Ешьте и пейте, пока не появится красное зарево».

Ибн Джарир ат-Табари передаёт от Самуры ибн Джундуба,

что что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا يَغُرَّنَّكُمْ أَذَانُ بِلَالٍ وَلَا هَذَا الْبَيَاضُ لِعَمُودِ الصُّبْحِ حَتَّى يَسْتَطِير» «Пусть вас не останавливает

азан Билала или увеличение белизны (на горизонте),пока не станет светать».

Так как рассвет является последним временем дозволенности еды,

питья и совокупления для намерившихся поститься, если человек оказался утром

осквернённым (половым актом ночью), то он должен принять омовение (гусль) и

продолжить свой пост, на нём не будет греха за это. При совокуплении с супругой ночью

и отсутствии полного омовения, пост будет действительным согласно хадису:

Передают, что ‘Аиша и Умм Салама, да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встречал рассвет будучи в состоянии полового осквернения после ночи,проведенной с женой. Затем он купался и начинал

поститься. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.А в версии, переданной Муслимом со слов Умм Саламы, (да будет доволен ею Всевышний Аллах), также говорится:

«…и он не возмещал этот пост».

В Сахихе Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), чточеловек спросил:«Я застаю молитву, будучи в состоянии полового осквернения, поститься ли мне?»

на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«وَأَنَا تُدْرِكُنِي الصَّلاةُ وَأَنَا جُنُبٌ فَأَصُوم» «И я застаю молитву, будучи в состоянии полового осквернения и при этом пощусь». Тогда человек сказал: «Ты не такой как мы, о, посланник Аллаха, ведь Аллах простил тебе все грехи, которые ты совершил или совершишь».

Тогда посланник Аллаха сказал:«وَاللهِ إِنَّي لَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَخْشَاكُمْ للهِ وَأَعْلَمَكُمْ بِمَا أَتَّقِي»

«Клянусь Аллахом, я надеюсь, что я являюсь самым богобоязненным,

и самым сведущим в вопросах богобоязненности[91]».

Из слова Аллаха: ﴿ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ﴾ а затем поститесь до ночи – следует,

что разговеться следует с закатом солнца в соответствии с Исламским шариатом.

Об этом говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах от повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба,что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِذَا أَقْبَلَ اللَّيْلُ مِنْ ههُنَا، وَأَدْبَرَ النَّهَارُ مِنْ ههُنَا فَقَدْ أَفْطَرَ الصَّائِم»«Когда ночь приходит оттуда

(с запада),а день уходит туда(на восток),то время разговеться постящемуся».

Сахль ибн Сааад ас-Саади передает,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْر»

"С людьми всё будет в порядке, если они ускоряют розговенье".

Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يَقُولُ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: إِنَّ أَحَبَّ عِبَادِي إِلَيَّ أَعْجَلُهُمْ فِطْرًا» «Говорит Всевышний Аллах:

«Самые любимые мои рабы – те, кто спешит с разговением».

Ат-Тирмизи передаёт этот хадис и говорит, что этот хадис хасан гариб.

Есть несколько достоверных хадисов,

запрещающих Висал (непрерывный пост без разговения и сухура).

Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا تُوَاصِلُوا» «Не поститесь непрерывно». Тогда люди сказали:

«О, Посланник Аллаха, но ведь ты сам постишься непрерывно!»В ответ он сказал:

«فَإِنِّي لَسْتُ مِثْلَكُمْ إِنِّي أَبِيتُ يُطْعِمُنِي رَبِّي وَيَسْقِينِي» «Но кто же из вас похож на меня?!

