Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
О живой и мертвой воде
-
Слушай, ворон воронович! - молвил серый волк. - Я твоего детища не трону и отпущу здрава и невредима, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесешь мне мертвой и живой воды. На то ворон воронович сказал серому волку: - Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына. Выговоряэти слова, ворон полетел и скоро скрылся из виду. На третий день воронприлетел и принес с собой два пузырька: в одном - живая вода, в другом -мертвая, и отдал те пузырьки серому волку. Серый волк взял пузырьки, разорвал вороненка надвое, спрыснул его мертвою водою - и тот
вороненок сросся, спрыснул живою водою - вороненок встрепенулся и полетел. Потом серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою - его тело срослося, спрыснул живою водою - Иван-царевич встал и промолвил:
- Ах, куды как я долго спал!
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
Согласно народным представлениям, магические свойства (полезные или вредоносные) вода приобретала в зависимости от:
1)ее природных характеристик (проточная или стоячая; быстрая или
медленная; шумная или тихая; прозрачная или мутная; чистая или грязная; верхняя, т. е. набранная из горных ручьев, с поверхности реки, или нижняя — подземная, глубинная; теплая или холодная; свежая, только что принесенная из источника, или «старая»; дождевая или снеговая и т. п.);
2)особых периодов календарного или суточного времени (набранная в полночь, полдень, до восхода солнца, в большие годовые праздники, в новолуние, при солнечном затмении, после первого весеннего грома и т. п.);
3) места, где набирается вода (вблизи перекрестков
дорог; там, где сливаются два-три потока; вытекающая из-под корней
священного дерева или набранная из углубления культового камня; из-под колеса водяной мельницы; из омута, водоворота; оттуда, где вода в ручье заворачивает против течения, т. е. течет «наоборот»; добытая из трех, пяти, семи, девяти источников и т. п.);
4) способов набирания воды из источника или от условий ее доставки в дом (наполнениесосудов по течению реки, против течения; набирание воды самым первым изжителей села в течение суток; хождение, за водой босиком, молча, не
оглядываясь назад, и т. п.);
5) контакта воды с особыми предметами и лицами (например, вода, которой обмывали иконы, церковный колокол, дверные петли, ручки, замки, очажную цепь, посуду после поминальной трапезы и т. п.; пролитая сквозь прутья веника, острые металлические предметы, сквозь огонь, через штанину мужских брюк, отверстие в доске; та вода, которой обмывали новорожденного, роженицу, умершего; в которой мыли руки «каравайницы» после замешивания теста для
свадебного хлеба; вода, в которую бросали особые растения, монеты, тлеющие угли, пасхальное яйцо, и т. п.);
6) от того, какие ритуальные действия совершались с водой (освящение воды, наговоры на воду, стреляние в колодец, обжигание воды огнем, выставление воды «под звезды» и т. п.), и от некоторых других обстоятельств.
Вода «мертвая» и «живая»
Дляоценки положительных и негативных свойств воды в народной культуре особое значение приобретает оппозиция живой/мертвый. Выше мы уже упоминали, что признаком «живая» наделялась вода движущаяся, играющая световыми бликами, прозрачная, тогда как «мертвой», «дохлой» называли стоячую, мутную, неподвижную воду, как бы лишенную души. В народной терминологии и магии, относящейся к воде, более отмеченным является признак «мертвый».
Название «мертвая» относится прежде всего к воде, которой обмывали покойника. По чешским поверьям, mrtvavoda, оставшаяся после мытья умершего, считалась вредоносной, поэтому ее
следовало выливать на колья забора (чтобы нельзя было наступать на место, где она вылита) или относить подальше от дома. Белорусы
остерегались выливать «мертвецкие помои» вблизи пчельника, чтобы не загубить пчел. К такой воде не должна была прикасаться вдова умершего, чтобы не вымерли уже имеющиеся у нее дети и те, какие могли бы появитьсяв новом браке. У южных славян было принято выливать воду от мытья покойника в отдаленные места или на высокие деревья, «чтобы душа умершего не вернулась в дом». В Полесье мертвецкую воду выливали в доме под печь.
В южнославянской традиции «мертвой» чаще называлась
вода, которая оставалась в доме на момент смерти члена семьи. По
болгарским верованиям, мъртвешка вода должна быть вылита из всех домашних сосудов сразу после смерти человека или после выноса тела из дома и заменена свежей; строго соблюдался запрет пить такую воду, поскольку «в нее погружалась (или мылась) душа умершего». Словенцы тоже называли воду, хранившуюся в доме в момент смерти человека, mrtvavoda или vodaumrlica. В Боснии долгое время сохранялся обычай выливать всю имеющуюся воду не только в доме, где случилась смерть, но и во всех соседних домах. Наиболее популярными мотивировками подобных действий были следующие: «чтобы умершего на том свете не мучила жажда», «в воде поселяется душа умершего», «в домашней воде Смерть обмывает свой нож (косу, серп)», «вода в сосудах становится смертоносной, замершей, мертвой» и т. п. По свидетельствам из Польши, выносить все сосуды с водой из дома, где кто-то умер, нужно было для того, «чтобы дух умершегов ней не купался»; при этом следили, чтобы никто из домочадцев не успелотпить ее, так как в домашней воде могла задержаться душа и от этого wodasiepsuje.
