Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот
который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение
и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама).
Кто войдет в него, окажется в безопасности. (3:96-97)
В этом священном аяте упоминается место Ибрахима (мир ему)
и повеление молиться возле него.Так в аяте сказано: ﴿وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَهِيمَ مُصَلًّى﴾
Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления.
Толкователи разошлись во мнениях по поводу места Ибрахима.
Так, например, ибн Аби Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал:
﴿وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى﴾ Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления
– место Ибрахима это вся территория аль-Харам». Также считали: Муджахид и Ата.
Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн ас-Сабах передаёт,
что ибн Джурайдж спросил у Ата по поводу смысла аята: ﴿وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَهِيمَ مُصَلًّى﴾
Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления.Он ответил,
что слышал как ибн Аббас сказал: «Место Ибрахима, упоминаемое здесь это в мечети»
Затем он добавил: «Однако, место Ибрахима это все места, где совершается Хадж».
Суфйян ас-Саури передаёт, что Саид ибн Джубайр сказал:
﴿وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى﴾ Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления
–камень или место Ибрахима, пророка Аллаха , Милостивый Аллах сделал милостью.
На него вставал Ибрахим, а Исмаил подавал ему камни (при строительстве Каабы)».
Ас-Судди сказал, что «Этот камень жена Исмаила
подкладывала под голову Ибрахима, когда мыла его голову».
Так же рассказал аль-Куртуби, но он считает это недостоверным, другие же дали этому мнению предпочтение. Также это рассказал ар-Рази в своём тафсире, что это мнение Катады, аль-Хасана аль-Басри и Раби’ ибн Анаса.
Ибн Аби Хатим передаёт, что ибн Джарир сообщил, что Джабир ,
описывая Хадж (паломничество) пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После того как пророк завершил таваф (обход вокруг Каабы), Умар спросил у него: «Это и есть место нашего проотца (Ибрахима)?» пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да». Тогда Умар спросил: «Его и нужно делать местом
моления?»Тогда Всевышний Аллах ниспослал: ﴿وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى﴾
Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления.
Аль-Бухари приводит в разделе тафсире слова Всевышнего Аллаха:
﴿وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى﴾ Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Моё мнение) совпало с (тем, что впоследствии повелел) Аллах в трёх случаях.
Однажды я сказал: “О посланник Аллаха, (было бы хорошо) если бы ты избрал место стояния Ибрахима местом для молитв”. И я сказал: “О посланник Аллаха, к тебе приходят и благочестивые, и нечестивые, (и было бы хорошо) если бы ты велел матерям правоверных (говорить с посторонними из-за) занавески”, после чего Аллах ниспослал айат о преграде. (Как-то раз) узнав о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал некоторых из своих жён, я пришёл к ним и сказал: “Либо вы прекратите (досаждать пророку, да благословит его Аллах и приветствует), либо Аллах дарует Своему посланнику (жён), которые будут лучше вас!” А потом я пришёл к одной из его жён, и она сказала:
“О ‘Умар, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
сам не в состоянии увещевать своих жён, что их увещеваешь ты?”
и после этого Аллах ниспослал (айат, в котором сказано):
﴿عَسَى رَبُّهُ إِن طَلَّقَكُنَّ أَن يُبْدِلَهُ أَزْوَجاً خَيْراً مِّنكُنَّ مُسْلِمَاتٍ﴾
«Если он разведётся со (всеми) вами, то может быть так, что Господь его даст ему взамен жён, которые будут лучше вас, исповедующих ислам…»(66:5)
Также ибн Джарир передаёт от Джабира, который сказал: "После того,
как Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал Черный Камень, он обошёл вокруг Дома (Каабы) три раза быстрым шагом и четыре раза
медленным шагом. Затем он пошел к месту стояния Ибрахима ( Макаму Ибрахим)
и встал так, что бы оно было между ним и Каабой, и совершил молитву в два ракаата».
Это часть длинного хадиса, рассказанного Муслимом в Сахихе.
Аль-Бухари передаёт от Амра ибн Динара который слышал, что ибн Умар говорил:
«Посланник Аллаха совершил таваф(обход) вокруг Дома (Каабы) семь раз,
а затем совершил молитву в два ракаата позади Макама».
Все эти тексты указывают на то, что Макам – это камень,
на котором Ибрахим стоял при строительстве Дома(Каабы).
Поскольку стены Дома (Каабы) при строительстве становились выше, Исмаил (мир ему) принес отцу камень, на который он смог бы вставать, в то время как Исмаил подавал ему камни. Ибрахим устанавливал их в кладку стены,и всякий раз, когда он завершал кладку одной стороны, он передвигался на другую сторону, пока не завершил строительство. Ибрахим продолжал делать так,пока не закончил строить Дом
Так описывается строительство Каабы Ибрахимом и Исмаилом
в «Махихе аль-Бухари» ибн Аббасом.
Следы Ибрагима были все еще видимы в камне, и арабы знали об этом даже в доисламский период, и именно об этом Абу Талиб изложил в его поэме, известной как «Ал-Лям’иях»:
«И пустой след Ибрагима, его босых ног на камне все еще видим».
Мусульмане тех времен ещё застали эти следы.
Так Абдулла ибн Уахб передаёт, что Анас ибн Малик рассказывал:
«Я видел на Макаме следы пальцев и носок, но они со временем стёрлись
из-за того, что люди часто прикасались к ним руками».
Ранее Макам стоял вплотную к стене Каабы, сейчас же он установлен неподалёку
аль-Хиджра, что у входа.Когда Ибрагим завершил строительство Дома, он поместил камень рядом со стеной Каабы. Или же Ибрахим просто оставил камень у стены Каабы, и повелел молиться возле него после завершения тавафа. Из этого ясно, что Макам Ибрахима
остался стоять на том месте, где было завершено строительство Каабы.
Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб - один из четырех праведных халифов, являющийся примером для всех правоверных, во время своего правления повелел
отодвинуть Макам от Каабы. Умар является одним из двух человек, о которых пророк
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «اقْتَدُوا بِاللَّذَيْنِ مِنْ بَعْدِي أَبِي بَكْرٍ وَعُمَر»
«Берите пример с двух человек после меня – с Абу Бакра и Умара».
Коран подтвердил мнение Умара о совершении молитвы возле Макама Ибрахима, поэтому сподвижники пророка не противились ему, когда он повелел отодвинуть камень от Каабы.
Аль-Хафиз ибн Абу Бакр Ахмад ибн аь-Хасан аль-Байхаки передаёт от Аиши
(да будет доволен ею Аллах), что во времена пророка (да благословит его Аллах и
приветствует) и во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Макам был прислонён
к стене Каабы. Затем Умар отодвинул его от стены. (Повествование с достоверным Иснадом).
Аль-Хасан аль-Юасри сказал по поводу слова Аллаха: ﴿وَعَهِدْنَآ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَـعِيلَ﴾
Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) –т.е. "Аллах приказал им,
чтобы они очистили его от всей нечистот, которые не должны касаться Каабы".
Ибн Джарир и Ата сказали, что слово (‘Ахд ) означает здесь повеление Аллаха.
Ас-Судди ибн Джабир передал,что ибн Аббас пророкмментировал этот аят:
﴿أَن طَهِّرَا بَيْتِىَ لِلطَّآئِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ﴾Очистите Мой Дом (Каабу)
для совершающих обход, пребывающих – очистите её от идолов.
Муджахид и Саид ибн Джубайр сказали: ﴿طَهِّرَا بَيْتِىَ لِلطَّآئِفِينَ﴾