Воистину, мой Господь кормит и поит меня по ночам!» Некоторые все же отказались прерывать пост по ночам, и тогда он тоже перестал прикасаться к еде

сначала один день, потом другой, а на третий день они увидели молодой месяц,

и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «لَوْ تَأَخَّرَ الْهِلَالُ لَزِدْتُكُم»

«Если бы он появился позже, я бы велел вам продолжать поститься таким образом[92]». Это было бы для них наказанием за то, что они отказались повиноваться ему.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:(Когда) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил (людям) соблюдать пост непрерывно из милосердия к ним, они сказали:“Но ты ведь (делаешь это!)” На это пророк, да благословит его Аллах

и да приветствует сказал: « إِنِّي لَسْتُ كَهَيئَتِكُمْ إِنِّي أَبِيتُ يُطْعِمُني رَبِّي ويَسْقِيني »“Поистине,

я не таков, как вы, ведь Господь мой кормит и поит меня!” (Аль-Бухари; Муслим)


Есть множество повествований, запрещающих Висал. Практика Висал (непрерывный пост) была одной из особенностей пророка (да благословит его Аллах и приветствует),

ибо Аллах помогал ему обходиться без еды и питья не испытывая голода и жажды.

Т.е. он получал поддержку в духовном, а не материальном плане.Однако, кто не желает разговеться с закатом солнца, может сделать это до сухура (предрассветной трапезы),

как об этом говорится в хадисе от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах),

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا تُوَاصِلُوا فَأَيُّكُمْ أَرَادَ أَنْ يُوَاصِلَ فَلْيُوَاصِلْ إِلَى السَّحَر»

«Не поститесь непрерывно, тот кто хочет продолжить, то пусть продолжает до сухура». Тогда люди сказали: :“Но ты ведь (делаешь это!)” На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:«إِنِّي لَسْتُ كَهَيْئَتِكُمْ، إِنِّي أَبِيتُ لِي مُطْعِمٌ يُطْعِمُنِي وَسَاقٍ يَسْقِينِي»

“Поистине, я не таков, как вы, ведь у меня есть кормилец, который кормит меня и дающий питье, который поит меня!” Этот хадис также приводится в двух Сахихах.

Слово Аллаха: ﴿وَلاَ تُبَـاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَـكاِفُونَ فِي الْمَسَـاجِدِ﴾

Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях.

Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал:

«Речь идёт о человеке, который совершает И’тикаф(благочестивое уединение в мечети)

в мечети в Рамадан или в другое время. Аллах запретил ему совокупляться

с жёнами ночью или днём, пока он не завершит И’тикаф».

Ад-Даххак сказал: «Человек, уединившись в мечети, выходил из неё и совокуплялся с женой, если желал, и тогда Всевышний Аллах сказал:﴿ وَلاَ تُبَـاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَـكاِفُونَ فِي الْمَسَـاجِدِ﴾

Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях – т.е. не приближайтесь к ним, пока вы совершаете И’тикаф, будучи в мечети или в другом месте».

Муджахид, Катада и многие другие учёные считали, что мусульмане поступали так

(совокуплялись с жёнами во время И’тикафа) пока не был ниспослан этот аят.

Ибн Аби Хатим сказал: «Так считали: ибн Масуд, Мухаммад ибн Кааб, Муджахид,

Ата, аль-Хасан, Катада, ад-Даххак, ас-Судди, аз-Зубайр ибн Анас и Мукатиль.

Они также считали, что человек не должен совершать близость со своей супругой,

будучи в состоянии И’тикафа». Единогласно принято считать, что совершающему И’тикаф запрещается близость с женами, пока он находится в состоянии И’тикаф в мечети. Если же человек пошёл домой по какой-то нужде, то ему нельзя оставаться дома дольше, чем требуется. Он может пойти туда для оправления естественных нужд, для приёма пищи и т.п. ему недозволительно целоваться с женой или обнимать её, а также заниматься любыми делами, которые отвлекали бы его от И’тикафа. Ему также не следует посещать больного, ему лишь можно справляться о нём по пути в мечеть. Правила поведения при И’тикафе единогласно приняты учёными, однако есть аспекты, о которых существуют разногласия. Эти аспекты мы привели в конце книге о посте. Среди учёных принято завершать книгу о посте разделом об И’тикафе в соответствии с Кораном, т.к. в Коране И’тикаф упоминается после описания поста. В том, что Аллах упоминает И’тикаф после поста, указание на то, что уединение в мечети, желательно в конце месяца поста.

