Которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния
уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.
После того, как Аллах разъяснил положение тех, кто не повинуется Его повелениям, совершает запретные деяния, а также тех, кто преступает границы недозволенного и оскверняет святыни, Аллах упоминает о лучших общинах и о том, что уготовано им из хорошего воздаяния. Так будет продолжаться до Судного дня – тот, кто последовал
за посланником – неграмотным пророком, тому уготовано вечное счастье.
Они не будут опечалены за то, что упустили и не постигнет их страх за совершённое,
как об этом сказал Всевышний Аллах: ﴿أَلا إِنَّ أَوْلِيَآءَ اللَّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾
Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены (10:62)
Ангелы будут говорить верующим в момент смерти:
﴿إِنَّ الَّذِينَ قَالُواْ رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَـمُواْ تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ
أَلاَّ تَخَافُواْ وَلاَ تَحْزَنُواْ وَأَبْشِرُواْ بِالْجَنَّةِ الَّتِى كُنتُمْ تُوعَدُونَ ﴾
Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах»,
– а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь,
а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам.(41:30)
Али ибн Аби Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
﴿إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَالَّذِينَ هَادُواْ وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ ءَامَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ﴾
Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям,
которые уверовали в Аллаха и в Последний день.– После этого Аллах ниспослал:
﴿وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى الاخِرَةِ مِنَ الْخَـاسِرِينَ﴾
От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято,
и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. (3:85)
Это утверждение ибн Аббаса свидетельствует, что Аллах не примет ни у кого никакого деяния и пути, если они были исполнены не в соответствии с Шариатом Мухаммада
(да благословит его Аллах и приветствует) после того, как он был послан. До его послания каждый, кто последовал за пророком его времени, был спасён и на верном пути.
Также и иудеи, которые следовали Торе во времена пророка Мусы (мир ему).
Слово اليهود (Йяхуд) – «иудеи» происходит от ивритского слова
«الهوادة»- дружелюбие. Слово التهود означает покаяние,
как сказал пророк Муса: ﴿إِنَّا هُدْنَـآ إِلَيْكَ﴾ Мы покаялись Тебе.
Есть мнение, что их название происходит от имени
старшего сына пророка Йакуба (мир ему) Иуды.
Иса (мир ему) сказал: ﴿مَنْ أَنصَارِى إِلَى اللَّهِ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنْصَارُ اللَّهِ﴾
Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?»
Апостолы ответили: «Мы – помощники Аллаха». (61:14)
После ниспослания миссии пророка Исы (мир ему) иудеям следовало последовать за ним и уверовать в него. Последователи и сподвижники Исы (мир ему) назывались
«насара», т.к. они происходили из города Назарет,
как считали Катада ибн Джубайр и ибн Аббас. Аллах знает лучше
نصارى (насара) – множественное число для слова نصران (Насаран).
После того как Аллах послал Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует)
как последнего пророка, всё человечество должно было уверовать в него и последовать за ним, удерживаться от того, что он запретил и совершать то, что он повелел. Последователи Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, названы му’минами
(правоверными) из-за их глубокой веры во всех предыдущих пророков и в сокровенное.
Существуют различные мнению по поводу определения صـابِئِينَ (сабияне).
Суфйан ас-Саури передаёт, что Муджахид считал,
что сабияне – это нечто среднее между огнепоклонниками,
христианами и иудеев. Они не имели определённой религии.
Так же сообщается у ибн Аби Наджиха. Ата и ибн Джубайр утверждали также.
Другие считали, что сабияне – это секта людей из обладателей писания, которые читали Забур (псалмы Дауда), другие говорят, что они поклонялись ангелам и звёздам.
Наиболее правильное мнение – это утверждение Муджахида и Уахба ибн Мунаббиха,
что сабияне – ни евреи, ни христиане, ни огнепоклонники,
они не приняли какой-либо либо веры, и не были запятнаны неверием или пантеизмом.
По этой причине идолопоклонники называли принявших Ислам сабеями.
Некоторые учёные сказали, что сабеи – это те, до кого не дошёл призыв Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует.Аллах знает лучше.
Аллах сказал далее:
﴿وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَـاقَكُمْ وَرَفَعْنَا فَوْقَكُمُ الطُّورَ خُذُوا مَآ ءَاتَيْنَـاكُم بِقُوَّةٍ وَاذْكُرُواْ مَا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
(63) Вот Мы взяли с вас обещание и воздвигли над вами гору:
«Крепко придерживайтесь того, что Мы даровали вам,
И поминайте то, что содержится там, – быть может, вы устрашитесь»
ثُمَّ تَوَلَّيْتُم مِّن بَعْدِ ذلِكَ فَلَوْلاَ فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لَكُنتُم مِّنَ الْخَـاسِرِينَ
(64) После этого вы отвернулись, и если бы не милость и милосердие Аллаха к вам,
Вы непременно оказались бы в числе потерпевших убыток.
Аллах напоминает сынам израилевым о завете, взятом с них о том, что они должны веровать только в Него одного, нет Ему сотоварищей, а также уверовать в посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) и последовать за ним, если они застанут его. Когда Аллах брал обещание с израильтян, Он воздвиг над ними гору,
чтобы они подтвердили их завет и выполняли его с особым рвением.
Об этом Аллах также сказал:
﴿وَإِذ نَتَقْنَا الْجَبَلَ فَوْقَهُمْ كَأَنَّهُ ظُلَّةٌ وَظَنُّواْ أَنَّهُ وَاقِعٌ بِهِمْ خُذُواْ مَآ ءَاتَيْنَاكُم بِقُوَّةٍ وَاذْكُرُواْ مَا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