Доводы на запретность посещения праздников неверных
Приведенные доказательства из Корана, Сунны и единогласия ученых указывают на то, что запрещено мусульманину уподобляться неверующим в общем. Несомненно, в это входит уподобление в одежде, повадках, речи, праздниках и т.д. Однако еще более усугубляется ситуация, если уподобление им происходит в их праздниках, потому как на присутствие и соучастие в их праздниках отдельно пришли запреты из Корана, Сунны и преданий праведных предшественников, которые были единогласны в этом. Мы с дозволения Аллаха упомянем эти доказательства.
Доводы из Корана
Аллах Всевышний сказал: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный. Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху. Это те, которые не присутствуют на аз-зур,а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством»(22)
Ученые по разному толковали слово «аз-зур», но все толкования близки друг к другу. Сказал Ибн Касир в толковании этого аята:
“Это из признаков рабов Ар-Рахмана, что они не присутствуют на аз-зур. В отношении слова «аз-зур» было сказано: это ширк и поклонение идолам. Также было сказано: это ложь, нечестие, пустословие, заблуждение.
Сказал Мухаммад Ибн Ханафия: «Это развлечения и песни».
Сказали ‘Алия, Тауус, Мухаммад Ибн Сирин, Даххак, Раби’ Ибн Анас и другие: «Это праздники многобожников».
Сказал ‘Умар Ибн Къайс: «Это собрания нечестия и распутства».
Сказал Малик от Зухри: «Это распивание спиртного. Смысл Аята: не приходят туда, где пьют спиртное и не соблазняются этим, как пришло в хадисе: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть не садится за стол, где распиваются спиртные напитки»(23)»(24)
Сказал Имам Аль-Къуртуби:
“Сказал в передаче Ибн ‘Аббас о слове аз-зур: «Это праздники многобожников». ‘Икрима сказал: «Это развлечения, были во времена джахилии, назывались аз-зур»”(25)
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Слова этих таби‘инов о том, что речь идет о праздниках неверных, не противоречат словам некоторых, что это ширк, или что это идолы времен невежества, или собрания для пустословия, или песни и т.д. Потому что обычай наших праведных предшественников в толковании Аятов такой, они упоминают виды названного по мере потребности в упоминании этого, или для того, чтобы указать на категорию смысла”(26)
Кстати сказать, многие переводчики смысла Корана переводят этот Аят так:«Они не свидетельствуют лживо», однако это не совсем верно, т.к. слово «шахида» (شهد) иногда приходит со смыслом «свидетельствовать», а иногда – «присутствовать». Однако если оно приходит со смыслом «свидетельствовать», то вместе с ней идет предлог «би», а когда со смыслом «присутствовать» – то без этого предлога. В данном же случае, оно пришло без этого предлога и правильный перевод этого слова – а Аллах знает лучше – будет: «не присутствуют».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал:
“Некоторые люди говорят, что смысл этого Аята – «Не свидетельствуют лживо», однако это нуждается в подробном исследовании! Потому что в этом Аяте сказано «Ля яшхадуна аз-зур», а не «ля яшхадуна би аз-зур» (т.е. в Аяте не употреблен предлог «би»). Арабы говорят: «Шахадта каза» (присутствовал там-то), если присутствовал где то, как например Ибн ‘Аббас, сказавший: «Я присутствовал на празднике (шхадту ‘ид) с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»”(27)
Аллах сказал: «Для каждой общины мы определили обряды»(28).
Среди ученых было разногласие в понимании слова «обряды» в этом Аяте, но опять же все толкования близки друг к другу.
Сказал Ибн Джарир Ат-Табари:
“Среди ученых было разногласие в понимании слов «Для каждой общины мы определили обряды», а именно в значении слова «обряды». Некоторые сказали: это праздники, установленные у них. Упомянем тех, кто сказал это:
Передал ‘Али, от ‘Абдуллаха, от Му’ауии, от ‘Али, от Ибн ‘Аббаса, который в толкование слов «Для каждой общины мы определили обряды» сказал: “То есть праздники”
Другие же сказали: это жертвоприношения. Упомянем тех, кто сказал это:
Рассказал Абу Кариб от Ибн Йамана, от Ибн Джурейджа, от Муджахида, который в толкование этого Аята сказал: “Жертвоприношение в Мекке”(29)
Поэтому вернемся к словам Шейхуль-Ислама в отношении предыдущего Аята:
“Слова этих табиинов о том, что речь идет о праздниках неверных, не противоречат словам некоторых, что это ширк, или что это идолы времен невежества, или собрания для пустословия, или песни и т.д. Потому что это обычай наших праведных предшественников в толковании Аятов такой, они упоминают виды названного по мере потребности в упоминании этого, или для того, чтобы указать на категорию смысла”(30)
Имам Аль-Байдауи в толкование слов «Для каждой общины (Умма)» сказал: “Община – это приверженцы какой-либо религии”.(31)А так же некоторые толкователи Корана сказали: “Община – это люди определенного времени”.
Таким образом, для каждой общины Аллах сделал свои праздники, обряды поклонения, шариат. И одна из отличительных особенностей нашей религии – это наши два праздника, которые пришли в нашем Шариате, и помимо которых у нас нет праздников! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это – наши праздники, праздники людей Ислама»(32) А также сказал: «Тот, кто уподобился какому-либо народу – тот из них»(33).
