С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.
الم
(1) Алиф. Лям. Мим.
Отрезанные буквы («хуруф аль-мукотта‘а) в начале некоторых сур
Комментаторы Корана разногласили относительно «отрезанных букв» в начале сур.
Среди них были те, кто сказал, что это такие аяты, знание о которых Аллах сохранил у Себя, и они предоставили знание об этом Аллаху и не стали комментировать их.
Об этом сообщил Куртуби в своем «Тафсире» от Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Ибн Мас‘уда, да будет доволен всеми ими Аллах. То же сказали ‘Амир аш-Ша‘би, Суфйан Саври, Раби‘ ибн Хайсам. Это же мнение выбрал Абу Хатим ибн Хиббан.
Среди них были и те, кто комментировал это, и они разногласили в их значении. ‘Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслам сказал, что это названия сур. Выдающийся ученый Абуль-Касым Махмуд ибн ‘Умар аз-Замахшари сказал, что это мнение многих людей.
Он привел от Сибавайха, что на этот счет имеется священный текст. Он подкрепил это сообщением в двух «Сахихах» (Бухари №891, Муслим №880) от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
читал в утренней молитве в пятницу «Алиф. Лям. Мим. Саджда» и
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?»
Суфйан Саври передал от Ибн Абу Наджиха со слов Муджахида,
что он сказал: ««Алиф, Лям, Мим», «Ха, мим», «Алиф, Лям, Мим, Сад», «Сад»
– это то, с чего Аллах начал Коран». Так же и другие передали это от Муджахида.
В другой версии от Муджахида он сказал, что это одно из имен Корана.
То же сказали Катада и Зайд ибн Аслам. Скорее всего, это – то, что имеется в виду в словах ‘Абдуррахмана ибн Зайда ибн Аслама, когда он сказал, что это одно из имен сур, ибо каждая сура может обобщенно называться Кораном. Весьма далеко от истины, что «Алиф, Лям, Мим, Сад» может быть названием Корана, ибо первым, что приходит на ум при словах: «Я прочел«Алиф, Лям, Мим, Сад», так это сура «Ограды», а не весь Коран. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Другие сказали, что это одно из имен Всевышнего Аллаха.
Ша‘би сказал: «Начала сур относятся к именам Аллаха».
То же сказали Салим ибн ‘Абдуллах и Исма‘ил ибн ‘Абдуррахман ас-Судди аль-Кабир.
Шу‘ба передал от ас-Судди, что он сказал:
«До меня дошло известие, что Ибн ‘Аббас сказал:
الم««Алиф, Лям, Мим» - это одно из великих имен Аллаха».
Так передал это сообщение Ибн Абу Хатим от Шу‘бы.
Ибн Джарир передал со слов Биндара со слов Ибн Махди со слов Шу‘бы, что он сказал:
«Я спросил ас-Судди о «Хам, Мим», «То, Син», «Алиф, Лям, Мим»,
и он ответил: «Ибн ‘Аббас сказал: «Это великое имя Аллаха».
Ибн Джарир также передал это сообщение Ибн ‘Аббаса через Шу‘бу со слов ас-Судди
со слов Мурры аль-Хамадани.Подобное же он передал от ‘Али и Ибн ‘Аббаса.
‘Али ибн Абу Тальха передал от Ибн ‘Аббаса:
«Это клятва, которой клянется Аллах, и оно относится к именам Всевышнего Аллаха».
Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир передали, что ‘Икрима сказал:
الم««Алиф, Лям, Мим»– это клятва».
Оба они также передали от Ибн ‘Аббаса:
««Алиф, Лям, Мим»- Я, Аллах, лучше всех знаю».
То же сказал Са‘ид ибн Джубайр.
Ас-Судди передал от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда и сподвижников
посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о словах
الم «Алиф, Лям, Мим»:
«Это буквы, которые начинаются алфавитными буквами, и являются именами Аллаха».
Абу Джа‘фар ар-Рази передал со слов Раби‘а ибн Анаса
со слов Абу аль-‘Алийио словахВсевышнего:
الم «Алиф, Лям, Мим»:
«Это три буквы из двадцати девяти букв языка. Нет ни одной буквы из них,
которой бы не начиналось имя Аллаха. Нет ни одной буквы из них, которая не была бы Его благодеянием или испытанием. Нет ни одной буквы из них, которая не была бы их сроком.
‘Иса ибн Марьям, мир ему, сказал: «Я удивляюсь, как они произносят Его имена и живут, получая Его удел, и в то же время совершая неверие по отношению к Нему.
