История о бедуине, помочившемся в мечети

Сообщается от Анаса, да будет им доволен Аллах, что он сказал: «Однажды, когда мы находились в мечети вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то бедуин и стал мочиться прямо в ме­чети. Находившиеся с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники начали кричать: «Прекрати! Прекрати!» Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Оставьте его, не прерывайте!» — и тогда люди оставили его до тех пор, пока он не закончил справлять нужду. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал его и сказал: «В мечетях не справляют нуж­ду и не сорят. Они служат для поминания Аллаха, совершения намаза и чтения Корана», — или сказал что-то в этом роде.

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал одному человеку принести ведро воды и вылить на то место, куда помочился бедуин»[407].

В «Ас-сахихе» аль-Бухари и других сборниках приводится со­общение, указывающее на то, что именно этот бедуин произнес слова: «О Аллах! Помилуй меня и Мухаммада, и больше нико­го вместе с нами!» У аль-Бухари приводится сообщение от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, где говорится: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал для совершения намаза, и мы встали вместе с ним, какой-то бедуин, совершавший намаз вме­сте с нами, сказал: “О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!” После того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес слова таслима, он сказал этому бедуину: “Ты сузил нечто весьма широ­кое!” — имея в виду милость Аллаха»[408].

В других сборниках это же сообщение Абу Хурейры приво­дится в следующем виде: «Однажды в мечеть вошел бедуин и, совершив намаз в два ракаата, сказал: “О Аллах! Помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повер­нулся к нему и сказал: “Ты сузил нечто весьма широкое!” Через некоторое время этот бедуин стал мочиться прямо в мечети. Люди поспешили к нему, чтобы остановить, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: “Оставьте его, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затрудне­ния! Вылейте на его мочу ведро (или: бадью) воды”»[409].

«Позже, когда этот бедуин уже познал религию, он говорил: «Да будут отец мой и мать выкупом за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Он встал и подошел ко мне, и не поругал меня, и не упрекнул, и не ударил!»[410]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует — самый мудрый из людей! Все его поступки проник­нуты особой мудростью. Тот, кто знакомится с его нравственными качествами, добротой, великодушием, сдержанностью, убежда­ется в этом со всей полнотой и очевидностью.

Бедуин, упоминаемый в хадисах, совершил ряд поступков, способных вызвать гнев окружающих и применение к нему на­казания. Именно поэтому сподвижники и подошли к нему, стали осуждать его и кричать на него. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им прерывать бедуина, и его решение было проявлением предельной мягкости, сдержанности и милосердия, и, конечно же, мудрости. Порицание в ответ на неправильные поступки бедуина было вы­сказано Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в самой мудрой форме. Когда он произнес слова «О Аллах! Помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты сузил нечто весьма широкое», — имея в виду милость Всевышнего Аллаха, которая объемлет все су­щее. Аллах сказал: «Милость Моя объемлет все сущее»(7:156).

Бедуин пожадничал для других милость Аллаха, а Аллах хвалит тех, кто поступает наоборот. На это указывают Его слова: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали рань­ше нас!»(59:10).

Мольба бедуина была полной противоположностью той, ко­торая приводится в этом аяте, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, высказал ему свое порицание, однако сделал это в мягкой, доброй и милосердной форме[411].

Что касается второго проступка бедуина — мочеиспускания в мечети, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал не прерывать его, позволив за­кончить, и причина этого состояла в том, что тот вред, который нес данный поступок — осквернение одного из углов мечети, — в случае его прерывания обернулся бы еще большим вредом. Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил бедуину закончить справлять нужду, это привело бы к одному из двух результатов:

1. либо он смог бы прервать мочеиспускание, но это повредило бы его здоровью;

2. либо он запачкал бы себя и свою одежду или другие места в мечети.

Чтобы избежать большего вреда, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, допустил совер­шение меньшего и выбрал большую пользу, отказавшись от мень­шей[412]. Решение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было предельно мудрым, учитываю­щим все полезные и вредные стороны. Своим поведением в подоб­ных ситуациях он показал своим последователям и особенно тем из них, на кого возложен призыв людей к исламу после него, каким мягким должно быть обращение с невежественным человеком, разъяснил, что обучение необходимому знанию невежды, кото­рый не проявляет упрямства и не высказывает пренебрежения, не должно сопровождаться грубостью, бранью, причинением обид и излишней суровостью. Доброта Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оказала огромное влияние как на жизнь этого бедуина, так и на жизнь других людей. И когда этот прежде невежественный человек обрел религиозное знание, то произнес слова, упомянутые нами выше: «Да будут отец мой и мать выкупом за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Он встал и подошел ко мне, и не поругал меня, и не упрекнул, и не ударил!»[413]

Великий нрав Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перевернул жизнь этого челове­ка.[414]

Наши рекомендации