Доводы из Сунны
Передал Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах:
“Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, у них было два дня, в которые они веселились, он спросил их: «Что это за дни?» Они ответили: «Мы веселились в них во времена джахилии». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поистине, Аллах заменил их тем, что лучше этого! Праздник Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха) и Праздник Разговения (‘Ид аль-Фитр)»”(34)
Это ясное указание на то, что праздники Ислама отменили все прочее и стали заменой этому. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил сподвижникам о том, что Аллах заменил их праздники времен невежества на Исламские. Известно, что когда что-то меняется на другое – то замененное аннулируется, и таких примеров множество в шариате. Поэтому Посланник Аллаха не промолчал, увидев их действия, а сообщил о замене этих праздников, что свидетельствует о велении оставить замененное. Именно поэтому эти два дня были забыты во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и никто не возвращался к ним.
Ибн Даххак рассказывал: “Один из людей во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал обет принести в жертву верблюда в местечке, которое называлось Бауана. Он пришел с этим к Посланнику Аллаха и сказал: «Я дал обет принести в жертву верблюда в Бауане». На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Были ли в этом месте идол, из идолов которым поклонялись во времена невежества?» Тот ответил: «Нет». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А был ли там праздник, из их праздников?» Тот ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Исполни свой обет. Ведь, поистине, нет обета в ослушании Аллаха, и нет обета в том, что не под силу человеку»”(35)
Этот хадис также из прямых доказательств на запретность уподобления неверным в их праздниках. Ведь Посланник Аллаха спросил его о том, был ли в этом месте праздник неверных, и после отрицательного ответа дозволил принести жертву. Это свидетельствует о том, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сделал условием для дозволенности то, чтобы в этом месте не было праздников неверных. Частица «фа», которая употреблена в словах «Ведь, поистине…» (фа иннаху) указывает на то, что разрешение связано с теми описаниями, которые предшествовали – то, что это не место поклонения и не место праздников(36). И если бы это были места праздников, то он бы запретил это, из-за уподобления неверным в этом. И если это относится к закалыванию животного в том месте, где проходил их праздник, то что можно сказать о том, чтобы участвовать вместе с ними в их празднике?!
Единогласие ученых
Ибн Къайим Аль-Джаузи в главе «Хукм присутствия на праздниках людей Писания» сказал:
“По единогласию ученых не дозволено мусульманам присутствовать на их праздниках, не дозволено также помогать им и содействовать в этих праздниках. Разъяснили это ученые последователи четырех мазхабов в своих книгах. Сказал Абу Аль-Къасим Ат-Табари, шафи‘итский правовед: «Не дозволено мусульманам присутствовать на их праздниках, потому что это скверность и заблуждение (аз-зур). А если же люди блага (мусульмане) объединились с людьми скверны не порицая их, будучи довольными ими и под впечатлением от всего этого – то мы боимся, что на них падет гнев Аллаха и охватит их всех! Прибегаем к Аллаху от того, чтобы оказаться под Его гневом». После чего Имам Ат-Табари привел по цепочке от Ибн Абу Хатима, от Ашаджа, от ‘Абдуллаха Ибн Абу Бакра, от ‘Аля Ибн Ал-Мусайба от ‘Амра Ибн Мирра, который о словах Аллаха «Это те, которые не присутствуют на аз-зур»(37) сказал: «То есть не содействуют многобожникам в их ширке и не смешиваются с ними» и привел такие же слова от Даххака”(38).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в книге «Икътида ас-сырат аль-мустакъим» назвал главу: «Единогласие и некоторые предания от праведных предшественников о том, что соучастие в праздниках неверных запрещено!»(39).
‘Умар Ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Не входите к многобожникам в их места поклонения, в дни их праздников, ведь поистине, гнев Аллаха падает на них!”(40)
Также ‘Умар сказал: “Избегайте врагов Аллаха в их праздники!”(41)
‘Абдуллах Ибн ‘Амр сказал: “Тот, кто проезжая страны неверных отметил с ними их Нейруз и их торжества, уподобился им и умер в таком положении – тот будет собран вместе с ними в Судный День”(42)
Нейруз – праздник нового года у персов и огнепоклонников.(43)
Свят Аллах, как же сердце правоверного мусульманина может остаться равнодушным к таким серьезным угрозам?!
Мы привели, – а вся хвала Аллаху, – доказательства из Корана, Сунны и единогласие (Иджма’) праведных предшественников в вопросе соучастия с неверующими в их праздниках и надеемся, что этого будет достаточно для того, кто желает истины.
Некоторые вопросы, связанные с праздниками неверных
Новый год. Выражать почтение ‘Исе, мир ему, отмечая «его день рождения»
Отмечание нового года по христианскому летоисчислению связывая это с проявлением почтения ‘Исе, мир ему – это еще хуже, чем отмечать какой-либо другой праздник неверующих! Так как в этом не просто уподобление неверующим, а еще и внесение новшества (бид’а), потому что в шариате нет никаких указаний относительно дня рождения Пророка ‘Исы, мир ему. Тем более, что этот день принято считать днем его рождения у христиан, а доказательств этому нет ни у кого.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Из числа этого также то, что делают многие люди зимой 24 числа месяца Канун аль-Аууаль, утверждая, что это день рождения ‘Исы, мир ему. Все ритуалы, которые свешаются на этом празднике – являются порицаемыми: зажигание костров, специальные виды угощения, свечки и т.д. Брать этот «день рождения» праздником – это религия христиан, нет для этого основы в религии Аллаха и этот «день рождения» не упоминался никем из праведных предшественников! Напротив, основа этого взята от христиан, которые связали с этим некоторые ритуалы, из-за того, что он проводится зимой, начали зажигать костры, преподносить специальные угощения и пр.”(44)