Искушением, не становись же неверующим».
Абу Джафар ар-Рази передаёт, что ибн Аббас сказал: «Когда кто-либо приходил к этим ангелам, чтобы научиться колдовству, они предупреждали его: «Мы - лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!» Они отличали добро от зла, и знали, что является верой,
а что неверием. Они знали, что колдовство является одной из форм неверия. Когда человек настаивал на обучении колдовству, они посылали его в место, где сатана встретил бы его и обучил колдовству. После обучения колдовству свет веры вылетал из человека в небо,
и тогда человек восклицал: «О горе мне, горе! Что мне делать теперь!»
Хасан аль-Басри сказал: «Эти ангелы были ниспосланы с магией для того, чтобы испытать людей. Но до того, как они были посланы, Аллах взял с них обещание, что прежде, чем они начнут кого-то обучать колдовству, они предупредят его словами: «Мы – лишь
искушение,поэтому не впадай в неверие!» Нечто подобное сказал ибн Аби Хатим.
Катада сказал: «Аллах взял с них завет, что они не станут никого обучать волшебству,
пока не скажут ему: «Мы - лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!»
Ас-Судди сказал: «Когда человек прибывал к этим ангелам, они предупреждали его:
«Мы - лишь искушение, поэтому не впадай в неверие!», если человек игнорировал их увещевание, они говорили ему: «Иди и помочись на ту кучу пепла». Когда он мочился на этот пепел, вера в виде луча света исходила из него и улетала в небо. В то время как нечто подобное чёрному дыму входило к нему через уши в тело, это было гневом Господним.
Когда он рассказывал ангелам, что с ним случилось, они приступали к обучению его колдовству. Это и означает слово Аллаха :﴿وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ﴾
Но они никого не обучали, не сказав:
«Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим».
Сунайд передал от Хаджаджа, что ибн Джурайдж так прокомментировал этот аят:
«Никто не посмеет практиковать колдовство кроме неверующего.
Что касается «Фитна» – здесь это означает испытание свободой выбора».
Именно на этот аят основываются учёные, которые утверждают.
Что практика колдовства является неверием. Они также приводят как аргумент хадис
от Абу Бакра аль-Барраза, в котором Абдулла сказал:
«مَنْ أَتَى كَاهِنًا أَوْ سَاحِرًا فَصَدَّقَهُ بِمَا يَقُولُ فَقَدْ كَفَر بِمَا أُنْزِلَ عَلى مُحَمَّدٍصلى الله عليه وسلّم»
«Кто обратился к ясновидцу или к колдуну и поверил в то, что они говорят, тот является неверующим в то, что ниспослано Мухаммаду
(да благословит его Аллах и приветствует)»
Этот хадис имеет достоверную цепочку рассказчиков,
а также подтверждается другими хадисами.
Аллах сказал: ﴿فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ﴾
Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой –т.е. когда люди познали колдовство, они стали развлекаться посредством него тем, что разлучали супругов,
даже если те были очень привязаны друг к другу. Это деяние сатаны.
Муслим рассказал, что Джабир ибн Абдулла передал
от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«إِنَّ الشَّيْطَانَ لَيَضَعُ عَرْشَهُ عَلَى الْمَاءِ ثُمَّ يَبْعَثُ سَرَايَاهُ فِي النَّاسِ فَأَقْرَبُهُمْ عِنْدَهُ مَنْزِلَةً أَعْظَمُهُمْ عِنْدَهُ فِتْنَةً وَيَجِيءُ أَحَدُهُمْ فَيَقُولُ: مَا زِلْتُ بِفُلَانٍ حَتَّى تَرَكْتُهُ وَهُوَ يَقُولُ كَذَا وَكَذَا، فَيَقُولُ إِبْلِيسُ: لَا وَاللهِ مَا صَنَعْتَ شَيْئًا، وَيَجِيءُ أَحَدُهُمْ فَيَقُولُ: مَا تَرَكْتُهُ حَتّى فَرَّقْتُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ أَهْلِهِ، قَالَ: فَيُقرِّبُهُ وَيُدْنِيهِ وَيَلْتَزِمُهُ وَيَقُولُ: نِعْمَ أَنْت»
«Поистине сатана устанавливает свой трон в воде и посылает свои отряды к людям. Самый близкий к нему из них (демонов)тот, кто посеял больше раздора. К нему приходит один из них и говорит: «Я наущал одному человеку так, что он стал совершать то-то, когда я его покинул» Сатана скажет ему: «Клянусь Аллахом, ты ничего не сделал!» приходит к нему другой и говорит:«Я не оставил его пока не разлучил его с его семьёй». Тогда сатана приблизит его(демона) обнимет и скажет: «Ты – лучший!»
Разделение между мужем и женой происходит потому, что сатана внушает каждому из них, что его супруг(а) уродлив(а) или невоспитан(а).
Аллах сказал: ﴿وَمَا هُم بِضَآرِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللَّهِ﴾
Но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха.
Суфьян ас-Саури прокомментировал:
«Кроме, как по предначертанному Аллахом сроком».
Аль-Хасан аль-Басри прокомментировал: ﴿وَمَا هُم بِضَآرِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللَّهِ﴾
но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха – т.е. Аллах позволяет колдунам причинять вред тому, кому Он пожелает, и Он уберегает от этого кого
пожелает. Колдуны не могут принести вред никому, кроме как по воле Аллаха.
Аллах сказал: ﴿وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ﴾
Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы
– т.е. это вредит их вере, и никакая выгода не сравнится с вредом колдовства.
﴿وَلَقَدْ عَلِمُواْ لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِى الاخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ﴾
Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни
– т.е. иудеи, которые предпочли колдовство вере в Мухаммада
,(да благословит его Аллах и приветствует) знали,
что за этот грех они не будут иметь никакой доли в последней жизни.
Ибн Аббас, Муджахид и ас-Судди считали,
что слово خَلَـق означает удел или имущество.
Аллах сказал:
﴿وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْاْ بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ
وَلَوْ أَنَّهُمْ ءَامَنُواْ واتَّقَوْا لَمَثُوبَةٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ خَيْرٌ لَّوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ﴾
Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!