То они оба не совершат греха, если она выкупит развод.

Но если она просит развод без уважительных причин и предлагает выкуп?

Ибн Джарир передаёт от Саубана,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلَاقًا فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ، فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّـة»

«Если женщина попросит у своего мужа развод без уважительной причины,

то запах рая будет запретным для неё[166]».

Этот хадис также передали: Абу Дауд, ибн Маджах и ибн Джарир от Хаммада ибн Зайда с другим иснадом. Ат-Тирмизи считает это хорошим и достоверным хадисом.

Ибн Джарир упоминает, что этот аят (2:229) был ниспослан по поводу

Сабита ибн Кайса ибн Шамаса и его жены Хабибы бинт Абдулла ибн Убай ибн Сулуль.

В аль-Муатта имам Малик сообщает,что Хабиба бинт Сахль аль-Ансари была замужем

за Сабитом ибн Кайсом ибн Шаммасом. Как-то ранним утром посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) вышел из дома и встретил на пороге Хабибу бинт Сахль. Он спросил у неё: «Что это?»она ответила: «Я Хабиба дочь Сахля».

Он спросил: «Что с тобой?», она ответила: «Ни я, ни, Сабит ибн Кайс (мой муж),

не можем дальше жить вместе». Когда пришёл Сабит ибн Кайс, пророк сказал ему:

«هذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ قَدْ ذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ تَذْكُر»

«Это Хабиба бинт Сахль, она рассказала мне то, что рассказала».

Хабиба добавила: «Всё, что он подарил мне, при мне».Тогда посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему:«خُذْ مِنْهَا» «Возьми это у неё».

Он взял то, что даровал, и она вернулась к родственникам[167]».

Этот хадис также рассказал Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи.

Аль-Бухари передаёт от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими,

что (однажды) жена Сабита бин Кайса пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако (, будучи мусульманкой,) я не хочу (придерживаться обычаев) неверия в исламе!» Посланник Аллаха,да благословит его Аллах

и приветствует, спросил (её):«أَتَرُدِّينَ عَلَيهِ حَدِيقَتَه» «Вернёшь ли ты ему его сад?»

Она сказала: «Да». Тогда посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Сабиту):«اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَة» «Прими (от неё свой)сад и дай ей

(первый)развод![168]» (этот хадис также рассказал ан-Насаи)

Ат-Тирмизи передаёт, что таким образом развелась (аль-Хуль’) Рубаййа бинт Муаиз

ибн Афра при жизни пророка,да благословит его Аллах и приветствует, и пророк

повелел ей , (или ей было сказано) выждать срок в один менструальный период.

В версии Абу Давуда и ат-Тирмизи сообщается, что жена Сабита ибн Кейса выкупила

у него развод,а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел ей выждать

отведенный для развода срок в течение одного менструального цикла.

Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим.


Ибн Маджа передал похожий хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра,

да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается,

что Сабит ибн Кейс был настолько безобразен, что его жена сказала: «Если бы я не страшилась Аллаха, то плюнула бы ему в лицо, когда он впервые уединился со мной».
Ахмад также передал похожий хадис со слов Сахля ибн Абу Хасмы,

да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором говорится:

«Это был первый развод за денежный выкуп в исламе».

Слово Аллаха:

﴿تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلاَ تَعْتَدُوهَا وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـالِمُونَ

Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их.

А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками

– т.е. это законы, которые Он установил для вас, они же являются для вас границами, которые вам не следует преступать. Как об этом говорится в достоверном хадисе:

«إِنَّ اللهَ حَدَّ حُدُودًا فَلَا تَعْتَدُوهَا، وفَرَضَ فَرَائِضَ فَلَا تُضَيِّعُوهَا، وحَرَّمَ مَحَارِمَ فَلَا تَنْتَهِكُوهَا،

وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ رَحْمَةً لَكُمْ مِنْ غَيْرِ نِسْيَانٍ فَلَا تَسْأَلُوا عَنْهَا»

«Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение)религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил(некоторые) веши, так не нарушайте же( запреты), и умолчал о(некоторых)вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!»

Этот аят некоторые учёные приводят в качестве довода на то, что произношение

трёхкратного развода единожды запрещено, так в частности считают маликиты.

Это также доказывает повествование от Махмуда ибн Лябида о том,

что посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщили о мужчине, который развёл жену трёхкратным произношением слов развода одновременно.

Посланник Аллаха встал в гневе и сказал:«أَيُلْعَبُ بِكِتَابِ اللهِ وَأَنَا بَيْنَ أَظْهُرِكُم»

«Неужели книгой Аллаха забавляются, в то время как я ещё среди вас (жив)?».

Тогда один человек встал и спросил у него:«О, посланник Аллаха, может мне убить его?».

В иснаде хадиса присутствует обрыв между рассказчиками.

Слово Аллаха: ﴿فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ﴾

Если он развелся с ней, то ему не дозволено жениться на ней,

Наши рекомендации