Наследство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

'Амр ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: «Скончавшись, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил после себя ни ди­нара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы и ничего иного, кро­ме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той зем­ли[830], доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни для путников»[831].

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил после себя ни динаров, ни дирхемов, ни овец, ни верблюдов, и ничего не завещал[832]»[833].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мы не оставляем наследства. То, что мы оставляем, предназначается для милостыни»[834]. Это оттого, что пророки не посылаются на землю собирателями имущества и его хранителями. Они приходят на нее, чтобы наставлять челове­чество, посылаются к нему в качестве благовестников, радующих верующих уготованной для них наградой, и увещевателей, предо­стерегающих непокорных от наказания. Они — призывающие к Аллаху с Его дозволения и пылающие светочи. Только в этом и состоит их задача. Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, обладающие знанием являются наследниками про­роков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел»[835].

Сподвижники, да будет ими доволен Аллах, очень хорошо по­нимали это. Сулейман ибн Михран передал, что однажды Ибн Мас'уд, да будет им доволен Аллах, сидел в окружении своих уче­ников, (разъясняя им установления религии). В это время мимо проходил некий бедуин. Увидев их, он спросил: «Зачем собрались эти люди?» «Они собрались, чтобы получить свою долю от наслед­ства Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует», — ответил Ибн Мас'уд[836].

Наследство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — это Коран и Сунна, это оставленные им знание и верный путь. Поэтому, когда он умер, то не оставил ни динаров, ни дирхемов, ни рабов, ни рабынь, ни овец, ни верблю­дов, — ничего, кроме мулицы, на которой ездил, и участка земли, доходы с которой велел раздавать путникам.

От Айши, да будет ею доволен Аллах, сообщается, что она ска­зала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался, его доспехи были заложены у одного иудея за тридцать са` ячменя»[837]. То, что со­общается в этом хадисе, доказывает, насколько умеренной и не­прихотливой была жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в этом мире, и что он ста­рался обходиться без людской помощи и не быть ни для кого обу­зой. Он не просил у своих сподвижников денег и не брал у них ничего взаймы, потому что знал, что они не согласятся принять от него что-либо в залог или не захотят брать с него плату вовсе. Не желая стеснять их, он взял в долг у иудея[838]. В своей жизни Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, часто приходилось терпеть голод. Бывало, что в домах его жен в течение месяца, а то и двух ни разу не разжигался огонь. Племянник Айши — 'Урва — спросил ее: “О тетушка, что же под­держивало вас тогда?” Она сказала: «Финики и вода…»[839].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется дальше и покидает его!»[840]

Выводы из главы:

1. Пророки, мир им, не посылались в этот мир для собирания денег. Целью их прихода в него было указание людям на прямой путь, выведение их из мрака к свету. По этой причине они не оставляли в наследство динаров и дирхемов, а оставляли только знание. Тому, кто приобретает его, достается великий удел.

2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не питал жажды к бренным прелестям этого мира и вел весьма умеренный образ жизни. Он был подобен всадни­ку, который укрывается под тенью дерева, а потом отправляется дальше, покидая его.

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздерживался от обращения к людям с просьба­ми и старался обходиться без чьей-либо помощи. Он брал в долг у иудеев, оставляя им в залог что-либо из своего имущества, не желая стать обузой для своих сподвижников. Поэтому, когда он умер, его кольчуга была заложена у иудея за тридцать са' ячменя.

4. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходилось испытывать такую нужду, что в его доме в течение двух месяцев не разжигался очаг и он со своими женами питался финиками и водой.

5. Да пребудут над ним мир и благословения Аллаха до тех пор, пока ночь и день сменяют друг друга! Да сделает нас Аллах его ис­кренними последователями и соберет нас в день Суда возле него!

Глава тридцать третья

Наши рекомендации