В достоверной Сунне приводится хадис о том,

что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней Рамадана до тех пор, пока Великий и Могучий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены.Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Так в двух Сахихах приводится хадис от Аиши

(да будет доволен ею Аллах) о том, что Сафийя бинт Хай посещала посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и разговаривала с ним, когда он уединялся в мечети. Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) пошёл проводить её, пока не поравнялся с её домом, её дом был во дворе Усамы ибн Зайда на окраине Медины.

Когда они дошли до дома, двое мужчин из ансаров поравнялись с ними и прошли быстро, тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) окликнул их:

«عَلى رِسْلِكُمَا، إِنَّهَا صَفِيَّةُ بِنْتُ حُيَي» «Не убегайте, это Сафийа бинт Хуяй (моя жена)».

Тогда эти люди воскикнули: «Слава Аллаху (как мы можем подумать что-то плохое о тебе), посланник Аллаха!». Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«إِنّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنِ ابْنِ آدَمَ مَجْرَى الدَّمِ، وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يَقْذِفَ فِي قُلُوبِكُمَا شَيْئًا، أَوْ قَالَ: شَرًّا»

«Поистине Шайтан бегает по кровеносным сосудам сына Адама, я побоялся

, что он может бросить в ваши сердца что-нибудь (или он сказал:«зло»)[93]».

Имам Шафии сказал: « Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,хотел научить свою Умму, как следует своевременно избегать обвинений в совершении запретного,

не смотря на то, что эти двое мужчин никогда не осмелились бы подумать плохое на пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах знает лучше ». Этот аят (2:187) запрещает половые сношения, а также любые прелюдии к половому акту,

такие как поцелуи и объятия и т.п. во время И’тикафа.

Что касается присутствие жены для помощи , то это дозволительно.

Об этом сообщается в двух Сахихах, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, также рассказывала:«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову оставаясь в мечети, в то время, когда у меня были месячные регулы, , а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

Слово Аллаха: ﴿تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ﴾ Таковы ограничения Аллаха – т.е. всё что мы разъяснили, предписали и ограничили из правил поста, всё что дозволили в нём и запретили, все льготы и предпочтения в нём являются заповедями Аллаха, которые Он узаконил, поэтому:

(فَلاَ تَقْرَبُوهَا) Не приближайтесь к ним– т.е. не нарушайте и не приступайте их.

Ад-Даххак и Мукатиль считали, что в аяте: ﴿تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ﴾ Таковы ограничения Аллаха

– подразумевается совокупление во время благочестивого уединения.

Абдур-Рахман ибн Аслам ибн Зайд считал,

что речь идёт о четырёх ограничениях, и при этом он читал аят:

﴿أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَآئِكُمْ﴾Вам дозволено вступать в близость с вашими женами

в ночь поста.До слов Всевышнего: ﴿ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ﴾а затем поститесь до ночи.

Аслам ибн Зайд говорил при этом:«Мой отец говорил тоже самое и читал этот аят».

﴿كَذلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ﴾ Так Аллах разъясняет Свои знамения людям

– также как Он разъяснил правила поста и его подробности, Он разъясняет остальные законы людям языком Своего раба и посланника Мухаммада

(да благословит его Аллах и приветствует).

﴿لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ﴾ людям, – быть может, они устрашатся

– т.е. будут знать как следует поклоняться, и станут руководствоваться этим.

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿هُوَ الَّذِى يُنَزِّلُ عَلَى عَبْدِهِ ءَايَـاتٍ بَيِّنَـاتٍ لِّيُخْرِجَكُمْ مِّنَ الظُّلُمَـاتِ إِلَى النُّورِ وَإِنَّ اللَّهَ بِكُمْ لَرَءُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾

Он – Тот, Кто ниспосылает Своему рабу ясные знамения, чтобы вывести вас из мраков к свету. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к вам.(57:9)

Всевышний Аллах говорит:

وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَلَكُمْ بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَآ إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

(188) Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех.

Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал:

«Этот аят ниспослан относительно человека, который должен

вернуть средства другому человеку, который не может доказать этот долг.

