А если кто добровольно совершает доброе дело.
Некоторые считают, что здесь речь идёт о дополнительных кругах обхода между холмами восьмой и девятый раз. Другие считают, что речь идёт о совершении добровольного Хаджа или Умры. Третьи считают, что здесь речь идёт обо всех видах добровольного поклонения, как, например, считал аль-Хасан аль-Басри. Аллах знает лучше.
Слово Аллаха: ﴿فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ﴾ поистине, Аллах — Благодарный, Знающий.
Аллах воздаёт за малое многим и не обделит никого в награде:
﴿إِنَّ اللَّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ وَإِن تَكُ حَسَنَةً يُضَـعِفْهَا وَيُؤْتِ مِن لَّدُنْهُ أَجْراً عَظِيماً ﴾
Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу,
А если поступок окажется хорошим,
то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой.(4:40)
Аллах Всевышний говорит:
إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَآ أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَـاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ
أُولَـئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ
(159) Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения
И верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании,
Проклянет Аллах и проклянут проклинающие,
إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَبَيَّنُواْ فَأُوْلَـئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
(160) за исключением тех, которые раскаялись,
Исправили содеянное и стали разъяснять истину.
Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный.
إِن الَّذِينَ كَفَرُواْ وَمَاتُواْ وَهُمْ كُفَّارٌ أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ
(161) Воистину, на тех, которые не уверовали и умерли неверующими,
Лежит проклятие Аллаха, ангелов и людей – всех.
خَالِدِينَ فِيهَا لاَ يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلاَ هُمْ يُنظَرُونَ
(162) Это продлится вечно. Их мучения не будут облегчены,
И они не получат отсрочки.
Это грозное предупреждение тем, кто скрыл ясные знамения направление на прямой
путь, принесённый посланниками после того как Аллах разъяснил их
Своим рабам в писаниях, ниспосланных Им посланникам.
Абу аль-Алия считает, что этот аят ниспослан по поводу обладателей писания,
которые скрыли описание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
.Затем Аллах сообщил, что Он проклял их за все их подобные деяния.
Как известно, за учёных просят прощения все творения и даже рыбы в воде
и птицы в небе.Этих же людей напротив проклинают проклинающие.
Так в хадисе с достоверными иснадами от Абу Хурайры и других сподвижников посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ فَكَتَمَهُ، أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَار»
Того (человека), у которого просили о знании и который его утаил,
В День воскресения взнуздают огненной уздой.
(Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
Приводится в Сахихе аль-Бухари то, что Абу Хурайра сказал:
«Если бы не этот аят в Коране, я ничего не рассказал бы никому:
﴿إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَآ أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَـاتِ وَالْهُدَى﴾
Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами
Ясные знамения и верное руководство».
Муджахид сказал: «Когда на земле засуха, животные говорят: «Всё это по причине ослушаний сынов Адама, да проклянёт Аллах ослушников из сынов Адама».
Абу аль-Алия, ар-Раби’ и Катада считали, что этих людей проклинают ангелы и верующие.
В хадисе говорится:
إنَّ الْعالِم لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ منْ في السَّمَواتِ ومنْ في الأرْضِ حتَّى الحِيتانُ في الماءِ
Поистине, прощения для знающего непременно станут просить
обитатели небес и земли, и даже киты в воде![68] (Абу Дауд и Тирмизи)
А в этом аяте (2:159) говорится, что скрывшего знания в Судный день
будет проклинать Аллах, ангелы и всё человечество. Даже животные проклинают
их по-своему в любом состоянии. Аллах знает лучше.
Аллах избавит от этого наказания тех, кто покаялся: ﴿إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَبَيَّنُواْ﴾
за исключением тех, которые раскаялись,исправили содеянное и стали разъяснять истину – т.е. перестали скрывать, исправили свои деяния и стали разъяснять людям то,
что скрывали ранее. ﴿فَأُوْلَـئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ﴾ Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный.Этот аят доказывает, что если человек призывал к неверию и ереси,а затем покаялся перед Аллахом, Аллах прощает его.
В предыдущих религиях людям не прощались такого рода деяния, однако это Шариат пророка покаяния и милости (да благословит его Аллах и приветствует).
Затем Аллах сообщает о положении тех, кто не уверовал в Него и продолжал
не верить до смерти: ﴿أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ﴾ Это те, на ком
лежит проклятие Аллаха, ангелов и людей – всех. ﴿خَـالِدِينَ فِيهَآ﴾ Это продлится вечно.т.е. это проклятие будет сопровождать их при жизни и после смерти,а затем в пламени ада, где: ﴿لاَ يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ﴾ Их мучения не будут облегчены – т.е. не уменьшатся их страдания.
﴿وَلاَ هُمْ يُنظَرُونَ﴾ и они не получат отсрочки – т.е. их наказание не задержится
и не прекратится даже на один час. Оно будет продолжительным и вечным.
Обращаемся за помощью Аллаха от него.
ü Нет разногласий в том, что дозволительно проклинать неверных.
Так Умар ибн аль-Хаттаб проклинал неверных в молитве,
также поступали все последующие имамы.
ü Насчёт проклятия конкретного кафира(неверного),
то группа учёных считает, что не следует проклинать конкретного человека,
т.к. мы не знаем, как завершит Аллах его жизнь.
Некоторые привели доводом аят
إِن الَّذِينَ كَفَرُواْ وَمَاتُواْ وَهُمْ كُفَّارٌ أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلائِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