Прощание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последователями и его наставления им во время обряда бросания камешков
Джабир, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в день жертвоприношения бросал камешки в столб, сидя на своей верблюдице и говорил: «Берите от меня ваши религиозные обряды, ибо не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества»[687].
Умм аль-Хусайн, да будет ею доволен Аллах, сказала: «Я совершила хадж вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и видела, как он бросил камешки в столб аль-'Акаба, сидя на своей верблюдице, а затем отъехал от него. Вместе с ним были Биляль и Усама. … Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес длинную речь, и я слышала, как он говорил: «Если даже черный раб с курчавой головой станет вашим правителем и будет руководить вами согласно Книге Всевышнего Аллаха, то слушайте его и повинуйтесь»[688].
Прощальные заветы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнесенные им в день жертвоприношения
Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел на своего верблюда, которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, — и после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовет его как-нибудь иначе, однако он спросил: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. Затем он спросил: “А что это за месяц?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, — и после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовет его как-нибудь иначе, однако он спросил: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы ответили: “Да”. Тогда он спросил: “А что это за город?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, — и после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовет его как-нибудь иначе, однако он спросил: “Разве это не священный город?” Мы ответили: “Да”. А после этого он сказал: “Поистине, ваша жизнь, и ваше имущество, и ваша честь, и ваша кожа являются для вас столь же священными, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце, и вы обязательно встретите Господа вашего, и Он спросит вас о делах ваших! Смотрите же, не становитесь после меня неверными (или заблудшими), которые рубят друг другу головы! Довел я это до вас?” Люди сказали: “Да!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, засвидетельствуй это! Присутствующий да известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут мои слова, усвоит их лучше некоторых из слышавших их собственными ушами”»[689].
Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани моя душа! Поистине, эта проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — его завещание своей общине. Так пусть присутствовавшие оповестят отсутствовавших!»[690]
Причина молчаливых пауз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после каждого из трех заданных им вопросов, состоит в том, что он хотел привлечь внимание людей к своим словам, заставить их почувствовать и осознать огромную важность того, что он собирался им поведать[691].
От Ибн 'Умара, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал в день жертвоприношения между столбами джамарата и сказал: «Это — день большого хаджа», а затем начал говорить: «О Аллах, засвидетельствуй!» — и попрощался с людьми, а они стали говорить: «Это — прощальный хадж!»[692]
В день жертвоприношения Всевышний Аллах укрепил слух всех паломников, находившихся в Мине, для того чтобы они могли лучше услышать проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это было великим чудом — Господь ниспослал благодать на слух людей, и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были услышаны как теми, кто стоял вблизи него, так и находившимися вдалеке. Его слышали даже те, кто находился на своих стоянках. Абдуррахман ибн Му'аз ат-Тайми, да будет им доволен Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам в Мине с проповедью, наш слух обострился настолько, что мы слышали его слова, находясь на своих стоянках»[693].