Алиф – начало имени «Аллах». Лям - начало имени «Латыф». Мим – начало имени
«Маджид». Алиф – это благодеяние Аллаха («Аалаа»), лям – это доброта и проницательность Аллаха («лутф»), мим – это слава Аллаха («маджд»). Алиф – это год,
лям – это тридцать лет, мим – это сорок лет».
Текст этого сообщения принадлежит Ибн Абу Хатиму.
Подобное же передал Ибн Джарир и сказал, что нет противоречий между всеми этими сообщениями, и это подобно тому, как одно и то же слово используется для разных значений («омоним»), например, слово «умма» в Коране означает: религия, покорный человек, община, промежуток времени. Однако Абу ‘Алийа имел в виду не это. Он утверждал, что эти буквы указывают в одно и то же время на несколько значений. А слово «умма»,( которое привел Ибн Джарир), в каждом своем месте имеет лишь одно значение, на что указывает контекст предложения. Однако одна буква (в начале суры) может иметь различные значения, ибо здесь нет контекста или местоимений, при помощи которых можно было бы отдать предпочтение какому-либо значению.Поэтому это можно лишь узнать из священного текста, из откровения свыше («тавкыф»).Это спорный вопрос, и в нем нет единогласия. Всего использованно четырнадцать таких букв в начале сур, и это половина букв алфавита. Замахшари сказал, что нет сомнения, что Всевышний Аллах использовал здесь эти буквы не ради забавы, и не понапрасну. Кто по невежеству скажет, что в Коране из того, что является поклонением, есть что-то совершенно бессмысленное, тот совершит большую ошибку. Совершенно ясно, что само по себе оно имеет смысл. Если мы имеем на этот счет (сообщение) от сохраненного от ошибок (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), то мы выскажем это.
В противном случае мы остановимся там, где остановились, и скажем:(آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا)
«Мы уверовали в это, что все это от нашего Господа» (Семейство Имрана-7).
В этом вопросе нет единогласия ученых, и тот, кому стала ясна верность некоторых мнений при помощи доказательств, тот обязан следовать этому.
В противном случае следует остановиться, пока не прояснится это положение.
Что касается мудрости начинания некоторых сур этими буквами, то одни сказали,
что они нужны для разделения сур, однако это слабое мнение, ибо разделение сур видно из без этого в сурах, имеющих «басмалу» и не имеющих ее.Другие сказали, что это необходимо для привлечения слуха (и внимания) многобожников к Корану, однако это тоже слабое мнение, ибо если бы это было так, то все или большинство сур должны были бы начинаться этими буквами. Кроме того, эти две суры – «Корова» и «Семейство Имрана», начинающиеся подобными буквами, вовсе не являются обращением к многобожникам.Третьи сказали, что это является разъяснением того, что творения бессильны противопоставить Корану что-либо подобное, хотя он и составлен из этих отдельных букв, которыми они обращаются друг к другу. Ар-Рази передал это мнение в своем «Тафсире» от аль-Мубаррода и группы исследователей. Куртуби передал это мнение от аль-Фараа, Катроба. Аз-Замахшари подтвердил это мнение и поддержал его совершенными доводами. Это мнение шейха, имама, выдающегося ученого Абу аль-‘Аббаса ибн Таймии, и нашего шейха, хафиза, муджтахида Абу аль-‘Аджаджа аль-Миззи, который пересказал мне это мнение от Ибн Таймии. Замахшари сказал, что подобных букв в сурах приводится по одной, по две, по три, по четыре и по пять.
Это просматривается в двадцати девяти сурах Корана. Однако те, кто заявил, что эти буквы указывают на знание (наступления) помощи, и из этих букв можно узнать времена событий, смут и кровопролитий, то этому нет доказательств. На этот счет имеется слабый хадис.
Мухаммад ибн Исхак ибн Йасар, автор «аль-Магази» передал от Джабира ибн ‘Абдуллаха ибн Риааба, что Хуяй ибн Ахтоб, будучи в группе иудеев, истолковывал эти «отрезанные буквы» в качестве срока общины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Этот хадис передан лишь через Мухаммада ибн ас-Саиба аль-Кальби, чьи хадисы не принимаются в качестве довода, если он один передал их. Даже если представить, что он достоверный, то если подсчитывать для каждой буквы из четырнадцати букв (варианты чисел) подобно упомянутому нами (в этом хадисе), то получится очень огромное число.
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Всевышний Аллах сказал:
ذَلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِلْمُتَّقِينَ
(2) Это Писание, в котором нет сомнения,