Две стены – это ограничения Аллаха, открытые двери – это запреты Аллаха.
Этот хадис передали Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир по другой цепочке также от Навваса ибн Сам‘ана. Тирмизи (№2859) и Насаи в «Сунан Кубра» (№11233) передали его от Навваса ибн Сам‘ана по еще одной цепочке передатчиков. Эта цепочка хорошая, достоверная. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Муджахид сказал, что это – Истина. Это более объемлющее значение,
и здесь нет противоречий между этим сообщением и тем, что мы привели выше.
Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир передали от Абу ‘Алийи,
что «прямой путь» – это пророк, да благословит его Аллах и приветствует
, и два последовавших за ним сподвижника (Абу Бакр и ‘Умар).
Передатчик этого сообщения ‘Асым аль-Ахваль упомянул об этом аль-Хасану
(аль-Басри), и тот сказал: «Абу ‘Алийа сказал верно и искренне».
Все эти мнения являются верными,
неразрывно связанными между собой и подтверждающими друг друга.
Табарани передал, что ‘Абдуллах (ибн Мас‘уд) сказал:
««Прямой путь» - это тот путь, на котором нас оставил посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует».
Поэтому Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, сказал,
что лучшим толкованием этого аята является: «Содействуй нам быть твердыми в том,
чем Ты остался довольным и в чем Ты содействовал Своим рабам из числа тех,
кого Ты облагодетельствовал, из слов и деяний».
И это - прямой путь, ибо тот, кому было содействовано в том, в чем было
содействовано тем, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков,
правдивых мужей, павших мучениками и праведников, тому поистине, было содействовано
в Исламе, подтверждении посланников, устойчивом следовании Книги Аллаха, совершении того, что велел Аллах, и удержании от того, от чего удержал Аллах, следовании пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пути четырех халифов
и каждого праведного раба. И все это является прямым путем.
Если же спросят: «Как верующий просит каждый раз в молитве и вне ее наставления на прямой путь, когда он уже охарактеризован этим качеством (наставленного на прямой путь, то есть Ислам)? Требуется ли при этом достижение результата
(то есть наставление на прямой путь, а именно: вступление в Ислам), или нет?»
то ответом на него будет: Нет. Если бы он не нуждался в прошении этого наставления днем и ночью, Всевышний Аллах не указал бы ему на это. Поистине, раб (Аллаха) в каждое время и в каждом положении нуждается во Всевышнем Аллахе для упрочения и укрепления этого качества наставленности на прямой путь («хидайа»), благоразумии в нем, усилении этого качества и постоянстве в нем. И поистине, раб (Аллаха) не способен принести себе пользу или вред, если только этого не пожелает Аллах. И поэтому Аллах указал ему всегда просить о помощи в продлении его (в этом качестве), а также стойкости и содействия. И счастливым является тот, кому Всевышний Аллах посодействовал в прошении этого наставления. Воистину, Всевышний гарантировал ответить на просьбу просящего, особенно, если это будет находящийся в затруднительном положении,нуждающийся в Нем днем и ночью.
Всевышний Аллах сказал:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِنْ قَبْلُ
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание,
которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде» (Женщины-136). Здесь Аллах велел тем, кто уверовал, уверовать.
Однако это не для достижения результата (то есть достижения, получения этого
качества веры), а для укрепления и постоянства в определенных деяниях.
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Всевышний Аллах велел Своим верующим рабам говорить:
رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ
«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас
на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!»
(Семейство Имрана-8). И (Абу Бакр) ас-Сыддык, да будет доволен им Аллах,
читал в третьем рак‘ате закатной молитвы этот аят после «Аль-Фатихи» про себя.
А раз так, значит, смыслом слов اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ«веди нас по прямому пути» является:
«Сделай нас постоянными на этом пути и не уклоняй нас к другому пути».
Аллах Всевышний сказал:
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ
(7) «Сыротоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим гойриль-магдууби‘аляйхим валяддоолийн»
- путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших
Выше был приведен хадис, в котором сказано, что если раб прочтет:
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ«Ихдинас-сыротоль-мустакыйм» и до конца (суры),
то Аллах говорит: «Это – для Моего раба, и Моему рабу то, что он просил».
Слова «صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ путем тех, кого Ты облагодетельствовал»
являются толкованием слов «اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَведи нас прямым путем»,
и согласно ученым грамматики играют роль заменительных приложений («бадаль»).
Это может быть также и соединительно-разъяснительным приложением («‘атф байан»).
А лучше всего об этом известно Аллаху.
Те, кого облагодетельствовал Аллах, упомянуты в суре «Женщины-69-70»:
وَمَنْ يُطِعْ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنْ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ
وَحَسُنَ أُوْلَئِكَ رَفِيقًا ذَلِكَ الْفَضْلُ مِنْ اللَّهِ وَكَفَى بِاللَّهِ عَلِيمًا
«Те, которые повинуются Аллаху и посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!