Великая проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его заветы людям
В четверг, за пять дней до своей смерти Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к сподвижникам с великой по своей важности проповедью. В ней он указал на превосходство Абу Бакра ас-Сиддика над другими сподвижниками. На это же указывало и решение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, назначить Абу Бакра руководить общим намазом сподвижников вместо себя. Весьма вероятно, что эта проповедь заменила собой то, о чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревался сообщить в письменной форме. Перед этой великой проповедью Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полное омовение. На него вылили воду из семи бурдюков[730], ремни которых еще не развязывались[731]. Он приказал сделать это в лечебных целях, на что указывают хадисы[732]. Совершив полное омовение, он вышел к людям, совершил с ними намаз, после чего обратился к ним с проповедью.
Джундуб ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за пять дней до своей смерти сказал: «Я чист перед Аллахом в том, чтобы иметь возлюбленного[733] среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Воистину, ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в места для поклонения. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это»[734]. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к собравшимся в мечети людям с проповедью и сказал: “Поистине, Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что есть у Аллаха”. Услышав эти слова, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заплакал и сказал: «Да будут отцы наши и матери выкупом за тебя!» Мы удивились, и люди сказали: «Посмотрите на этого шейха! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает о каком-то рабе, которому Аллах предложил выбрать между дольним миром и тем, что есть у Него, а он говорит: “Да будут отцы наши и матери выкупом за тебя”!» Однако дело было в том, что рабом этим являлся не кто иной, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр обладал большим знанием, чем мы.[735] Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: “О Абу Бакр, не плачь!” — (а потом добавил): “Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который был моим соратником и не жалел для меня своего имущества, и, если бы мне пришлось выбирать возлюбленного[736] из числа членов моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако достойнее этого братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!”[737]»[738]
Выводы из хадиса:
1. Приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перекрыть все двери, выходящие из домов сподвижников в мечеть, кроме двери Абу Бакра, — одно из указаний на то, что именно Абу Бакр должен стать халифом.
2. Абу Бакр обладал наибольшим религиозным знанием среди сподвижников, ибо тот, кто имеет лучшее понимание, достоин именоваться самым знающим.
3. Также Абу Бакр был самым любимым из сподвижников для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Хадисы содержат побуждение к предпочтению вечной жизни перед дольней. Желание оставаться в этом мире может оправдываться лишь стремлением к преумножению благих поступков и приобретению тем самым высоких степеней в вечном мире.
5. Человеку надлежит проявлять благодарность тому, кто оказал ему какое-либо благодеяние, хорошо отзываться о нем и упоминать о его добром поступке, ибо тот, кто не благодарен людям, не благодарен Аллаху.
6. Проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержит предостережение от устроения на могилах мечетей и мест для поклонения, а также от погребения умерших в мечетях и создания внутри них изображений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто совершает подобное, и назвал их худшими людьми перед Аллахом, кем бы они ни были[739].
7. Хадисы указывают на беззаветную любовь сподвижников к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они любили его больше самих себя, своих детей, родителей и всех людей. Именно поэтому они готовы были сделать выкупом за него даже своих родителей.
Глава двадцать шестая