {velkopdtecnapotocnavoda), чтобы быть весь год здоровыми и бодрыми; с этой же целью в потоки и ручьи загоняли домашний скот. Поляки Верхней Силезии верили, что в полночь с четверга на пятницу Страстной недели вся проточная вода (woda
ciekаca) на момент превращается в кровь в память о Христовых муках.
Чудесас проточной водой могли происходить, как считалось, и накануне летнего Иванова дня. Особые свойства «еньовденской» воды болгары объясняли тем, что ранним утром в Еньовден в текущей воде якобы купается солнце. В Польше говорили, что в день св. Яна вода во всех источниках становится целебной, так как сам святой Ян «окрестил» ее. После этого дня, когда сам св. Ян «освятил» воду, водяные уже не могут вредить людям.
Близкиек этим представления об «очищении» воды в источниках могли быть связаныне только с рубежными точками календаря и праздниками, но и с некоторыми природными явлениями. Так, после первого весеннего грома людитолпами устремлялись к проточной воде, где спешили умыться, чтобы обеспечить себе бодрость и здоровье. Поляки Ропчицкого воев. верили, чтосразу после первой весенней грозы вода в источниках на миг становится кровавой. Воду, полученную из первого выпавшего осенью снега, хранили до
высадки капустной рассады: если рассаду полить такой «снеговой» водой, капусту не станут есть гусеницы.