Тот же отрицает свой долг и обращается к правителям, зная, что он не прав, и то,

что он является грешником, пожирающим запретное имущество».

Передают, что Муджахид, Саид ибн Джубайр, Икрима, аль-Хасан, Катада, ас-Судди, Мукатиль ибн Хаййан, Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказали по этому поводу:

«Не препирайся, когда ты знаешь, что ты не прав».

В двух Сахихах приводится хадис от Умм Салама,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَلَا إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ، وَإِنَّمَا يَأْتِينِي الْخَصْمُ، فَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ أَلْحَنَ بِحُجَّتِهِ مِنْ بَعْضٍ فَأَقْضِيَ لَهُ،

فَمَنْ قَضَيْتُ لَهُ بِحَقِّ مُسْلِمٍ فَإِنَّمَا هِيَ قِطْعَةٌ مِنْ نَارٍ، فَلْيَحْمِلْهَا أَوْ لِيَذَرْهَا»

“Я всего лишь человек. Ко мне приходят спорящие. Кто-то из них может

представить убедительные доводы (документы),и я могу решить вопрос в его пользу.

Кто присвоил чужое добро из достояния своего собрата мусульманина - тот горящий факел адского огня. Ему решать – брать или оставить присвоенное[94]”.
Этот аят, а также хадис за ним указывают на то,что решение судьи или правителя

не меняют суть дела, они не могут дозволить запретное или запретить дозволенное.

Они обязательны для исполнения только внешне, судья получит награду от Аллаха за вынесенное решение по внешним фактам, а истец получит свой грех за несправедливый иск.

Именно об этом Аллах сказал:

﴿وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَلَكُمْ بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَآ إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ﴾

Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех – т.е. вы знаете

несправедливость ваших исков, но на словах настаиваете на их правильности.

Катада сказал: «О, сын Адама, знай, что суд и судьи такие же люди, которые иногда ошибаются, а иногда правы. Знайте же, что кому присудили несправедливо, его иск не завершится, пока Аллах не соберёт людей в Судный день и не решит между правым и неправым более справедливо, чем было решено между ними при жизни».

Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Приверженцы Сунны единогласны

в том, что поедание запретного имущества в любом размере является харамом».

Башар ибн аль-Мутамир и группа мутазилитов считает, что

«если было присвоено имущество в размере более двухсот дирхамов, то присвоивший

будет грешным, сумма ниже двухсот дирхамов не будет грехом». Аль-Джибаи сказал:

«Присвоение одного дирхама будет грехом, меньше дирхама грехом не будет».

Аллах сказал далее:

يَسْـَلُونَكَ عَنِ الأَهِلَّةِ قُلْ هِىَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا

وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَبِهَا وَاتَّقُواْ اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(189) Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но бла- гочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, – быть может, вы окажетесь преуспевшими.

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Люди часто спрашивали у посланника Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, о новолуниях, и тогда был ниспослан аят:

(يَسْـَلُونَكَ عَنِ الأَهِلَّةِ قُلْ هِىَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ) Они спрашивают тебя о новолуниях.

Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей– посредством которых

люди могут узнавать окончание срока возвращения долга и окончание идды

(срок, который должна выждать разведённая женщина или вдова перед тем,

как снова выйти замуж) у женщин, а также время хаджа».

Абдур-Раззак ибн Аби Равад передаёт от ибн Умара,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«جَعَلَ اللهُ الْأَهِلَّةَ مَوَاقِيتَ لِلنَّاسِ، فَصُومُوا لِرُؤْيَتِهِ، وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَعُدُّوا ثَلَاثِينَ يَوْمًا»

«Аллах сделал новолуния как средство определения времени для людей.

Так поститесь же как увидите месяц, и разговейтесь как увидите месяц.

А если будет облачно, поститесь тридцать дней[95]».

Хадис рассказал аль-Хаким в аль-Мустадрике, он добавил, что иснад (цепь передатчиков) хадиса достоверный, но аль-Бухари и Муслим не записали его в своих сборниках.

Слово Аллаха:

﴿وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَن تَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَبِهَا﴾

Наши рекомендации