То, что ему непременно будет даровано то, что лучше, чем он взял».
Куртуби привел слова группы ученых, которые сказали, что слова раба
«аль-хамду лилляхи роббиль-‘алямийн» лучше, чем «ля иляха иллаллах»,ибо это слово охватывает и единобожие и хвалу. Однако другие сказали, что «ля иляха иллаллах»
имеет больше достоинств, ибо является разделением между верой и неверием,
и во имя этого борются люди, как это утверждено в хадисе Бухари и Муслима.
В другом хадисе сказано: «Самое лучшее слово, которое произнес я и пророки до меня:«Ля иляха иллаллах, вахдаху ля шарийка ляху, ляхуль-мулку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аля кулли шайъин кадийр». (Нет никого достойного поклонения ,кроме Аллаха, Ему принадлежит власть и Ему принадлежит хвала и Он мощен над всякой вещью) Выше был приведен хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является «ля иляха иллаллах»,
а лучшей мольбой является «альхамду лиллях»», и Тирмизи назвал его хорошим.
Алиф и лям (в слове «аль-хамду») придают значение общности для охвата всех видов хвалы Всевышнему Аллаху. Как сказано в хадисе: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху
(О Аллах тебе принадлежит хвала всякая или (полностью))…» так начинается длинный хадис от Рифа‘ы аз-Заркы в «Адаб аль-Муфрад», а в хадисе Байхаки от Са‘да ибн Абу Ваккаса: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху ва иляйка йарджи‘уль-амру куллуху».
Слово Аллаха: (الرب) «Ар-роб» – это властелин и управляющий.
Это слово используется в абсолютном смысле для хозяина и для того, кто правильно управляет. И все это верно в отношении Всевышнего Аллаха. «Ар-роб» (единичное слово
с определенным артиклем) не используется ни для кого, кроме Аллаха, однако ты можешь сказать в сопряженном сочетании («идафа»): «робб ад-даар» (хозяин поместья),
«роб …» (хозяин того-то), однако «ар-роб» не используется ни для кого, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Некоторые сказали, что это является самым великим именем.
Слово Аллаха: ( العَالَمِين ) «Аль-‘аалямийн» – это множественное число «‘аалям»,
а это все существующее, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
Само لْعَالَم ا «аль-‘аалям» - это слово во множественном числе,
у которого не существует единственного числа в лексике.
«Аль-‘аваалим» – это группы творений в небесах, на суше и море.
Каждое их поколение и каждый их род называется «‘аалам».
Бишр ибн ‘Умара передал со слов Абу Ровка, со слов ад-Даххака,
со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал:
الحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ««Аль-хамду лилляхи роббиль-‘аалямийн»
- это хвала Аллаху, которому принадлежат все творения: небеса и земли,
то, что в них и между ними, из того, что мы знаем, и чего мы не знаем».
В версии Са‘ида ибн Джубайра и ‘Икримы сказано: «Господь джиннов и людей».
То же сказали Са‘ид ибн Джубайр, Муджахид и Ибн Джурайдж. Похожее передано также от ‘Али,
о чем сказал Ибн Абу Хатим с цепочкой передатчиков, на которую нельзя опираться.
Куртуби привел в доказательство этому слова Всевышнего Аллаха:
تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً
«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран),
чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (Различение-1).
Здесь для слова«миров»было использовано
слово «аль-‘аалямийн, а это – джинны и люди.
Аль-Фараа и Абу ‘Убайд сказали: ««Аль-‘алям» - выражение,
используемое для разумных существ, таких, как люди, джинны
, ангелы и шайтаны. А про животных не говорится: «‘аалям»».
От Зайда ибн Аслама и Абу Мухайсына имеется сообщение:
««Аль-‘аалам» – все, в чем трепещет душа».
Катада сказал: (رَبِّ الْعَالَمِينَ) «Робб аль-‘аалямийн»
- (Господь) всех видов творений («‘аалям»).
Абу Джа‘фар ар-Рази передал от Раби‘а ибн Анаса со слов Абу аль-‘Алийи,
что он сказал о словах Всевышнего Аллаха: (رَبِّ الْعَالَمِينَ) «Робб аль-‘аалямийн»:
«Люди – это один мир, джинны – (еще) один мир. А все остальное – восемнадцать тысяч – или четырнадцать тысяч, тут он засомневался – миров из числа ангелов на Земле.
А у Земли – четыре края (угла, стороны), и в каждом из них – по три тысячи миров.
И пятьсот миров Аллах создал для поклонения Ему».
Это передали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, однако эти слова странны и малоизвестны.
Подобное требует достоверного доказательства.
Ибн Абу Хатим передал от Саби‘а аль-Химйари,что тот сказал о словах Всевышнего:
(رَبِّ الْعَالَمِينَ) «Робб аль-‘аалямийн»: «(Имеется) тысяча миров:
шестьсот общин (народов) на море и четыре тысячи – на суше».
Он передал похожее и от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба.
Похожее передано в хадисе в «Муснаде» Абу Йа‘ла через Мухаммада ибн ‘Ису ибн Кайсана
от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что он слышал,
как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах создал тысячу общин: шестьсот на море, и четыреста на суше».
Передатчик Мухаммад ибн ‘Иса (ибн Кайсан) аль-Хиляли является слабым.
Аз-Заджадж сказал: (العَالَم)««‘Аалям»
– это все, что создал Аллах в ближнем и вечном мирах».
Куртуби сказал: «Это – верно, ибо охватывает все миры,
наподобие слов Всевышнего Аллаха:
قَالَ فِرْعَوْنُ وَمَا رَبُّ الْعَالَمِينَ قَالَ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا إنْ كُنتُمْ مُوقِنِينَ
«Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он сказал: «Господь небес, земли
и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью» (Поэты-23-24).
«Аль-‘аалям» является производным от слова «аль-‘аляяма» (признак, знамение).
Я (ибн Касир) говорю: ибо это (мир, творения) является доказательством
существования его Творца, Созидателя и Его единственности.
Как сказал Ибн аль-Му‘таз:
«О как удивительно, как ослушаются Бога, или как отрицающий отрицает Его,
в то время, как каждая вещь является доказательством Его единственности».
Аллах Всевышний сказал:
الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
(3) «Ар-рохманир-рохийм» -Милостивый, Милосердный
Выше в теме «басмала» были приведены слова,
которых достаточно, чтобы не повторять их.
Куртуби сказал: «Аллах описал Себя, как «Ар-рохманир-рохийм» после приведения слов: «Роббиль-‘аалямийн» лишь для побуждения после устрашения (предостережения).
Как сказал Всевышний: (نَبِّئْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الْأَلِيمُ)
«Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный,
но наказание Мое – наказание мучительное» (Хиджр-49-50).
И слова Всевышнего: (إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ)
«Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину,
Он – Прощающий, Милосердный» (Скот-165).
В слове (رب) «Робб» имеется устрашение, а в слове
الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ «ар-рохманир-рохийм» имеется побуждение.
В «Сахихе» (№2755) Муслима от Абу Хурайры сказано,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если бы верующий знал, какое наказание имеется у Аллаха, то никто никогда не надеялся бы на Его рай. Если бы неверный знал, какая милость имеется у Аллаха,