Предсмертные заветы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Сообщается, что однажды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Четверг! Что это был за четверг![764] В четверг посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало совсем плохо, и он велел: “Принесите мне бумагу, и я запишу[765] то, благодаря чему впоследствии вы никогда не собьетесь с пути”. Люди, находившиеся у него, принялись спорить, чего в присутствии пророков делать не следует, и некоторые из них стали говорить: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сломлен болезнью! У вас же есть Коран! Нам достаточно Книги Аллаха!”[766] Присутствовавшие в доме разошлись во мнении и стали спорить друг с другом. Некоторые из них говорили: «Принесите (бумагу), пусть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напишет для вас то, благодаря чему вы не собьетесь». Некоторые стали высказывать другие мнения. Когда разговоров и полемики стало слишком много, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставьте меня, ибо состояние, в котором я сейчас нахожусь, лучше того, к чему вы меня призываете![767] Я завещаю вам три вещи: изгоните многобожников из Аравии[768] и встречайте и одаривайте прибывающие к вам делегации так же, как это делал я[769]…”, — что же касается третьей части завещания, то я забыл ее»[770].
Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Произнесение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в этот момент трех упомянутых заветов доказывает, что написание письменного завещания не было чем-то обязательным. Если бы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено донести до людей некий текст, он не отказался бы от своего намерения сделать это по причине спора, возникшего между присутствующими, а Аллах покарал бы всякого, кто мешал ему сделать это. По крайней мере, он произнес бы то, что хотел записать, устно, наподобие того, как произнес завет изгнать многобожников и другие заветы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил после этого события еще несколько дней, в течение которых люди получили от него много устных наставлений, и есть основание предполагать, что эти устные заветы в своей совокупности и составили то, что он хотел зафиксировать письменно, а Аллаху все ведомо лучше»[771].
Что касается третьей вещи, которую завещал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но которую забыл передатчик хадиса, то ей могло быть завещание людям действовать сообразно установлениям Корана, или завещание подготовить к походу на Муту отряд под командованием Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, или завещание не превращать могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в место поклонения, или завещание регулярно, в полном объеме и в установленное время совершать намазы и хорошо обращаться с рабами. Все эти заветы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданы в достоверных сообщениях[772].
Сообщается, что однажды у Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да будет им доволен Аллах, спросили, оставил ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какое-либо завещание. Абдуллах ответил: «Он завещал Книгу Великого и Могучего Аллаха»[773]. Завещал Книгу Аллаха — значит завещал хранить ее в физическом и духовном смысле, почитать и оберегать ее, следовать ей путем выполнения того, что в ней приказывается, и отказа от того, что в ней запрещается, постоянно читать и изучать ее, а также обучать ей других[774].
Посланник Аллаха заповедовал людям придерживаться Книги Аллаха во многих своих проповедях, произнесенных незадолго до смерти. Так, он завещал это в своих проповедях на Арафате и в Мине, проповеди, произнесенной во время возвращения из прощального хаджа в Медину, когда он и его спутники остановились в местечке Гадир Хум. В последней он произнес: «Я оставляю вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет. Это — вервь[775] Аллаха, и тот, кто будет следовать ей, не сойдет с верного пути, отказавшийся же от нее заблудится! Так следуйте же ей и держитесь за нее крепко!» И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали установлениям Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: «Второй же драгоценностью являются члены моей семьи, и я заклинаю вас Аллахом: соблюдайте права моей семьи», — и повторил эти слова трижды[776].
Перед смертью он снова завещал людям держаться за Книгу Аллаха[777].
Другое завещание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — это приказ отправить в поход на Муту войско под командованием Усамы ибн Зайда. Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, упоминает, что войско Усамы выступило в поход за два дня до смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается подготовки войск к походу, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал ее еще до того, как заболел. В конце месяца сафар он стал побуждать людей к участию в предстоящем походе на византийцев. Вызвав к себе Усаму ибн Зайда, да будет им доволен Аллах, он обратился к нему со словами: «Отправляйся с конницей в место, где был убит твой отец, и сразись с ними. Я назначаю тебя командующим этим войском..». На третий день после этого начала проявляться болезнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он, позвав к себе Усаму, собственноручно вручил ему знамя. Выйти в поход под руководством Усамы изъявили желание многие уважаемые мухаджиры и ансары. Затем болезнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, усилилась, и он обратился к сподвижникам с проповедью, в которой приказывал, во что бы то ни стало осуществить поход Усамы!
Так случилось, что этот поход осуществил уже Абу Бакр, когда стал халифом. Войско Усамы двинулось в направлении, приказанном Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и достигло цели через двадцать дней. Усама отомстил убийцам своего отца, и войско вернулось назад целым и невредимым, захватив трофеи…»[778].
Сообщается, что Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил послать в поход отряд, назначив командовать им Усаму ибн Зайда. Некоторые люди стали высказывать недовольство в связи с таким назначением, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Неудивительно, что вы недовольны тем, что командовать будет он, ибо раньше вы были недовольны и командованием его отца, а ведь, клянусь Аллахом, он был достоин командования и являлся одним из любимейших для меня людей, а после него одним из тех, кого люблю я больше всех, стал его сын!”»[779] Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, Усаме ибн Зайду было восемнадцать лет[780].
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал людям прилежное выполнение намаза и хорошее обхождение с рабами. От Анаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он сказал: «Завет, который наиболее часто повторял Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перед смертью — «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!» Он произносил эти слова даже тогда, когда из его груди уже раздавались хрипы, а уста раскрывались с трудом»[781].
'Али, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Последние наставления Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были: «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!»[782]
Выводы из главы:
1. Обязательность изгнания многобожников из Аравии. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал это перед смертью. Этот завет был выполнен 'Умаром, да будет им доволен Аллах, во времена его правления. Что касается Абу Бакра, то он не смог осуществить его, так как был занят войнами с вероотступниками.
2. Необходимость оказания почета и радушного приема делегациям. Так делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и завещал это последователям.
3. Обязательность физической и духовной заботы о Писании Аллаха. Она заключается в проявлении уважения к нему, его оберегании, следовании его установлениям. Необходимо соблюдать приказы и запреты Корана, постоянно читать и изучать его, а также обучать ему других. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал это в нескольких своих прощальных проповедях, что подчеркивает огромную важность заботы о Книге Аллаха и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Огромная важность намаза, являющегося самым великим столпом ислама после свидетельствования, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. На это указывает то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал его выполнение, даже когда из его груди слышался предсмертный хрип.
5. Необходимость соблюдения прав рабов, слуг и всех подопечных. На это указывает завет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!»
6. Преимущества Усамы ибн Зайда, назначенного Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, руководить огромной армией, в составе которой были мухаджиры и ансары.
7. Превосходства Абу Бакра, отобразившиеся помимо прочего в выполнении им приказа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, осуществить поход Усамы, ибо он помнил слова Всевышнего: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его (Пророка) воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания»(24:63).
Глава двадцать восьмая