Болгарский термин мъртвешка вода или мъртовечка вода мог обозначать также такую воду, которую специально оставляли на
ночь возле умершего; утром ее выбрасывали вместе с посудой как можно дальше от дома, поскольку, как считалось, такая вода содержит душу покойника. В Словении и Хорватии объясняли обычай оставлять чашку воды рядом с усопшим тем, что «vodapotegneduh» [вода притягивает душу].
Согласно другим мотивировкам, воду ставили на ночь возле умершего, «да се измиедушата» [чтобы душа могла обмыться].
«Мертвая» вода повсеместно у славян считалась опасной для живых, способной навредить людям и скоту, вместе с тем она использовалась в апотропейной магии: ее хранили в хозяйстве как средство, отгоняющее воробьев от засеянного поля, как оберег скота от заразных болезней и в других лечебных и профилактических целях.
Менее популярным (и менее определенным посвоим значениям) оказывается в славянском ритуально-магическом комплексе термин «живая вода». Иногда он относился не только к проточной, но и к дождевой («небесной») воде: «Жива вода, штоизвире из врела, jeст, као и киша, божанскакрв, семе неба» [Живая вода, бьющая из
родника, как и дождевая, это Божья кровь, небесное семя]. По болгарскимверованиям, на краю земли есть море с «живой водой»; если человек сумеет напиться из него, он становится бессмертным. Однако чаще такие свидетельства встречаются в сказочной прозе. Мотив о чудесной воде, способной оживить убитого, широко известен в волшебных сказках. В них «живая» вода либо противопоставляется «мертвой» (первая оживляет, втораяумерщвляет), либо та и другая направлены на чудесное оздоровление человека («мертвая» вода способствует срастанию расчлененного тела, а «живая» — полностью возвращает человека к жизни).
По предположению В. Я. Проппа, «живая» и «мертвая» вода в большинстве сказочных мотивов есть одно и то же, поскольку, чтобы ожить, умерший вынужден пользоваться сначала одной, а затем другой водой. К такому же заключению приходят исследователи, проанализировавшие сюжеты польских волшебных сказок о «живой» и «мертвой» воде: «Эти две разновидности магической воды образуют некое взаимодополняющее единство»; о свойствах martwejwody в сказках говорится, что она способствует срастанию разрубленного тела, восстановлению отсеченных конечностей, залечивает раны, возвращает зрение и т. п. Подобное неразличение свойств «живой» и
«мертвой» воды показывает, насколько зыбкой может представляться в народной культуре граница между «живым» и «мертвым», насколько
неоднозначно воспринимается носителями магического сознания и
губительная, и одновременно животворящая сила смерти.
О живой и мертвой воде
-
Слушай, ворон воронович! - молвил серый волк. - Я твоего детища не трону и отпущу здрава и невредима, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесешь мне мертвой и живой воды. На то ворон воронович сказал серому волку: - Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына. Выговоряэти слова, ворон полетел и скоро скрылся из виду. На третий день воронприлетел и принес с собой два пузырька: в одном - живая вода, в другом -мертвая, и отдал те пузырьки серому волку. Серый волк взял пузырьки, разорвал вороненка надвое, спрыснул его мертвою водою - и тот
вороненок сросся, спрыснул живою водою - вороненок встрепенулся и полетел. Потом серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою - его тело срослося, спрыснул живою водою - Иван-царевич встал и промолвил:
- Ах, куды как я долго спал!
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
Согласно народным представлениям, магические свойства (полезные или вредоносные) вода приобретала в зависимости от:
1)ее природных характеристик (проточная или стоячая; быстрая или
медленная; шумная или тихая; прозрачная или мутная; чистая или грязная; верхняя, т. е. набранная из горных ручьев, с поверхности реки, или нижняя — подземная, глубинная; теплая или холодная; свежая, только что принесенная из источника, или «старая»; дождевая или снеговая и т. п.);
2)особых периодов календарного или суточного времени (набранная в полночь, полдень, до восхода солнца, в большие годовые праздники, в новолуние, при солнечном затмении, после первого весеннего грома и т. п.);
3) места, где набирается вода (вблизи перекрестков
дорог; там, где сливаются два-три потока; вытекающая из-под корней
священного дерева или набранная из углубления культового камня; из-под колеса водяной мельницы; из омута, водоворота; оттуда, где вода в ручье заворачивает против течения, т. е. течет «наоборот»; добытая из трех, пяти, семи, девяти источников и т. п.);
4) способов набирания воды из источника или от условий ее доставки в дом (наполнениесосудов по течению реки, против течения; набирание воды самым первым изжителей села в течение суток; хождение, за водой босиком, молча, не
оглядываясь назад, и т. п.);
5) контакта воды с особыми предметами и лицами (например, вода, которой обмывали иконы, церковный колокол, дверные петли, ручки, замки, очажную цепь, посуду после поминальной трапезы и т. п.; пролитая сквозь прутья веника, острые металлические предметы, сквозь огонь, через штанину мужских брюк, отверстие в доске; та вода, которой обмывали новорожденного, роженицу, умершего; в которой мыли руки «каравайницы» после замешивания теста для
свадебного хлеба; вода, в которую бросали особые растения, монеты, тлеющие угли, пасхальное яйцо, и т. п.);
6) от того, какие ритуальные действия совершались с водой (освящение воды, наговоры на воду, стреляние в колодец, обжигание воды огнем, выставление воды «под звезды» и т. п.), и от некоторых других обстоятельств.