Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство
– возможно это продолжение ответа на отрицание и разделение законов Аллаха
неверующими. Ведь Аллах Знающ и Мудр, никто не может спросить у Него о том, что
Он делает, но они будут спрошены. Он знает об истинном положении вещей и об интересах
Его рабов. Он дозволяет то, что полезно для них, и запрещает то, что содержит вред.
Он более милосерден к ним, чем мать к ребёнку. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿فَمَن جَآءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّنْ رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾
Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет (прощено) то, что было прежде,
и его дело будет в распоряжении Аллаха – кого достигла весть о запрете Аллахом лихоимства и он тотчас же прекратил, то ему будет прощены его прежние сделки,
ведь Аллах также сказал: ﴿عَفَا اللَّهُ عَمَّا سَلَف﴾Простит Аллах то, что было прежде. (5:95)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в день взятия Мекки сказал:
«وَكُلُّ رِبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ تَحْتَ قَدَمَيَ هَاتَيْنِ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ، رِبَا الْعَبَّاس»
«Любое лихоимство времён джахилии отменено и растоптано
Моими ногами. Первое лихоимство, которое я отменяю
это ростовщичество Аббаса (дяди пророка)[214]».
Он не приказал возвращать лихву, взятую при прежнем ростовщичестве,
он просто простил то, что было ранее.Как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾ то ему будет (прощено) то,
что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха.
Саид ибн Джубайр сказал: «Кто прекратил заниматься лихоимством
сразу же после запрета, то ему прощено то, что было ранее».
Затем Аллах сказал: ﴿وَمَنْ عَادَ﴾ А кто вернется к этому– т.е.
к лихоимству после того, как до него дошёл запрет Аллаха,то его действие
заслуживает наказание, ибо до его сведения уже был доведён аргумент.
Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـالِدُونَ﴾
Те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.
Абу Дауд передаёт, что Джабир сказал: «Когда был ниспослан аят:
﴿الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـانُ مِنَ الْمَسِّ﴾
Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,
Кого сатана поверг своим прикосновением
– посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ لَمْ يَذَرِ الْمُخَابَرَةَ فَلْيُؤْذِنْ بِحَرْبٍ مِنَ اللهِ وَرَسُولِه»
«Кто не оставил аль-мухабиру, то пусть знает,
что Аллах и Его посланник объявили ему войну!»
Этот хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрике на условиях двух шейхов,
но сами они не привели этот хадис в своих сборниках.
Аль-Мухабира - это арендное земледелие за часть урожая, является харамом.
Аль-Музабана - это продажа свежих фиников еще на пальме за финики, лежащие на земле.
Аль-Мухакаля - это продажа зерен еще на поле в колосьях за зерна,
лежащие на земле. Все эти сделки и подобные им являются лихвой и запрещены, т.к. невозможно сравнивать количество товара до и после сушки. Поэтому некоторые ученые сказали, что неведение о количестве двух товаров все равно, что намеренное лихоимство. Поэтому они запретили подобные сделки, дабы сузить пути и уменьшить способы,
ведущие к риба – лихвы, а также из-за разного уровня знаний, дарованных им Аллахом,
ибо над каждым ученым есть более сведущий.
Способы и двери лихвы – одна из самых трудных тем для ученых.
Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я сожалею, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
не сделал нам более ясными три вопроса так, чтобы мы могли обратиться к его решению.
Это вопрос о деде (наследования его внуков), это вопрос о Каляле (т.е. о тех,
кто не оставил наследников и потомков), а также о некоторых видахриба
– лихоимства (т.е. некоторые методы или пути, ведущие к риба)».
Шариат гласит, что любой способ, ведущий к хараму, так же является запретным, так же, как все, без чего невозможно совершить ваджиб – обязанность, также является ваджибом.
В двух Сахихах приводится хадис от ан-Нумана ибн Башира (да будет доволен им Аллах),
что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَ ذَلِكَ أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ،
وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَولَ الْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيه»
«Поистине дозволенное разъяснено, и поистине запретное разъяснено.
А между ними есть много сомнительного. И тот, кто опасался сомнительного,
Тот отчистил свою религию и честь. А тот, кто впал в сомнительное,
Тот вот - вот впадет в запретное, подобно пастуху, пасущий стадо возле
Частного пастбища и в любой момент его стадо может зайти на него».
Ибн Маджах приводит хадис отАбуХурайры (да будет доволен им Аллах),
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُك»
«Оставь то, что заставляет тебя сомневаться на то,