Предоставление Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, предпочтения другим пророкам над собой
Однажды один человек обратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: «О лучший из людей!» На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Таковым является Ибрахим, мир ему».[317]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Никому не следует говорить: “Я лучше, чем Йунус ибн Мата[318]”».[319]
Несомненно, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует— лучший из пророков и посланников и господин всех людей. Он говорил: «Я господин всех людей в Судный день»[320], — но также говорил: «Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой,[321] ибо, поистине, в День воскресения все люди будут поражены насмерть, и я буду поражен вместе со всеми, однако я оживу первым и увижу Мусу, который будет держаться за край престола Аллаха. И мне неизвестно, будет ли он поражен подобно другим и оживет ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение».[322]
К свидетельствам скромности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относится то, что у его дверей не было привратников, преграждавших людям доступ к нему,[323] а также то, что он читал больным заклинания и молился за них, гладил головы детей и обращался к Аллаху с мольбой за них[324], ходатайствовал за своих сподвижников и учил их тому же, говоря: “Ходатайствуйте за просящих и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка”. Он обращался к Анасу со словами «мой сынок», что было проявлением доброты и скромности[325].
Другим примером скромности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является история, переданная от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. В ней сообщается, что в свое время одна негритянка /или: … один мужчина …/, подметала полы в мечети, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потерял ее /или: … его/ из виду, а когда он спросил о ней /или: … о нем…/, ему сказали: “Он умер”. Услышав об этом, он воскликнул: “И вы не сообщили мне о ней /или: … о нем…/?» — и получилось так, будто они сочли то, что ее /или: … его …/ касалось, чем-то незначительным. А потом он сказал: “Покажите мне ее /или: … его …/ могилу!” И его привели к этой могиле, над которой он совершил заупокойную молитву, после чего сказал: “Поистине, эти могилы погружены во мрак, окутывающий тех, кто в них находится, и, поистине, Аллах Всевышний озарит их для них посредством моей молитвы”[326].
Анас ибн Малик, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я прислуживал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и за все это время он ни разу не высказал мне недовольства и не сказал мне: “Почему ты сделал это?” — или: “Почему ты этого не сделал?” И он обладал самым лучшим нравом из всех людей»[327].
Глава одиннадцатая
Сдержанность и снисходительность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достиг идеала в проявлении сдержанности и снисходительности на поприще призыва к Аллаху. Примеров этого чрезвычайно много и упомянуть все из них не представляется возможным, посему ограничимся приведением лишь некоторых из них.
История о человеке, который посчитал несправедливым то, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил трофеи
Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день битвы при Хунейне посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отдал предпочтение некоторым людям при разделе трофеев. Так, он дал аль-Акра`у ибн Хабису сто верблюдов, и столько же дал `Уйайне ибн Хисну и щедро оделил некоторых знатных арабов,[328] отдав им в тот день предпочтение перед другими. Увидев это, один человек сказал: “Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не ради Аллаха это было сделано!” Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” — после чего я пришел к нему и сообщил о том, что сказал этот человек. Когда он услышал мои слова, то изменился в лице, покраснев, и воскликнул: “А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?!” — а потом сказал: “Да помилует Аллах Мусу, который подвергался еще большим обидам и терпел!”[329]
То, что описано в этом хадисе, — одно из величайших проявлений сдержанности и благоразумия на пути призыва к Аллаху. По своей мудрости Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил трофеи между теми, чьи сердца надлежало склонить к исламу, препоручив тех, чьи сердца укрепились в вере, их вере[330].