Как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь.
Ведь пост очищает тело и сужает пути шайтана.
Нечто подобное говорится в достоверном хадисе:
«يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمُ الْبَاءَةَ فَلْيتَـزَوَّجْ وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِع فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاء»
«О, собрание молодёжи, кто из вас может жениться, то пусть женится, кто же не имеет возможности, то пусть постится, ведь это для него охлаждение (похоти)[76]»
Затем Аллах разъяснил, что пост предписан лишь определённое количество дней,
дабы его выполнение не было затруднительным для сердец. В начале Ислама люди
постились три дня в начале каждого месяца. Этот вид поста был аннулирован постом
в месяц Рамадан, но об этом мы расскажем позже с дозволения Аллаха.
Аль-Бухари и Муслим передают в своих Сахихах от Аиши (да будет доволен ею Аллах)
о том, что пост в день Ашура был обязательным, пока не был предписан пост в Рамадан.
В последствии в день Ашура постился кто хотел, а кто не желал не постился.
Слово Аллаха: ﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾
А тем, которые способны поститься с трудом,
Следует во искупление накормить бедняка
–Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «В начале тот, кто желал постился,
а кто не хотел не постился и кормил за каждый пропущенный день бедняка».
Также передаёт аль-Бухари от Саламы ибн аль-Акуа’а о том, что он сказал:
«Когда был ниспослан аят: ﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾
А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление
накормить бедняка – тот, кто не желал поститься кормил бедняка (фидья),
пока не был ниспослан аят после него, который аннулировал предыдущий».
Ас-Судди передаёт от Абдуллы, что он сказал по поводу слова Аллаха:
﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾ А тем, которые способны поститься с трудом,
следует во искупление накормить бедняка –т.е. находили пост затруднительным.
Ранее тот, кто желал, постился, а тот, кто затруднялся поститься кормил бедняка.
﴿فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا﴾ А если кто добровольно совершает доброе дело
– тот кто накормит ещё одного бедняка:
﴿فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ﴾ То тем лучше для него. Но вам лучше поститься
– так они и делали, пока действие этого аята не было аннулировано аятом:
﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (2:185)
Аль-Бухари передаёт, что Ата слышал, как ибн Аббас читал:
﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾А тем, которые способны поститься с трудом,
следует во искупление накормить бедняка –затем ибн Аббас сказал: «Действие этого аята не аннулировано, здесь речь идёт о дряхлом старце или старушке, которые не могут поститься, и вместо этого должны кормить по бедняку (фидья) за день поста».
Также передаёт Саид ибн Джубайр от ибн Аббаса и других праведных предков,
кто комментировал аят. В другом повествовании ибн Аббас всё же считает,
что аят был аннулирован в общем, но он отстался действительным для стариков и
немощных, которые не могут поститься, и за это они должны выплачивать фидья
(эквивалент стоимости еды одного человека). Т.е. аят на самом деле был отменён аятом:
﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (2:185)
﴿وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ﴾ А тем, которые способны поститься с трудом
– испытывают трудности при посте. Это мнение ибн Масуда
и других праведных предков. Этого же мнения придерживался аль-Бухари,
который передал от Анаса, что тот сказал: «Если старец не мог держать пост
многие годы, то ему следует кормить по одному бедняку год или два года хлебом и мясом».
Также Абу Яля аль-Маусули приводит в своём «аль-Маснаде» повествование от Айуба
ибн Аби Тамима о том, что Анас ибн Малик так ослабел, что стал неспособным поститься. Он приготовил котёл сарида (похлёбка с кусками хлеба и мяса)пригласил тридцать бедняков и накормил их.Это же правило применимо к беременным и кормящим женщинам, которые боятся за своё здоровье и здоровье зародышей и детей. Однако в этом вопросе есть разногласие среди учёных. Так некоторые считают, что они должны выплачивать фидья и восполнять пост позже. Другие считают, что им следует лишь выплачивать фидья, но восполнять пост не обязательно. Третьи считают, что они могут не поститься, и им не обязательно выплачивать фидья и восполнять пост. Эти вопросы мы рассмотрели в отдельной книге о посте.
Далее Аллах сказал:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِى أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ
فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ
وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
(185) В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.